Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, реферат
С одной стороны, происходит падение производства (более чем вдвое к 90-му году) и его теневизация (по оценкам, от 40 до 70% ВВП); снижение спроса на труд и массовая безработица (ищут работу и готовы приступить к ней 10% экономически активного населений); девальвация и без того низкой цены рабочей силы (реальная заработная плата в конце текущего десятилетия составила треть от его начала); постоянно растущая бедность, в том числе и работающих людей, которым мало платят (в среднем за 1999 г. - 60 долл. в месяц), задерживают начисленное (на 1 октября 2000 г. невыплаты составляют 39 млрд руб. или 40% месячного фонда заработной платы), выдают в натуре или «в конвертах» (примерно 20% от всего причитающегося) и пр
Вместе с тем, реальная, а не формальная социально-защитная функция трудового права в гендерном аспекте в условиях трансформирующихся отношений собственности и найма требует модернизации и адаптации многих ныне предусмотренных норм: отказа от недействующих или ведущих к ухудшению ситуации, (к примеру, безусловное, запрещение для женщин ночных, тяжелых и вредных работ), наряду с сохранением тех, которые имеют принципиальное для интересов общества значение. Отсюда рационально сохранение гарантий для работающей женщины исключительно на период активного материнства (беременность, кормление, отпуск до 1,5 лет), что обусловлено проблемами воспроизводства населения, здоровья будущего поколения, охраны прав ребенка. В остальном регулировании положения женщины-матери на производстве, видима, рационален переход от запрета к согласительным принципам.
Адаптационные процессы также
заключаются в усилении ориентации
на международные стандарты
Более того, появление в
КЗоТе категории «одинокий
Такова цена излишней гендерной
детализации норм права, попыток
внедрения сверхновых формулировок
в угоду осовремениванию
В связи с этим нельзя
не отметить противоположные вполне
объяснимому приспособлению законодательства
к реалиям сегодняшнего дня, попытки
грубого слома сложившегося у
нас традиционного
Мы полагаем, что сохранение общественной значимости фактора материнства (родительства) в трудовом законодательстве не является дискриминацией, поскольку направлено на выравнивание возможностей работающих по полу и семейному положению с учетом объективной нуждаемости в заботе государства. Такова и позиция Декларации ООН о ликвидации всех форм дискриминации, Европейской социальной хартии, соответствующих конвенций МОТ. Анализ показывает, что в вопросе о трудовых правах работающих матерей, а ныне все чаще работающих родителей, российское государство ведет себя вполне цивилизованно - на уровне сложившемся в европейском праве.
Реформирование трудового
законодательства должно, по нашему мнению,
включать принципиально новый момент,
появившийся ныне в зарубежной юриспруденции.
Это - право работника на уважение
личного достоинства, на конфиденциальность,
на суверенность личной жизни, невторжение
работодателя в интимную сферу, наконец,
на защиту от насилия на работе. Не секрет,
что дискриминация идет рука об руку
с неуважением, насилие в семы
нередко дополняется насилием на
работе со стороны начальника. Это
должно решительно искореняться государством,
претендующим на качества правового, демократического
и социального. К тому же с появлением
более высоких современных
Рассматривая трудовое законодательство
РФ в гендерном измерении, следует
иметь в виду два вида норм - учитывающих
пол или нейтральных, адресованных
к недифференцированному
Обо всем этом - далее более подробно по основным разделам трудовых отношений.
3. Социально-гендерная экспертиза основных разделов трудового законодательства
Равные права и равные возможности е сфере труда
Поскольку Конституция РСФСР 1918 г. не содержала статей, закрепляющих какие либо приоритеты одного из полов, то это не оговаривалось и в нормативных актах, касающихся сферы занятости. Издаваемые в это время нормативные акты, как правило, не закрепляли каких либо особенностей регулирования трудовых отношений одного из полов. Так, постановление СНК 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне» содержало положение о запрете пользоваться ночным трудом, рабочих женского и мужского пола в возрасте до 17 лет; было издано постановление правительства о введении равной оплаты мужчин и женщин; декрет СНК от 1918 г. «О заработной плате рабочих и служащих в советских учреждениях» установил минимум заработной платы взрослому рабочему также без различия пола.
Однако в целях максимально возможного вовлечения женщин в общественное производство предусматривались определенные мери защиты, и в первую очередь, в периоды, связанные с деторождением. Уже в 1917 г. было принято постановление СНК «Об отпусках», в котором женщинам предоставлялось право на освобождение от работы по беременности и родам в течение 16 недель с выплатой пособии в размере полного заработка. В то время это был самый длительный отпуск в мире.
Кодекс о труде РСФСР
от 1922 г. уже содержал систему норм,
устанавливающую особенности
- льготу по привлечению
к трудовой повинности для
мужчин старше 45 лет и женщин -
старше 40 лет, беременных женщин на
- запрещение применения
труда женщин в особо тяжелых
и вредных для здоровья
- недопущение на сверхурочную
и ночную работу беременных
и кормящих грудью женщин (беременных
женщин, начиная с шестого месяца
беременности, кормящих грудью в
течение первых месяцев
- запрещение направлять женщин в командировки без их согласия (начиная с пятого месяца беременности, они освобождались от работы на 56 дней до родов и 56 дней после родов);
- перевод беременных женщин
на более легкую работу с
сохранением прежней
- дополнительные перерывы для матерей, кормящих грудью, не реже, чем через три с половиной часа.
Предусматривалось, что в
сфере профессиональной занятости
мужчины и женщины, освобожденные
от домашнего рабства, должны иметь
равные права. И в целях достижения
равенства было издано постановление
Наркомтруда (НКТ), ВЦСПС и ВСНХ, предусматривающее
введение квоты на увольнение женщин
при сокращении штатов, преимущественное
право сохранения рабочего места
за беременными женщинами и
В результате проводимой политики резко возросла профессиональная занятость женщин. Если в 1928 - 1929 гг. в стране было 2,5 млн. профессионально занятых женщин, то в 1931 г. - уже 3,6 млн. Характерной чертой этого периода явилось вовлечение женщин в те отрасли хозяйства, где их труд раньше не применялся вообще или применялся в ограниченных масштабах, а также где в период индустриализации в наибольшей степени ощущался недостаток рабочей силы (в угольную, лесную, нефтяную и т.п. отрасли). Такая политика занятости привела к резкому сокращению отраслевой и профессиональной сегрегации по полу. Именно в 30-е годы женщины вовлекались на работу в отрасли, до этого считавшиеся мужскими, составлялись специальные планы по профессиональной подготовке и повышению квалификации женщин, в том числе и по мужским профессиям.
Однако, в 1932 г. был введен
Список профессий и работ, на которых
запрещался женский труд. С этого
момента начинает увеличиваться (на
2-3 пункта каждые десять лет) индекс диссимиляции,
отражающий степень обособления
отрасле-профессионального
Конституция СССР 1936 г. предоставила
женщине равные права с мужчинами
во всех сферах жизнедеятельности, включая
право на труд, его оплату, отдых,
социальное страхование и образование.
Равные права в сфере труда
сочетались с государственной охраной
интересов матери и ребенка, предоставлением
при беременности отпусков с сохранением
содержания, широкой сетью детских
яслей и садов. Аналогичные нормы,
а следовательно и аналогичная
позиция содержалась в
В 1971 г. в КЗоТ было введено
запрещение ночного, сверхурочного
труда и направления в
В 1978 г. для улучшения
В 1981 г. женщинам, имеющим двух и более детей до 12 лет, начали предоставлять дополнительные трехдневные оплачиваемые отпуска и двухнедельные отпуска без сохранения заработной платы, и был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года. В 1984 г. Госкомтруд СССР утверждает положение о применении скользящего графика работы для женщин, имеющих детей. В 1989 году вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с сохранением рабочего места.
Нетрудно заметить, что
принятие значительной части перечисленных
законодательных актов, регламентирующих
положение женщин в сфере занятости
и на рынке труда, введенных в
период 70 - 80-х гг., явилось прямым
следствием инкорпорирования международных
норм в российское национальное трудовое
законодательство. Отличительная черта
этого инкорпорирования - в российском
трудовом законодательстве международные
нормы, как правило, толкуются расширительно,
предоставляя больше прав женщинам, чем
это предусмотрено
Суммируя гендерную ситуацию
в России накануне реформ 90-х годов,
отметим четкую взаимосвязь между
количеством предоставляемых
Информация о работе Совершенствование трудового законодательства и его гендерное измерение