Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, реферат
С одной стороны, происходит падение производства (более чем вдвое к 90-му году) и его теневизация (по оценкам, от 40 до 70% ВВП); снижение спроса на труд и массовая безработица (ищут работу и готовы приступить к ней 10% экономически активного населений); девальвация и без того низкой цены рабочей силы (реальная заработная плата в конце текущего десятилетия составила треть от его начала); постоянно растущая бедность, в том числе и работающих людей, которым мало платят (в среднем за 1999 г. - 60 долл. в месяц), задерживают начисленное (на 1 октября 2000 г. невыплаты составляют 39 млрд руб. или 40% месячного фонда заработной платы), выдают в натуре или «в конвертах» (примерно 20% от всего причитающегося) и пр
Размеры тарифных ставок ЕТС находятся на крайне низком уровне, в связи с чем оплата труда работников организаций бюджетной сферы - здравоохранения, образования, культуры составляет менее половины относительно оплаты работников промышленности, строительства, транспорта. Учитывая, что в бюджетно финансируемых отраслях преобладающей рабочей силой являются женщины, такое соотношение заработных плат является проявлением косвенной дискриминации.
Следует отметить, что принцип, который определяет размеры заработной платы - «обеспечение достойного уровня жизни работнику и его семье», не соблюдался ранее и не соблюдается до сих пор. Лишь в законе РФ «О прожиточном минимуме РФ» устанавливается, что минимальный размер оплаты труда определяется исходя из размеров прожиточного минимума и поэтапно приближается к нему. Однако на практике соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума уменьшается и в настоящее время составляет менее 10%. Известно, что получателями минимальной оплаты труда являются в основном женщины, и это в значительной мере определяет их отставание в системе вознаграждения за труд в целом.
Проект Кодекса ничего
не меняет в регулировании оплаты
труда ни в бюджетной, ни в коммерческой
сфере. Между тем, важно ликвидировать
функцию минимальной заработной
платы в форме норматива
С этих позиций недостатком
проекта является то, что в нем
не предусматривается в нужном составе
указанные границы
Современная проблема Кодекса
в области заработной платы - неотрегулированность
экономической ответственности
работодателя за ее задержку и нарушение
сроков оплаты. В поправках к КЗоТу
РФ, принятых Государственной Думой
и одобренных Советом Федерации,
предусматривается в таких
Условия труда
Регулирование труда по его условиям сформулировано правом в нескольких направлениях - в том числе и как гендерно нейтральные нормы, и как гендерно активные:
- льготы и преимущества
для всех занятых на тяжелых,
вредных и опасных работах,
независимо от пола работника
(сокращенный рабочий день, дополнительный
отпуск, специальное питание,
- ограничение для женщин
занятости на ночных работах,
за исключением
- запрет женской занятости
на ряде особо вредных и
опасных работ, на переноску
и передвижение тяжестей, превышающих
установленные предельные
Принятые в 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда»[vii]расширили это запрещение, распространив его относительно всех женщин детородного возраста, что поставило перед работодателем такое существенное ограничение, соблюдение которого приводило бы к массовому выводу женщин с предприятий и таким образом, к увеличению безработицы.
Чтобы этого не случилось и правительство успело бы разработать соответствующий механизм реализации данного законодательного положения, срок исполнения ст. 6 «Основ» был отложен Госдумой до 1 июля 2000 г. Однако до наступления зафиксированной даты и истечения объявленного моратория Федеральным Собранием 17 июля 1999 г. был принят новый Федеральный закон «Об основах охраны труда в российской Федерации», где требование о запрещении было сформулировано аналогично старой, действующей в КЗоТе норме, с поручением правительству переутвердить перечень подобных работ взамен действующего с 1978 г. В связи с этим в ст. 27 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» была предусмотрена отмена прежних регулирующих данный вопрос актов.
25 февраля 2000 г. постановлением
Правительства № 162 был утвержден
новый Перечень из 456 позиций тяжелых
работ, работ с вредными и
опасными условиями труда, на
которых запрещается труд
Тем не менее, осталась социально-экономическая проблема, ограничивающая права женщин на профессиональную занятость, исходя из потребности общества и государства в улучшении ситуации с воспроизводством населения и заботы о соблюдении прав ребенка на жизнь и здоровье. Помимо этого, следует отметить, что запрет для женщин на работы во вредных и опасных производствах, при одновременном разрешении работать в этих производствах мужчинам дискриминирует последних.
В принципе, противоречие между
свободой профессиональною выбора каждой
конкретной женщины и интересом
поддержания репродуктивного
По нашему мнению, эта
норма должна быть поднята в правовою
отношении и перенесена из примечания
к правительственному перечню от
25 февраля в действующий
Можно возразить, что рекомендуемое
нами в качестве оптимум сохранение
в обозримом будущем гендерно
дифференцированной политики в охране
труда не согласуется с процессами,
происходящими в этой области
во многих зарубежных странах, где отменяется
специальная охрана труда женщин
как способствующая дискриминации
при найме. Но, во-первых, это, как
правило, очень благополучные, богатые
и социально продвинутые
В нашем же конкретном случае при общенациональной практике несоблюдения законов, «диком» предпринимателе и работнике, запуганном безработицей и невыплатами, с сужающимся влиянием профсоюзов было бы просто разрушительным слепо копировать сделанное в развитых сообществах, претендующих на всеобщее благосостояние. Подобное понимание особенностей момента имеется в международных правовых актах, которые признают неоднозначность обстоятельств и поэтапность возможных шагов.
Но даже согласившись с рациональностью временного оставления для женщин «позитивной дискриминации» в сфере защиты от неблагоприятных условий труда, как все же быть с мужчинами, рискующими своим здоровьем во вредном производстве?
Здесь позиция гендерных исследователей однозначна: безусловно, повышение их безопасности не менее актуально, и нужно быть более решительными хотя бы на участках, которые отмечены в конвенциях и рекомендациях МОТ как наиболее неблагоприятные, в частности производства с канцерогенными веществами: асбест, бензол и пр.
В этом направлении Минздрав
РФ утвердил в 1998 г. перечень веществ, продуктов,
производственных процессов, бытовых
и природных факторов, канцерогенных
для человека, и назвал меры профилактики;
есть федеральный закон о
Социальное страхование
Важнейшей частью трудовых отношений является обязательное государственное социальное страхование. Затраты на эти цели включаются в цену рабочей силы (цену труда), выступают как часть издержек на производство, направляемых на социальную защиту работающих в случае утраты ими заработка в определенных законом объективных обстоятельствах: старость, болезнь, производственная травма и профзаболевание, смерть кормильца, материнство (родительство), потребность в санаторном лечении, безработица.
Сохранение основных положений
системы социального
Между тем, в обязательном
страховании содержится гигантская
социальная, а следовательно, гендерная
нагрузка. Она не относится к формированию
средств, которое происходит по равным
тарифам независимо от пола работающих
(антидискриминационный подход)
Это, прежде всего, относится
к главному виду страхования - пенсионному,
формирующему подавляющую его часть
- трудовые пенсии. В них, к сожалению,
отражается и консервируется вся
сегодняшняя социо-половая
Свершившийся ныне переход к пенсиям на базе исчисления индивидуального коэффициента, определяемого из отношения заработной платы работника к средней по народному хозяйству, увеличивает это различие в пользу мужчин. Еще больше возрастает разница при переходе к накопительной системе, где отставание женщин в оплате труда ничем не компенсируется, а либо сохраняется, либо увеличивается по известным причинам: меньше трудовой стаж при более низком пенсионном возрасте, исключение нестраховых периодов, более длительное пребывание на пенсии (примерно 23 года у женщин и 14 у мужчин) в пределах накопленной суммы средств, снижающее для женщин ежегодные выплаты и т.п. Вопрос же о едином по полу возрасте выхода на пенсию имеет сложный многофакторный аспект, связанный как с профессиональным, так и с домашним трудом по воспитанию детей, в котором по-прежнему нуждается общество, особенно в условиях демографического кризиса и массовой безработицы, низкого уровня жизни, отставания сервиса.
Страховые программы по болезни
и медицинскому обслуживанию распределяются
ныне в основном в пользу женщин-матерей,
которые чаще утрачивают свой заработок
в связи с рождением ребенка,
уходом за больным ребенком и другими
членами семьи; кроме того, следует
иметь в виду, что медицинское
страхование, помимо лечения заболеваний
общего типа, финансирует ряд разделов
здравоохранения, ориентированных
исключительно или
Напротив, система страхования здоровья и заработка от производственных рисков больше касается мужчин, среди которых выше доля занятых на тяжелых и вредных работах. Вместе с тем, гендерный расклад средств по помощи безработным опять-таки складывается в пользу женщин, составляющих подавляющую часть официально зарегистрированных среди потерявших и ищущих работу.
Информация о работе Совершенствование трудового законодательства и его гендерное измерение