Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.
Соглашения предусматривают ежегодный обмен информацией о работодателях и заказчиках работ (услуг), привлекающих трудящихся-мигрантов из государства другой Стороны, а также данными о численности и профессиональном составе привлеченных работников.
Предусматривается включение работника в другие, равноценные трудовые отношения на срок действия трудового договора, в случаях ликвидации предприятия и сокращения численности работников45. При невозможности трудоустройства на высвобождаемых работников распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства
Некоторые международные договоры регулируют вопросы возмещения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Подробно эти вопросы оговорены в договорах Российской Федерации с Украиной и Молдовой.
Особо необходимо выделить отношения Российской Федерации и Республики Беларусь. Рассмотрим Договор «О создании Союзного государства»46, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 года. Согласно статье 18 данного документа, вопросы миграции относятся к совместному ведению Союзного государства и государств-участников указанного Договора.
В подписанной в соответствии с этим документом Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года сказано, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе основными параметрами развития союзного государства будет являться, в частности, и межгосударственная миграция рабочей силы.
Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»47, принятое в целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий, устанавливает не только то, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Было указано также, что документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
В решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 указывается также, что граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.
Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и РФ, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
При
высвобождении работника, являющегося
гражданином государства
В настоящее время находится
в процессе ратификации
Заключаемые в последние годы подобного рода двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами более объемны по своему содержанию и касаются значительно большего количества вопросов по сравнению с теми соглашениями, которые принимались в начале девяностых годов.
Однако,
следует подчеркнуть
В силу исторических, социально-экономических, геополитических и других причин Россия принимает активное участие в правовом регулировании процессов трудовой миграции в рамках Содружества Независимых Государств. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, ратифицированный Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией Молдавией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, направлен на поэтапное создание общего экономического пространства государств-участников СНГ на базе рыночных отношений, что предполагает свободное перемещение рабочей силы в пределах территории «экономического союза».
Одним из основополагающих документов является Соглашение Правительств государств-участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»48 от 15 апреля 1994 года, в основном посвященное унификации коллизионных норм в области трудовой миграции. Следует отметить, что указанное Соглашение подписано всеми государствами-участниками СНГ, но не вступило в силу в Грузии и Туркменистане.
Соглашение регулирует основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют свою трудовую деятельность у работодателя на территории другого государства-участника соглашения в соответствии с его законодательством.
Соглашение не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам; к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; к лицам, приезжающим специально с целью получения образования.
В соглашении закреплены следующие основные нормы:
Порядок
привлечения иностранных
Въезд работников на территорию страны трудоустройства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действующим на ее территории законодательством и соглашениями, заключенными между странами выезда и трудоустройства.
Стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения мигранта в страну выезда в случаях нарушения им законов страны трудоустройства и правил пребывания иностранных граждан.
Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором, заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства и русском языке в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства. В трудовом договоре, который вручается работнику до его выезда, должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, об условиях труда и его оплаты, о продолжительности рабочего дня и времени отдыха, об условиях проживания, а также о сроке действия трудового договора, об условиях его расторжения, о порядке покрытия транспортных расходов. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства.
Если
трудовой договор расторгнут в связи
с ликвидацией или
Налогообложение трудовых доходов работников страны выезда осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством страны трудоустройства. Стороны не допускают двойного налогообложения заработанных работниками средств.
Работники могут осуществлять перевод заработанных средств на территорию страны выезда в соответствии с законодательством страны трудоустройства и с учетом двусторонних соглашений.
Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный, в установленном на территории страны выезда порядке, перевода документов на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства работодатель выдает работнику справку или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.
Еще один многосторонний акт, принятый в рамках СНГ – межправительственное соглашение государств-участников СНГ от 09.09.1994 г. «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей»50.
Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, производится работодателем страны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством. Пересмотр степени тяжести трудового увечья и профессионального заболевания работника осуществляется в соответствии с законодательством страны, на территории которой он проживает.
Наряду с вышеуказанным соглашением государства-участники СНГ заключили еще два соглашения:
- Соглашение от 09.12.1994 г. «О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания»51, которым устанавливается порядок расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками временно находящимися на территории другого государства в командировке;
- Соглашение от 09.12.1994 г. «О сотрудничестве в области охраны труда»52. Данное соглашение указывает, что государства – участники, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации национальной политики в области охраны труда: считают целесообразным проведение скоординированной политики по вопросам охраны труда с учетом общепринятых международных норм и правил; признают стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), единые нормы и правила по охране труда в качестве межгосударственных по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом требований национального законодательства сторон и результатов совместной работы, направленной на совершенствование ССБТ; утверждают согласованные или совместно разработанные нормы и требования по охране труда к взаимопоставляемым машинам, механизмам, оборудованию, материалам, технологиям, средствам охраны труда; применяют согласованные термины и определения в области охраны труда; создают совместную информационную систему с банком данных по охране труда и организуют публикации по этому вопросу.
Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в 1995 году одобрила региональную Конвенцию, так называемый рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»53. Документ содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ. В числе целей принятия вышеуказанного акта: урегулировать процесс трудовой миграции в рамках СНГ, обеспечить права трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находятся; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в данной области.
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ