Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, реферат
С одной стороны, происходит падение производства (более чем вдвое к 90-му году) и его теневизация (по оценкам, от 40 до 70% ВВП); снижение спроса на труд и массовая безработица (ищут работу и готовы приступить к ней 10% экономически активного населений); девальвация и без того низкой цены рабочей силы (реальная заработная плата в конце текущего десятилетия составила треть от его начала); постоянно растущая бедность, в том числе и работающих людей, которым мало платят (в среднем за 1999 г. - 60 долл. в месяц), задерживают начисленное (на 1 октября 2000 г. невыплаты составляют 39 млрд руб. или 40% месячного фонда заработной платы), выдают в натуре или «в конвертах» (примерно 20% от всего причитающегося) и пр
В итоге ясно, что всякое
ограничение программ и одновременно
выплат по социальному страхованию
ударяет и по женщинам, и по мужчинам,
но больнее - по женщинам, особенно в
неполных семьях. Отсюда работающие женщины
- естественные сторонники развития социального
страхования у нас в стране
как обязательной части трудовых
отношений, поскольку страховому принципу
свойственно перераспределять аккумулированные
средства между различными группами
застрахованных, включая перераспределение
между высоко - и низкооплачиваемыми
категориями, большинство которых -
женщины. А накопительные принципы
социально-трудовой защиты в настоящее
время при действующих
4. Правоприменение и контроль
Представляется, что намеченный
пересмотр трудового права и
его основы - Трудового кодекса
может принципиально не повлиять
на улучшение ситуации для работающего
человека независимо от пола , не только
из-за необъективно сформированных решений,
сколько из-за общего кризиса управляемости
в российском государстве - всеобщего
господства правового нигилизма
сильных и отсутствия мер эффективной
социальной защиты слабых на рынке
труда, т.е. реального социально-
Информация Рострудинспекнии,
призванной осуществлять надзор за соблюдением
трудовых прав работающих, о количестве
и тяжести нарушений в
Проверки соблюдения требований
охраны труда указывают на массовость
их нарушений. Так, на предприятиях Курской
области более 70 тысяч женщин трудятся
в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам (повышенный шум, запыленность
и загазованность); на предприятиях
Саратовской области тяжелые
физические нагрузки, превышающие допустимые
нормы, вредные факторы, нарушение
показателей микроклимата касаются
более чем 50 тысяч женщин; по данным
обследования Читинской области
в неблагоприятных условиях в
строительстве занята каждая четвертая
женщина, а в здравоохранении - даже
4/5. Велик травматизм: за 11 месяцев 1999
г, зарегистрировано пострадавших на производстве
в РФ 36 тысяч женщин, а травматизм
со смертельным исходом имеет
даже тенденцию к росту. В сфере
торговли и народного образования
преднамеренные убийства составили 30%
от всех несчастных случаев на производстве
со смертельным исходом. Отсутствует
санитарно-гигиеническое
За грубые нарушения трудового законодательства относительно занятых женщин и мужчин (по данным Госкомстата за 1999 г., пострадавшие от несчастных случаев распределяются между ними как 22 и 78%) подвергнуто штрафу 28 тыс. руководителей и других ответственных работников, привлечено к дисциплинарной ответственности 23 тыс. должностных лиц предприятий, из них отстранено от должности или уволено 1,5 тыс. В связи с нарушением норм охраны труда приостановлена работа 110 предприятий, свыше 6,5 тыс. подразделений и около 100 тыс. единиц оборудования, не принято в эксплуатацию 794 объекта и т.п.
Куда может обратиться работающая женщина за защитой своих прав? Отвечаем: в профсоюз, в органы Минтруда (Рострудинспекция), в суд, к Уполномоченному по правам человека. Но, во-первых, добиваться полагающихся ей гарантий она может лишь имея законный договор найма и лишена такой возможности в любом другом случае, если такого договора нет (хотя МОТ и признает фактическое исполнение работы доказательством трудовых отношений), либо если договор заключен в иной форме (договор подряда, документ на ведение предпринимательской деятельности, с помощью которого сейчас закабаляется продавщица в рыночной торговле и т.п.). Поэтому было бы важно, как мы отмечали выше, распространить правила Трудового кодекса на всех фактически находящихся в трудовых отношениях при наличии их признаков, подлежащих определению в системе законодательства.
Значительную роль в повышении уровня исполняемости законов в сфере трудовых отношений играет позиция профсоюзов. Однако, судя по истекшему десятилетию периода реформ, профсоюзы не используют гендерно ориентированные технологии в своих действиях. Объектом коллективных договоров на предприятиях, тарифных соглашений на территориях, в отраслях, генерального соглашения на федеральном уровне между работодателями, профсоюзами и государством пока выступает, как правило, недифференцированная по полу и семейному положению фигура работника, претендующая на общее соблюдение гарантий и решение общих проблем (занятости, заработной платы, условий и режима труда). Исключением, пожалуй, традиционно является только загородный отдых детей, организованный семейный отдых, культурно-массовая работа с детьми, некоторые конкретные меры по улучшению условий труда и т.п.
Между тем, предметом коллективных
договоров и соглашений вполне могли
бы стать гендерные аспекты
Необходимо также
В 1998 г. в Российской Федерации была предпринята попытка создания антидискриминационного механизма в лице Уполномоченного по правам человека. Но законодатель так странно оформил возможности названного института, что он не вправе критиковать принятые законы с позиций наличия в них признаков дискриминации. К тому же российский Уполномоченный принимает жалобы граждан на нарушения госорганов и должностных лиц только после прохождения этих жалоб по всем инстанциям - административным и судебным, и таким образом, совсем не похож на шведского омбудсмена - лицо назначаемое правительством в целях проведения расследований жалоб (в том числе индивидуальных) на дискриминацию и передачи их в суд. Хорошо бы и нам иметь государственно-общественную комиссию по равным правам и возможностям и соответственно расширить функции Уполномоченного по правам человека, имея в виду особо выделить проблемы дискриминации, в том числе в трудовых отношениях. Кроме того, все социально ориентированные структуры и специалисты должны располагать широко представленными показателями статистики по полу.
Создание новой эффективной
системы реализации норм трудового
законодательства предполагает разработку
Трудового процессуального
а) работники должны получить
возможность адекватно
б) в перспективе предпочтительным
видится создание единой системы
органов надзора и контроля за
соблюдением трудового
в) рационально сформировать
специальные судебные составы, которые
могут обеспечить квалифицированное
разрешение трудовых споров. Судьи
судов общей юрисдикции могут
стать председательствующими в
судебном составе по трудовым делам.
Освобожденные работники
К компетенции сформированного предложенным образом судебного состава могут быть отнесены как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры. Необходимо регламентировать и особые процессуальные правила рассмотрения трудовых споров. Прежде всего, работникам следует предоставить право обращаться за защитой интересов как в суд по месту нахождения работодателя, так и в суд по своему месту жительства.
Бремя доказывания правомерности
принятых решений должно лежать на
работодателе. При невыполнении им
обязанности представить в
Новый Трудовой кодекс и
каждый новый закон в трудовой
сфере - сложная социальная проблема,
поэтому они требуют
5. Выводы и предложения
1. Проведенная гендерная
экспертиза федерального
2. Отсюда был бы неэффективен
переход исключительно на
3. Гендерный, с учетом
пола работника, подход к
Известно, что женская
рабочая сила традиционно менее
привлекательный для
Информация о работе Совершенствование трудового законодательства и его гендерное измерение