Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:16, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является анализ правонарушений и ответственности в сфере труда.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть сущность правопорядка и правонарушения в сфере трудовых отношений;
- рассмотреть виды нарушений в сфере труда;
- привести квалификацию ответственности за нарушение трудового законодательства;
- рассмотреть спорные правовые проблемы при заключении и расторжении трудового договора.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА КАК ОСНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО НОРМАМ ТРУДОВОГО ПРАВА 10
1.1. Понятие и сущность правопорядка в сфере трудовых отношений 11
1.2. Правонарушения в сфере труда 21
1.3. Виды правонарушений в сфере труда 35
Глава II. КВАЛИФИКАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ 50
2.1. Материальная ответственность работника в сфере труда 50
2.2. Административная ответственность работодателя в сфере труда 67
2.3. Уголовная ответственность работодателя в сфере труда 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Составление протокола об административном правонарушении в трудовой сфере должно быть осуществлено с соблюдением требований о сроках. В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ). Далее на основании составленного протокола инспекторами по труду должно быть выдано предписание, в котором подробно указывается, какое именно нарушение норм трудового законодательства было выявлено, а также порядок и сроки его устранения. После его устранения работодатель обязан уведомить федеральную инспекцию труда. Если указанные в предписании требования не были исполнены (а также другие требования государственных инспекторов), наступают следующие последствия:
1) неповиновение
законному распоряжению или
2) невыполнение
в установленный срок
3) непринятие
по постановлению (
4) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Рассмотрим наиболее проблемные вопросы судебно-арбитражной практики, возникающие в процессе разбирательства по делам о привлечении к ответственности за нарушения в сфере трудовой деятельности, связанные с квалификацией административного правонарушения.
Так, в частности,
достаточно проблемным следует признать
вопрос установления виновности лица,
привлекаемого к
Конкурсный управляющий МУП ПТО "Городское хозяйство" С.А.Г. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной инспекции труда в Московской области от 04.10.2004 N 18-50-9-5-80/1.
Согласно материалам дела, 04.10.2004 госинспектором труда (по правовым вопросам) в Московской области вынесено Постановление о привлечении конкурсного управляющего МУП ПТО "Городское хозяйство" С.А.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении ему административного штрафа в сумме 500 руб.
Заявитель просил суд признать указанное Постановление незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности. Суд его требования удовлетворил, сославшись на следующие обстоятельства.
Пунктом 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Как усматривается из оспариваемого постановления, "С.А.Г. - конкурсным управляющим - исполняется определение Солнечногорского городского суда от 04.06.2004, на основании которого был восстановлен в должности юрисконсульта С.С.И. с 22.03.2004 и уволен с 04.06.2004 по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. На основании определения Солнечногорского суда С.С.И. было начислено пособие по сокращению, зарплата за дни вынужденного прогула.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения, что и было нарушено".
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 1.5 Кодекса также предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Принимая во внимание презумпцию невиновности, установленную указанной нормой, вина заявителя подлежала установлению при производстве по делу об административном правонарушении.
Однако в нарушение данных норм, а также ст. 26.1 КоАП РФ вина конкурсного управляющего МУП ПТО "Городское хозяйство" не была установлена административным органом, поскольку оспариваемое постановление не содержит указанных выводов, а также конкретных обстоятельств, подтверждающих наличие вины истца.
При рассмотрении дела в суде инспекцией в нарушение ст. 65 и п. 4 ст. 210 АПК РФ также не представлено доказательств, подтверждающих вину истца во вменяемом ему правонарушении.
Таким образом, в данном деле постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства было отменено исключительно в связи с тем, что не была доказана и фактически установлена виновность субъекта, привлекаемого к ответственности. При этом суд подчеркнул, что обязанность доказывать вину правонарушителя в ходе судебного разбирательства возложена на орган, составивший протокол об административном правонарушении.
Уголовная ответственность является одним из видов юридической ответственности и составной частью более общего понятия - "социальная ответственность". В отличие от административной, материальной и дисциплинарной ответственности, основанием возникновения уголовной ответственности является преступление. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Нарушение норм трудового законодательства может также привести к возникновению уголовной ответственности. Условием возникновения уголовной ответственности является состав преступления, а именно - одновременное наличие:
1) общественной опасности;
2) противоправности;
3) виновности;
4) наказуемости.
В правовой литературе
принято проводить
Рассмотрим
деяния в сфере трудовых отношений,
за совершение которых предусматривается угол
1. Нарушение
правил охраны труда.
2. Необоснованный
отказ в приеме на работу
или необоснованное увольнение
беременной женщины или
Так, согласно Конвенции "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 г., государства обязаны обеспечивать женщинам право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе функции продления рода. Соответственно, потерпевшей по данному преступлению является женщина, находящаяся в состоянии беременности или имеющая детей до трех лет, как субъект трудовой деятельности. Объективная сторона преступления характеризуется такими признаками, как противоправные действия, выражающиеся в виде необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения с работы женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, по этим мотивам. Это может быть как прямой отказ, так и скрытый. Преступление считается оконченным уже на момент совершения отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения. Субъектом преступления, по ст. 145 УК РФ, является лицо, в прямые обязанности которого входит право по приему и увольнению работников.
3. Невыплата
заработной платы, пенсий, стипендий,
пособий и иных выплат