Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.
Из последнего определения следует, что в отличие от конвенций МОТ, вышеназванное Соглашение не распространяется на лиц, осуществляющих работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам. Также не применяется к беженцам, вынужденным переселенцам, лицам свободных профессий и артистам, въехавшим на короткий срок, лицам, приезжающим с целью получения образования и лиц без гражданства.
Анализ международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина трудящийся-мигрант.
Приведенные примеры универсального международно-правового регулирования свидетельствует о цели указанных источников – соблюдение «сквозной нормы в области прав человека» - запрета дискриминации, обеспечивающей принадлежность прав и свобод человека, а также равную их защиту независимо от национальной принадлежности, гражданства и других различий14.
Иностранные граждане, вступающие в трудовые отношения на территории Российской Федерации, подразделяются на ряд категорий, правовое регулирование трудовой деятельности которых имеет свои особенности. По разным основаниям могут быть выделены следующие основные категории иностранных граждан:
-
по сроку пребывания на
постоянно проживающие;
временно проживающие;
временно пребывающие, в том числе привлеченные на определенный срок из других государств;
- по основаниям (мотивам) въезда в Россию:
трудящиеся-мигранты;
беженцы;
лица, прибывшие в целях обучения;
-
по видам организаций, с
работающие в российских организациях;
работающие на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, в том числе с долевым участием, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, в филиалах иностранных юридических лиц;
работающие
на предприятиях и в организациях,
расположенных в свободных
командированные иностранными юридическими лицами в Российскую Федерацию для выполнения отдельных работ;
работники
дипломатических
Данная классификация, безусловно, не является исчерпывающей, однако позволяет обозначить многообразие категорий работающих в России иностранцев15. Далеко не все из них можно определить понятием «трудящийся-мигрант».
Для
дальнейшего уточнения
Следует обратить внимание на некоторое несоответствие между действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными документами в части определения понятия лиц, особенности регулирования труда которых являются предметом рассмотрения настоящей работы.
В
различных международных
В нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы выдачи и получения разрешений для трудоустройства этой категории лиц, используется термин «иностранный гражданин».
Под иностранным гражданином
в соответствии с Федеральным
законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ
«О правовом положении
Осуществляя
в установленном порядке
В данном случае трудовая деятельность включает не только работу по трудовому договору, но и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правовых договоров.
В отличие от термина «трудящийся-мигрант» используемого в международном трудовом праве, понятие «иностранный работник», в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
Термин «трудящийся-мигрант», используемый в статье 2 Международной Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» включает в себя лиц, занимающихся вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, которые обеспечивают за счет такой деятельности средства самого существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любого другого трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применимым законодательством государства работы по найму или двусторонними, или многосторонними соглашениями17, то есть, практически, категорию лиц, называемых индивидуальными предпринимателями в российской законодательстве.
Российские законодатели отказались от заимствования общепринятого в международном праве термина «трудящийся-мигрант». Применяемое в законодательстве Российской Федерации понятие «иностранный работник» можно рассматривать как синоним понятия «трудящийся (работник)- мигрант», используемого в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также в других международных документах, в которых дается несколько определений трудящегося (работника) – мигранта, поскольку до настоящего времени не существует юридически точного определения этого понятия18.
В связи с тем, что в категорию «иностранный работник» попадают лица, имеющие вид на жительство, то есть постоянно проживающие в Российской Федерации, на которых не распространяется разрешительный порядок трудоустройства, возникает необходимость уточнить определение, данное в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Обобщив
вышесказанное, представляется возможным
дать следующее определение: иностранный
работник – это иностранный гражданин
(лицо без гражданства), на законном основании
занимающийся оплачиваемой деятельностью
по трудовому или гражданско-правовому
договору, в Российской Федерации.
§ 2. Значение международно-правовых акты, закрепляющие права работников-мигрантов, в регулировании труда иностранных работников в Российской Федерации.
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных прав и интересов работников19.
Источники международно-правового регулирования труда включают разнообразные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, акты, принятые региональными объединениями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, а также двусторонние договоры между государствами.
Главный вклад нормативных актов ООН в международно-правовое регулирование трудовых отношений заключается в формировании каталога основных прав человека, которые должны содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной.
Под эгидой Организации Объединенных Наций был принят ряд важных документов, направленных на обеспечение возможности гражданам- мигрантам осуществлять профессиональную деятельность в других странах на условиях, исключающих ущемление их законных интересов и достоинства, дискриминацию в отношении их социальных и трудовых прав.
Международный пакт о гражданских и политических правах20 (принятый в 1966 году) закрепил норму, обязывающую государства-члены ООН обеспечить право граждан на выезд.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей21 (принята резолюцией № 45/158 Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года) содержит более 90 статей, включающих положения о защите прав, ликвидации дискриминации, содействии созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей.
Согласно
вышеуказанной Конвенции к
Основная часть международных норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена в конвенциях и рекомендациях МОТ, прежде всего в конвенциях «О трудящихся-мигрантах» от 1949 г. № 9722 и «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» от 1975 г. № 14323.
В них закреплены следующие правила:
-
государствам предоставлено
-
государственным властям
- свободный выбор занятости в государстве работы по найму предоставляется мигранту при условии, что он законно проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего двух лет;
-
при наличии ограничений при
найме трудящихся-мигрантов в
отдельных странах,
-
потеря работы трудящимся-
- трудящийся-мигрант не должен высылаться в страну происхождения на том основании, что он не в состоянии продолжать выполнять работу по болезни или увечью, полученному после его прибытия в страну. Компетентный орган государственной власти может решить, что данное правило применятся к мигрантам только по истечении определенного периода, который не должен превышать пять лет со дня выдачи разрешения на постоянное жительство.
Конвенция МОТ от 06.02.1982 г. № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя»24 предусматривает принцип, что трудовые отношения с иностранными работниками не прекращаются, если для этого нет законных оснований.
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ