Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.
Региональный акт СНГ по трудовой миграции воспроизводит содержание конвенций о международной миграции, правах работников-мигрантов, принятых ООН и МОТ.
В Рекомендательном акте СНГ закреплены важнейшие принципы трудовой миграции, в числе которых – используемый в международном частном праве коллизионный принцип lex loci laboris (закон места осуществления трудовой деятельности).
В вышеуказанном акте регламентированы следующие вопросы:
10) доступ к образованию;
11) социальное обеспечение.
Заслуживает внимания Соглашение от 06.03.1998 г. «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией»54, принятое в целях осуществления совместных мер к предотвращению незаконной миграции и обеспечения правовой основы для сотрудничества сторон в борьбе с незаконной миграцией.
В документе дано определение «незаконным мигрантам» - это граждане третьих государств (то есть не являющихся участниками данного Соглашения) и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию Сторон, а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные ее национальным законодательством.
При этом в Соглашении СНГ от 06.03.1998 г., сказано, что оно не применяется к лицам, прибывшим на территорию одной из Сторон в целях получения убежища или статуса беженца, если их ходатайства о предоставлении такого статуса поданы в соответствующие органы государства въезда в порядке, предусмотренном его законодательством.
Вопросам общего рынка и социальной политики государств участников Единого экономического пространства отведено значительное место в Договоре «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», заключенном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией 26 февраля 1999 года.
В названном документе сказано, в частности, о необходимости обеспечения свободного передвижения граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создания унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.
Подводя итоги, необходимо отметить, что достаточно большое количество вопросов труда и социального обеспечения работников-мигрантов государств-участников СНГ предполагает свое регулирование многосторонними и двусторонними соглашениями, заключенными их Правительствами. Практическое применение этих форм регламентации международных трудовых отношений дает возможность утверждать их состоятельность.
Новое
иммиграционное законодательство РФ значительно
улучшило условия и процедуры
регистрации временного пребывания
и получения разрешений на работу
для работников-мигрантов из стран
с безвизовым режимом. Стала очевидна
направленность миграционной политики
РФ на развитие сотрудничества и создание
общего рынка труда в рамках Содружества
Независимых Государств.
§ 5. Двусторонние международные договоры, заключенные Российской Федерацией вне рамок Содружества Независимых Государств.
Помимо двусторонних международных договоров Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, существуют двусторонние международные соглашения об иностранных работниках, заключенные между Российской Федерацией и другими государствами, не входящими в состав СНГ:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации от 29 сентября 1992 года55;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеральной Республики Германия о занятости лиц, работающих по найму, с целью повышения их профессиональных и языковых знаний от 17 мая 1993 года56;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан от 13 февраля 1995 года57;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории Российской Федерации от 15 марта 1994 года58;
-
Соглашение между
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 года60.
В таких соглашениях обычно указывается, что условия труда работника регулируются законодательством государства временной трудовой деятельности и не могут быть менее благоприятными, чем условия, предусмотренные для граждан этого государства.
Данные Соглашения регулируют трудовые отношения трудящихся-мигрантов как работающих по трудовому договору, так и выполняющих работу по договору подряда. Здесь стоит отметить, что Соглашения регулируют лишь деятельность тех работников, которые выполняют работу на территории другого государства в рамках договоров на выполнение работ или услуг, заключенных между работодателем государства постоянного проживания работника и юридическим или физическим лицом государства временной трудовой деятельности. Данную категорию работников некоторые Соглашения определяют терминологически, например, «работники по договору подряда» (Соглашение с Литовской Республикой), «контрактные специалисты» (Соглашение с Республикой Польша). Подобное выделение и определение этих работников отнюдь не выводит их из числа трудящихся-мигрантов, но лишь подчеркивает отличия их правового режима от правового режима работников, осуществляющих свою деятельность по трудовому договору, заключенному непосредственно с работодателем государства временной трудовой деятельности. Причем особенности правового положения тех и других работников определяются природой трудовых и гражданских правоотношений. Тем не менее, было бы целесообразнее распространять действие Соглашений и на тех работников, которые трудятся по гражданско-правовым договорам, заключенным непосредственно с работодателями иностранного государства. Это позволило бы в полной мере защитить всех трудящихся-мигрантов.
Соглашения
по-разному определяют срок, в течение
которого может
осуществляться трудовая
деятельность. Статья 3 Соглашения
со Словацкой Республикой предусматривает,
что в рамках выполнения договоров подряда,
заключенных между работодателем государства
постоянного проживания временного работника
и юридическим (физическим) лицом принимающего
государства, на срок до 2 лет. В случае,
если это необходимо для выполнения работ
в соответствии с заключенным договором
подряда, указанный срок может быть продлен
до 3 лет. Временным работникам, выполняющим
руководящие функции, этот срок может
быть продлен до 4 лет. Срок трудовой деятельности
по трудовому договору может быть ограничен
одним годом с возможностью (если это позволяет
ситуация на рынке труда) продления данного
срока не более чем на 6 месяцев, также
трудовой договор может быть заключен
на срок до 6 месяцев (включая сезонные
работы) один раз в течение календарного
года. Соглашение предусматривает, что
в случае прекращения трудовых отношений
временного работника, осуществляющего
свою деятельность по трудовому договору,
заключенному на срок до одного года, до
истечения срока договора по причинам
от него не зависящим, уполномоченный
орган принимающего государства предпримет
посреднические усилия по подысканию
ему другого равноценного рабочего места.
В Соглашении с Республикой Польша указано, что продолжительность трудовой деятельности работников не должна превышать 12 месяцев. В особых случаях по заявке работодателя и с согласия работника этот срок может быть продлен до 18 месяцев. Срок деятельности контрактных специалистов не должен превышать 2-х лет. При необходимости продолжения работ по контракту этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев (п.1 ст.4).
Соглашения
с Китайской Народной Республикой
и Литовской Республикой
В связи с тем, что подобные договоры субъектов хозяйственной деятельности носят долгосрочный характер, более удачен подход, принятый в Соглашениях с Республикой Польша и Словацкой Республикой, предусматривающий возможность более длительной продолжительности деятельности, осуществляемой в рамках договора подряда, заключенного между работодателем государства проживания и юридическими или физическими лицами иностранного государства.
Указанные выше Соглашения предусматривают, что трудящиеся-мигранты должны иметь разрешение на работу, выданное в соответствии с законодательством принимающего государства. Работник не может выполнять другую оплачиваемую работу, кроме той, на которую выдано разрешение. Разрешение не подлежит передаче другому работодателю. В случае выявления подобных нарушений, разрешение аннулируется.
Представляют интерес положения, касающиеся заключения трудового договора между трудящимся-мигрантом и работодателем иностранного государства, содержащиеся в названных выше международных Соглашениях.
Соглашение со Словацкой Республикой лишь указывает на необходимость заключения трудового договора между работником и работодателем в письменной форме.
В Соглашении с Республикой Польша (пункт 2 статьи 5) говорится и о содержании трудового договора. Он должен определять оплату труда и условия труда, срок действия договора, а также прочие условия, связанные с трудоустройством и проживанием работника. В Соглашении (пункт 3 статьи 5) присутствует и такое положение: «Накануне выезда к месту работы работник получает проект трудового договора на его родном языке». Данная норма не совсем точна: во-первых, отсутствует указание на обязанность представить работнику трудовой договор до выезда из страны проживания; во-вторых, не совсем удачен термин «проект», он дает возможность представить работнику договор, в котором будут содержаться лишь общие условия.
Наиболее удачно сформулирована норма Соглашения с Литовской Республикой: «Работник до выезда к месту работы в государстве временной трудовой деятельности должен получить текст трудового договора на государственном языке государства постоянного проживания или на другом понятном ему языке».
Следует
отметить, что в Соглашении с Литовской
Республикой указаны
В
связи с тем, что привлечение
трудящихся-мигрантов
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ