Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных
федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,
предоставленными профсоюзам как организации.
Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному
звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными
правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,
предоставленные органам
первичных профсоюзных
предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). (В некоторых профсоюзах
приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в
большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин
более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и
иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование).
Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется
местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на
предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые
правоотношения.
Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным
органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их
деятельности и ее необходимую дифференциацию.
Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на
представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем
масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении
профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей
непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно
представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны
аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во
взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их
объединениями и представителями, влиять на формирование интересов
работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все
профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им
все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых
вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и
охраны труда.
Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет
подразделить их на права:
а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),
государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением
трудом (регулированием трудовых отношений);
б) по решению вопросов на паритетных началах или
самостоятельно принимать решения. Например, законом прямо
предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда
в случаях, предусмотренных законодательством.
На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,
соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами
исполнительной власти.
Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении
трудовых споров.
Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм
деятельности)'.
а) не правовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов;
б) правовые,
т.е. предусмотренные
Классификация прав профсоюзов по формам их реализации (правовым
формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов.
Это - выражение мнения (например, в правотворчестве), согласование акта
(действий работодателя, его представителя) (например, введение коллективной
материальной ответственности работников - ст. 121* КЗоТ); согласие,
разрешение на определенные действия работодателя (администрации (например,
на производство сверхурочных работ - ст. 54 КЗоТ) требование определенных
действий от работодателя (администрации) (например, требование принять
меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого
нарушаются или не
выполняются обязательства
Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).
Когда законодательство
не предусматривает
действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных
вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это
мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение
может быть учтено при принятии решения.
Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять
решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа,
принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть
отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя
соответствующего профсоюзного органа. Без
согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт
юридической силы не имеет.
Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет
преимущественное значение перед волей работодателя (администрации).
Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо
предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.
Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их
деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере
профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении или неисполнении
коллективного договора, это требование должно быть выполнено. Лицо, в
отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать в
вышестоящий профсоюзный орган.
Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам
носит либо совещательный, либо паритетный (социально- партнерский), либо
обязательный характер.
В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право
законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось.
Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты
социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон
СССР от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях
их деятельности».
В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную
инициативу отсутствует. Оно пока сохранилось в конституциях ряда субъектов
РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.
Право законодательной инициативы означает не только возможность
предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов
законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально
отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на
заседание (сессию) законодательного органа либо отклонить, но с
соответствующей мотивировкой.
Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной
власти, работодателями (администрацией) сохранилась. Профсоюзам необходимо
в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности
прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В
интересах трудящихся они
стремятся проявлять
по социальным вопросам, используя совещательные полномочия - проводить
экспертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих группах по
их подготовке и др.
По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от
вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы:
а) трудового договора;
б) обеспечения занятости;
в) рабочего времени;
г) времени отдыха;
д) оплаты и нормирования труда;
е) гарантий и компенсаций;
ж) дисциплины труда;
з) охраны труда;
и) контроля за соблюдением трудового законодательства и
законодательства об охране труда;
к) разрешения трудовых споров.
По содержанию права делятся на права:
во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений,
во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства,
в-третьих,
по участию в разрешении
Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку.
По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной
которых они являются.
Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе
сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли
соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров
(контрактов). На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие
полномочия с тем, чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы
работников (ст. 226 КЗоТ).
В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия
нормативных правовых актов о труде или их применения без участия
профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам
непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые
последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или
применении условий труда необходимо определять в зависимости от того,
нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.
Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не
должно выполняться.
Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов
работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу,
несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому
решению законность. При отказе в согласии (согласовании) оно должно быть
отменено.
Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает
права или ущемляет интересы работников (работника) при применении
установленных условий труда, его следует признавать недействительным, не
порождающим правовых последствий.
В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их
органов по контролю за
соблюдением трудового
произошло. Они вправе осуществлять общественный контроль (ст. 244 КЗоТ). В
компетенции технической и правовой инспекций труда, находящихся в ведении
профсоюзов, произошли кардинальные изменения. С созданием
специализированных государственных органов по надзору и контролю за
соблюдением законодательства о труде и охране труда к ним от профсоюзной
инспекции
труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т.е.
государственные по природе и сути полномочия возвращены органам
государства.
В разрешении
трудовых споров профсоюзы
в качестве их законных представителей.
При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через
руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть
представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве
экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника.
При коллективных
трудовых спорах профсоюзы
стороны, вырабатывать требования и предъявить их работодателю
(администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с
работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности
примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового
арбитража.
По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права
подразделяются на права по защите:
а) членов профсоюза и
б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.
В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы
представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит
дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника.
Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда,
когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает
профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их
просьбе или по собственной инициативе.
Когда же
речь идет о коллективных
профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все
членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров,
Информация о работе Права профсоюзов в сфере трудовых отношений