Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:30, курсовая работа
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |
соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных
договорах и соглашениях).
Потребность
защиты прав и интересов,
современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические
противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное
регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе
своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными
видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них
сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,
хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -
предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных
правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как
самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных
норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят
правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и
содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.
Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому
воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно
возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право
содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их
защитной функции.
Общественные
отношения с участием
мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты
интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего
развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят
от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-
экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов
определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей
пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и
интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
помощью права;
в) во взаимодействии
правовых и не правовых
Объем и
содержание прав профсоюзов
их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями,
положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в
сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают
сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов.
Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями,
предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о
профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных
(общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права
только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в
силу их общественного характера. После принятия законодательства о
профсоюзах они должны
соблюдать это
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и
правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,
взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке
законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри
профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их
уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и
общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела
профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо
право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются
в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном
порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов
исполнительной власти.
Профсоюзы
независимы в своей
власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений
(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных
объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов
положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом
всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав
профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной
деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно
разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать
руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за
деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих
профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об
общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным
объединениям. Применительно к профсоюзам
он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои
уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как
законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных
объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие
профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все
профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от
численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел
отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных
профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из
законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об
общественных объединениях».
Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,
Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и
подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других
федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.
В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый
Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,
1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и
свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,
связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией
профсоюзов регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона
«Об общественных объединениях»).
В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах,
например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) с работодателями,
их объединениями и
2) с органами
государства, органами
3) с другими субъектами общественных отношений (например,
имущественных, налоговых).
Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов
входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их
деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно
используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.
Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство
меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных
отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных
экономических отношений - от отношений собственности, социально-
политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав
профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные
полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении
органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической
инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на
защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние
оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) -
Конвенции № 87, 135, 144 и др.
Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования
законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:
во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими
общественными отношениями;
во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной
организации полномочий;
в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих
профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы
работников.
В сферу
трудового права входят
с работодателями, их объединениями и представителями, а также с
государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в
предмет трудового права
как тесно связанные с
Участие профсоюзов
в регулировании трудовых
применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода
трудового права.
2. Общая
характеристика правового
Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса,
т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав
в сфере труда профсоюзы
действия других отраслей права: правами юридического лица, правом
собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в
области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной
природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,
установленными государством.
Законодательно
закрепленное положение
правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей
данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником
субъективных прав
и обязанностей профсоюзных
базовая категория он характеризует пределы юридических значений
деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности
действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им
юридических полномочий.
Содержание
труда правового статуса
закрепленных за ними юридических возможностей.
Статус профсоюзов в сфере труда (труда правовой статус) как часть их
совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе
сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми,
характерными именно для данного этапа.
Стабильность, преемственность содержания труда правового статуса
профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между
работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов
работников в этих отношениях.
Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по
представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых
отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда.
Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм
реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав,
Информация о работе Права профсоюзов в сфере трудовых отношений