Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.

Работа состоит из  1 файл

диплом(2).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

    Соглашение  с Литовской Республикой содержит исключение из этого правила. В Соглашении указано, что в случае досрочного расторжения трудового договора в связи с прекращением работодателем государства временной трудовой деятельности своей хозяйственной деятельности, сокращением численности или штата, на работника распространяются компенсации, предусмотренные законодательством государства временной трудовой деятельности для высвобождаемых по указанным основаниям работников. В этом случае работник также имеет право заключить новый трудовой договор с другим работодателем государства временной трудовой деятельности,  на период до истечения срока действия разрешения на трудовую деятельность при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев (ст. 7). Присутствие такой нормы было  важно на момент заключения указанного Соглашения, поскольку данная норма появилась в российском законодательстве только с введением в силу статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ. Предоставление трудящемуся-мигранту возможности продолжить свою оплачиваемую деятельность у другого работодателя, без получения нового разрешения на работу,  до окончания срока выданного разрешения в случае расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников соответствует его интересам. В противном случае работник вынужден покинуть иностранное государство, куда он приехал для занятия оплачиваемой деятельностью, в связи с причиной, никак от него не зависящей, не достигнув цели своего приезда.

    В Соглашении с Китайской Народной Республикой есть норма (пункт 2 статьи 10), предоставляющая работнику право в случае досрочного расторжения трудового договора   по причине ликвидации организации-работодателя, сокращения численности или штата работников,  заключить новый трудовой договор с другим работодателем,   при условии,  что до истечения срока осталось не менее трех месяцев, но при получении нового разрешения на трудовую деятельность..

    В связи с изменением законодательства  РФ  мигранту из КНР не нужно получать новое разрешение на работу, потеряв работу в указанных случаях, он может заключить договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии наличия у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

    Позитивной  стороной всех двусторонних соглашений является установление общих положений по регулированию вопросов социального обеспечения, въезда и выезда из государства трудоустройства, недопущения  двойного налогообложения и других.

    Одним из важнейших направлений совершенствования договорной  правовой базы является заключение новых и дополнение существующих международных договоров в области внешней трудовой миграции мерами по обеспечению защиты социальных и экономических прав работников-мигрантов в соответствии с основополагающими документами ООН, МОТ и Совета Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.    Порядок оформления трудовых отношений с работниками -  гражданами иностранных государств.  

  § 1.  Общие требования, предъявляемые  к оформлению трудовых отношений с иностранным работником. 

  Пункт 8 статьи 18 Закона об иностранных гражданах61 закрепляет целый ряд обязанностей работодателя и (или) заказчика работ, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным гражданином в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско- правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

  Так, работодатель обязан иметь разрешение на привлечение  и использование иностранных  работников, если иное не предусмотрено вышеуказанным законом и другими нормативно-правовыми актами. Кроме того, при отсутствии разрешения на работу в Российской Федерации у привлекаемого к работе иностранного гражданина, работодатель обязан обеспечить получение им такого разрешения.

  Предоставление  документов, необходимых для регистрации  гражданина по месту пребывания в  Российской Федерации законодатель так же закрепил как обязанность  работодателя.

  Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона об иностранных  гражданах предусматривает обязанность работодателя уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней в следующих случаях:

  1. со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,
  2. прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания,
  3. получения иностранным гражданином разрешения на работу,
  4. заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),
  5. приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
 

  Некоторые обязательства возникают у работодателя и в связи с выездом иностранного работника из Российской Федерации. Так, согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 18 работодатель обязан содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Если же работник будет выдворен с территории Российской Федерации в административном порядке либо депортирован, работодатель обязан оплатить расходы, связанные с таким выдворением, либо депортацией в случае, если работник был принят на работу с нарушением установленного Законом об иностранных гражданах порядка привлечения и использования иностранных работников.

  Подпункты 7 и 8 пункта 8 статьи 18 Закона об иностранных  гражданах предусматривают обязанности  работодателя по информированию федеральных исполнительных органов в сфере миграции и их территориальных органов.

    Так в подпункте 7 закреплено, что работодатель обязан направлять в федеральный  орган исполнительной власти в сфере  миграции или его территориальный  орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров. А подпункт 8 обязует работодателя направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.62

    Работодатель должен внести на специально открытый Федеральной миграционной службой счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Закона об иностранных гражданах приведен в редакции  Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ). «Эти средства являются своего рода залогом, который используется для того, чтобы обеспечить выезд иностранного работника из Российской Федерации после окончания срока трудового договора. В том случае, если работодатель после выезда работника предъявит проездные документы, подтверждающие оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации, эти денежные средства будут ему возвращены».63 

  § 2. Заключение трудового договора. 

  Работодателю, привлекающему иностранных работников к осуществлению трудовой деятельности и использующему их труд, целесообразно разработать типовой трудовой договор, своеобразный проект, поскольку таковой  будет истребован органами миграционной службы и иными федеральными органами исполнительной власти для оформления разрешительных документов.

  § 3. Содержание трудового договора. 

  Содержание  трудового договора с иностранным  гражданином  должно соответствовать  законодательству Российской Федерации  и международным договорам, участником которых является Российская Федерация.

  Часть 1 статьи 57 Трудового кодекса РФ (с изменениями, вступившими в силу 06 октября 2006 года) закрепляет перечень сведений, которые должны быть указаны в трудовом договоре, а часть 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ закрепляет перечень сведений, обязательных для включения в трудовой договор.

В трудовом договоре могут предусматриваться  дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению  с установленными трудовым законодательством  и иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативно правовыми актами. В частности:

    • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
    • об испытании;
    • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
    • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
    • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
    • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
    • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

    По  соглашению сторон в трудовой договор  могут также включаться права  и обязанности работника и  работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

    Если  при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. 

    При разработке трудового договора с  иностранными гражданами работодателям  следует обратить внимание на некоторые  моменты, связанные с особенностями  въезда на территорию РФ, пребывания и  осуществления трудовой деятельности работника – иностранного гражданина.

    Так, например законодательство не предусматривает  обязанности органов миграционной службы информировать работодателя об аннулировании разрешения на работу и иных разрешительных документов. «Во избежание споров и недоразумений в трудовые договоры с иностранными работниками, временно пребывающими в Российской Федерации (въехавшими в Российскую Федерацию как на основании визы, так и в безвизовом порядке), необходимо включить условие о том, что работник обязан незамедлительно уведомить работодателя об аннулировании разрешения на работу. Целесообразно будет предусмотреть в трудовом договоре и обязанность работника предъявлять разрешение на работу по требованию работодателя»64.

    Если  гражданин иностранного государства, принимаемый на работу, проживает на территории Российской Федерации временно, то в трудовом договоре следует  в качестве обязанности такого работника закрепить немедленное извещение работодателя об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и, по аналогии с предъявлением разрешения на работу, предусмотреть в трудовом договоре для данного работника обязательность предъявления разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации по требованию работодателя. При невыполнении этой обязанности по причине утраты документа, удостоверяющего личность или разрешения в виде отдельного документа работник должен предъявить работодателю справку, подтверждающую факт заявления об утрате в орган миграционной службы по месту утраты или по месту временного проживания. После получения дубликата документа, удостоверяющего личность, с соответствующей отметкой или дубликата отдельного разрешения на временное проживание работник должен предъявить его работодателю.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ