Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:41, реферат
С одной стороны, происходит падение производства (более чем вдвое к 90-му году) и его теневизация (по оценкам, от 40 до 70% ВВП); снижение спроса на труд и массовая безработица (ищут работу и готовы приступить к ней 10% экономически активного населений); девальвация и без того низкой цены рабочей силы (реальная заработная плата в конце текущего десятилетия составила треть от его начала); постоянно растущая бедность, в том числе и работающих людей, которым мало платят (в среднем за 1999 г. - 60 долл. в месяц), задерживают начисленное (на 1 октября 2000 г. невыплаты составляют 39 млрд руб. или 40% месячного фонда заработной платы), выдают в натуре или «в конвертах» (примерно 20% от всего причитающегося) и пр
Учитывая, что женщины составляли 51% работающих, а излишне занятые по подсчетам специалистов превышали 10%, проводятся исследования по изучению возможностей постепенного сокращения рабочего времени для всех работниц, имеющих детей до 3 лет с 48 до 40 часов в неделю, а в последующем - до 35 часов с сохранением заработной платы, а также возможности вывода женщин со всех видов вредных и тяжелых работ. В качестве вероятной меры по выведению излишней численности предусматривалось введение отпуска для женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста 6 лет.
Массовый характер женского труда в СССР (92% трудоспособных женщин были заняты работой или учебой, что на 30 - 40% выше аналогичных показателей развитых стран) прямо опирался на широкую государственную программу мер по сочетанию профессиональных и семейных функций. С ее помощью женщина получила образование, профессию, рабочее место, самостоятельный доход. Но с ее же «помощью» из-за многочисленных исключений и изъятий в своей трудовой деятельности она оказалась работником «второго сорта», с более низкой квалификацией и более низкой, чем у мужчин, ценой рабочей силы.
Исходя из идей реформ, действующая
Конституция 1993 г. провозгласила уже
новый гендерный лозунг - равные
права и равные возможности, в
той числе в сфере труда. И
действительно, КЗоТ РФ содержит ряд
норм, развивающих это положение.
Статья 16 запрещает какое бы то ни
было прямое или косвенное ограничение
прав или установление прямых или
косвенных преимуществ при
Наряду с этим, КЗоТ РФ в редакции 1992 г. сохранил систему гарантий и льгот, предусмотренных только для женщин:
- запрещается отказывать
в приеме на работу и снижать
заработную плату женщинам по
причине беременности или
- запрещается применять
труд женщин на тяжелых
- перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет с сохранением им среднего, заработка по прежней работе.
В области режимов труда и отдыха предусмотрено:
- отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов (86 - в случаях осложненных родов или 110 дней - в случае рождения 2 и более детей);
- частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года;
- неоплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет;
- получение бесплатных
путевок или путевок на
- дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже, чем через три часа.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители относились к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, и в связи с этим получили дополнительные гарантии трудоустройства.
В 1992 г. гарантии и льготы,
предоставляемые женщине в
В 1999 г. в развитие Конвенции 156 МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся с семейными обязанностями и Кодекс законов о труде были внесены изменения, предусматривающие меры, направленные на обеспечение большего равенства в правах мужчин и женщин, выполняющих оплачиваемую работу, в частности при приеме на работу работников обоего пола, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и одиноких родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Гарантии при увольнении получали все работники с детьми-инвалидами и одинокие отцы. Льготы по режимам труда и отдыха, предусмотренные для женщин, были распространены и на мужчин. Глава XI «Труд женщин» переименована в соответствии с ее новым содержанием в «Труд женщин, а также работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами семей».
Внесенный в Государственную
Думу РФ правительственный проект Трудового
кодекса предусматривает
В последние десятилетия
во многих странах идет процесс постепенной
отмены юридических актов, устанавливающих
специальную охрану труда женщин.
Главный довод в пользу такой
отмены - отрицательное влияние
Полагаем, что задача совершенствования
трудового права в гендерном
измерении состоит в
Право на труд
Отсутствие механизмов реализации прав граждан является главным недостатком правовой ситуации в России. И действующая Конституция РФ, предоставляя гражданам право на свободно избранную занятость, также не определила соответствующего механизма реализации, что снизило значимость данной нормы по сравнению с ранее действовавшим в СССР правом на труд.
Генезис последнего в России был достаточно своеобразным, в том числе в гендерном отношении. Так, первая Конституция РСФСР 1918 г. ввела всеобщую трудовую повинность, а также признала труд - обязанностью всех граждан, независимо ни от каких обстоятельств. Но уже в Кодексе РСФСР 1922 г. от трудовой повинности, наряду с временно утратившими трудоспособность, освобождались женщины на период 8 недель до родов и 8 недель после родов, кормящие и имеющие детей в возрасте до 8 лет, при отсутствии лица, ухаживающего за ними.
Конституция СССР 1936 г. закрепляла трудовую обязанность граждан СССР и принцип «от каждого по способностям - каждому по труду». Она предусматривала и право гражданина на труд как право ни получение гарантированной работы. Оно обеспечивалось соответствующей организацией народного хозяйства, устранением кризисов и ликвидацией безработицы.
Конституция СССР 1977 г. провозгласила свободный от эксплуатации труд, а также право граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, превращение труда в первую жизненную потребность. Это право обеспечивалось не только социалистической системой хозяйства, но и бесплатным профессиональным обучением и развитием системы трудоустройства.
В русле проводимых реформ Конституция РФ 1993 г. в ч. 1 ст. 37 закрепляет свободный характер труда, что означает для гражданином право работать или не работать. Свобода труда означает и свободный для гражданина выбор профессии и рода деятельности.
Развитие принципа свободы труда закрепляется в ч. 2 ст. 37, запрещающей принудительный труд и в статьях Кодекса законов о труде РФ (ст.2 и 40), предусматривающих право на труд[v], который работник свободно выбирает или на который свободно соглашается, право на распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии и рода занятий, а также на защиту от безработицы. При этом гражданину гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу (ст.40), а также бесплатное содействие в подборе подходящей работы (ст.12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г.), бесплатные профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации гарантируются безработным гражданам по направлению службы занятости.
Правительственный проект Трудового
кодекса предусматривает
Такое положение противоречит
принципу, предусматриваемому в Европейской
социальной хартии, в соответствии
с которой государства
Кроме того, в соответствии
с Хартией государства
Дополнительные гарантии
занятости для отдельных
Одним из механизмов, обеспечивающих право на труд, является запрет дискриминации при найме на работу. В развитых странах, как правило, существует свой более или менее полный набор оснований запрещения дискриминации при найме на работу. В российском законодательстве, наряду с общей нормой о запрете необоснованного отказа в приеме на работу (ст.16 КЗоТ) содержится ст. 170, предусматривающая запрет для работодателя на отказ в приеме на работу по мотивам беременности или наличия детей, а также некоторый механизм защиты нанимающегося. Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме беременной женщине или работнику, имеющему ребенка в возрасте до 3 лет (ребенка-инвалида или инвалида с детства до 18 лет), одинокой матери или одинокому отцу, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде.
Однако на практике механизм антидискриминационного законодательства отличается низкой эффективностью. В судах редко рассматриваются жалобы на дискриминацию при приеме на работу, хотя она имеет на практике широкое распространение. В тех же случаях, кого такие жалобы поступают, они часто признаются необоснованными из-за отсутствия доказательств.
В связи с этим, мы считали бы необходимым внести в законодательство соответствующую поправку, предусматривающую, что при установлении факта дискриминации, суд вправе не только возложить на работодателя возмещение вреда, в том числе морального, но и принять в определенных случаях решение, обязывающее нанимателя взять на работу лицо, которому было незаконно отказано в найме.
В проекте Трудового кодекса
не предусматривается продвижение
и нужном направлении. Он содержит лишь
самую общую норму о запрещении
дискриминации в трудовых отношениях
(ст. 3), отменяя прежний прямой запрет
на отказ в найме по мотивам
беременности и т.п. Статья декларирует,
что каждый имеет равные возможности
для реализации своих трудовых прав
и свобод. Никто не может быть
ограничен в трудовых правах и
свободах или получать какие либо
преимущества при их реализации. Лица,
считающиеся, что они подверглись
дискриминации в трудовых правоотношениях,
вправе обратиться в органы системы
федеральной инспекции и/или в
суд с соответствующим
И хотя статья повторяет положения международного права, о том, что дискриминацией не являются различия, исключения, предпочтения или ограничения, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в особой, повышенной социальной и правовой защите, в самом законопроекте не предусматривается гендерно ориентированного механизма при найме на работу ни для одной из категорий.
Информация о работе Совершенствование трудового законодательства и его гендерное измерение