Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 87.77 Кб (Скачать документ)

Коллективными договорами и  отраслевыми соглашениями для беременных женщин и матерей с детьми грудного возраста могут устанавливаться  дополнительные льготы и гарантии,  оказание материальной помощи, приобретение путевок в санатории и дома отдыха и т.д.

Продолжительность отпуска  по беременности и родам для отдельных  категорий женщин увеличена.

Отпуск по беременности и  родам предоставляется на основании  больничного листка, выданного соответствующим  медицинским учреждением. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно  продолжительностью 140 календарных  дней, 70 календарных дней до родов  и 70 календарных дней после родов.

За весь период отпуска  по беременности и родам женщинам выплачивается пособие по государственному страхованию в размере, установленном  законодательством о социальном страховании.

В соответствии со ст. 11 Федерального законом  о «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.

Размер пособия по беременности и родам не может превышать  максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный

максимальный размер данного  пособия по каждому месту работы.

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам  выплачивается в размере, не превышающем  за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах  и местностях, в которых в установленном  порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера  оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

В районах и местностях, где в установленном порядке  применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по беременности и родам  определяется с учетом этих коэффициентов.

Отпуск по беременности и  родам засчитывается в общий  и непрерывный стаж работы, и в  частности в стаж, дающий право  на ежегодный отпуск.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно  после него либо по окончании отпуска  по уходу за ребенком женщине по ее заявлению предоставляется ежегодный  отпуск независимо от стажа работы. Даже при отсутствии требуемого по общему правилу 6-месячного стажа  работы ежегодный отпуск беременной женщине и женщине, родившей ребенка, должен быть предоставлен в полном размере, а не пропорционально проработанному времени. В этом случае отпуск предоставляется  авансом за первый год работы, в  счет которого включается также и  отпуск по беременности и родам.

Если женщина не использовала отпуск за истекший рабочий год, а  отпуск по беременности и родам охватывает часть следующего года работы, то по ее просьбе к отпуску по беременности и родам, либо к отпуску по уходу за ребенком должны быть присоединены оба неиспользованных отпуска.

После окончания отпуска  по беременности и родам женщина  вправе обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В период отпуска по уходу за

ребенком до достижения им возраста полутора лет женщине выплачивается

ежемесячное пособие из средств  Фонда социального страхования.

Ежемесячное пособие по уходу  за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере 40% среднего заработка, дохода, денежного довольствия,  по месту работы, службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1600 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном  порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный  и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Закрепление Трудовым кодексом права женщин-матерей на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и  принимаемые меры социальной защиты способствует созданию условий, позволяющих им сочетать производственную деятельность с выполнением функции материнства, а также сохранению трудового потенциала женщин и преодолению негативных последствий сложившейся демографической ситуации, в чем заинтересованы как общество в целом, так и работодатели.

Поэтому проблемы охраны труда  работающих женщин и создания условий  для осуществления функции материнства  неразрывно связаны между собой  и должны решаться комплексно.

 

Охрана труда  работников в возрасте до 18 лет

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с национальным законодательством России лица, не достигшие 18-летнего возраста, признаются детьми.

Целями государственной  политики в сфере труда является обеспечение права лиц, не достигших 18 лет  на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб их физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Для достижения этих целей законодательством установлен минимальный возраст приема на работу, предусмотрена необходимость содействия им в трудоустройстве, определены особые требования к предоставляемой работе, продолжительности рабочего времени и другим условиям труда.

Так, согласно статье  63 Трудового кодекса  РФ прием на работу несовершеннолетних по общему правилу допускается по достижении возраста 16 лет. В случаях получения ими основного общего образования либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Меры, обеспечивающие трудоустройство  несовершеннолетних лиц, принимаются  комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом  местного самоуправления и родителями, законными представителями несовершеннолетнего  в месячный срок с момента исключения.

С согласия одного из родителей, опекуна, попечителя и органа опеки  и попечительства может осуществляться прием на работу учащихся, достигших  возраста 14 лет, для выполнения в  свободное от учебы время легкого  труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Основные принципы подбора  работы для несовершеннолетних:

      1. соответствие работы возрастным и функциональным возможностям организма подростков;
      2. отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние их здоровья;
      3. исключение повышенной опасности травматизма для них самих и окружающих;
      4. учет повышенной чувствительности организма к действию производственной среды;
      5. исключение работ, которые способны оказать влияние на психическое и моральное состояние молодежи.

Соблюдение норм и принципов  в современный период приобретает  особое значение, поскольку состояние  здоровья молодежи не улучшается. Лишь третья часть детей в возрасте до 18 лет считаются здоровыми.

Особенности трудоустройства  лиц в возрасте до 18 лет определяются законодательством, коллективными  договорами, соглашениями.

Лица до 18 лет, впервые  ищущие работу, относятся к категории  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы. Для таких категорий  граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости: разработку и реализацию целевых программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих  мест, установление квоты для приема на работу, предоставление услуг по профессиональной ориентации, организацию  обучения по специальным программам и осуществление других мер.

Квотирование рабочих  мест осуществляется субъектами Российской Федерации и состоит в установлении количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы, которых работодатель должен трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, уже укомплектованных гражданами указанной  категории.

Если лицам, не достигшим 18-летнего возраста, невозможно подобрать  подходящую работу из-за отсутствия у  них необходимой профессиональной квалификации, органы службы занятости  могут направлять их на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Выпускники общеобразовательных  учреждений и другие лица моложе 18 лет, не имеющие профессии, специальности, направляются на профессиональное обучение в приоритетном порядке. Профессиональное обучение осуществляется в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или в иных образовательных  учреждениях.

С лицами моложе 18 лет, ищущими  работу, работодатель может заключить  ученический договор на профессиональное обучение. При этом необходимо иметь  в виду, что на учеников распространяется трудовое законодательство, включая  законодательство об охране труда.

В случае отказа в приеме на работу лицу, не достигшему 18 лет, в  счет квоты работодатель делает в  его направлении отметку о  дне явки и причине отказа и  возвращает направление. Отказ в  приеме на работу может быть обжалован  в суд.

Согласно сложившейся  судебной практике суд, признав отказ  незаконным, выносит решение, обязывающее  работодателя заключить с истцом трудовой договор со дня обращения  к работодателю по поводу приема на работу. Если в результате отказа в  заключении трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты времени прогула незаконно уволенного работника.

Трудоустройство обучающихся  в образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования  в свободное от учебы время  осуществляется с соблюдением дополнительных требований:

      1. предлагаемая им работа должна относиться к легкому труду, не причиняющему вреда здоровью, выполняться в свободное от учебы время и не нарушать процесс обучения;
      2. на заключение трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, требуется согласие одного родителя опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства;
      3. прием на работу допускается только после предварительного обязательного медицинского осмотра и при наличии соответствующего медицинского заключения.

Профессии, виды работ и  рабочие места, на которых может  применяться труд учащихся, определяются предприятиями по согласованию с  местными органами государственной  службы занятости и органами Госсанэпиднадзора. В решении этого вопроса могут  принимать участие также профессиональные союзы.

Только после предварительного обязательного медицинского осмотра  должны приниматься на работу и другие лица моложе 18 лет. При проведении осмотра  определяется соответствие состояния  здоровья подростков характеру поручаемой им работы. В дальнейшем до достижения возраста 18 лет они подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Указанные осмотры позволяют  своевременно выявить и устранить  влияние неблагоприятных производственных факторов и провести в отношении  соответствующих работников моложе 18 лет комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий либо обеспечить в установленном порядке их перевод в соответствии с медицинским заключением на другую работу.

Проведение предварительных  и ежегодных обязательных медицинских  осмотров лиц, не достигших 18-летнего  возраста, осуществляется за счет средств  работодателя.

В соответствии со статьей   265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Кроме того, запрещается также применение труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами. Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых  запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, и предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с  учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.. Рассмотренные законодательные  нормы об охране труда лиц моложе 18 лет являются правовой основой  для реализации Стратегии государственной  молодежной политики в сфере труда, рассчитанной на период до 2016 года. Данная Стратегия ориентирована на граждан России в возрасте от 14 до 30 лет, включая лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, выпускников образовательных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безработных, переселенцев, мигрантов и прочих.

К приоритетным направлениям стратегии относятся:

  1. повышение уровня здоровья молодежи;
  2. вовлечение молодежи в социальную практику;
  3. развитие созидательной активности молодежи;
  4. интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  5. сокращение уровня безработицы в молодежной среде, составляющего в настоящее время 6,4%;
  6. сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума и других.

Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ