Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 87.77 Кб (Скачать документ)

Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

В соответствии с Федеральным  законом "Об основах охраны труда", в случаях, если деятельность организаций  или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями  руководителей государственных  инспекторов труда до устранения указанных нарушений. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда. Организации, выполняющие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ правового регулирования охраны труда в РФ.

 Проблемы и перспективы  правового регулирования в сфере  охраны труда работников

 Российская Федерация уверенно выходит на новый уровень развития: страна не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира.

Но существует ряд факторов, препятствующих дальнейшему экономическому росту. В Российской Федерации 150 -190 тысяч человек ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве около 200 тысяч человек, регистрируется более 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.

Свыше 30% ежегодно умирающих  россиян – это граждане в трудоспособном возрасте. Смертность трудоспособного  населения превышает показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза – средний показатель смертности по России. Именно по этой причине средняя  ожидаемая продолжительность жизни  населения в России на столь неестественно  низком уровне – 66 лет, что на 12 лет  меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше и на 5 лет меньше, чем в Китае.

Неудовлетворительное состояние  и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в  системе производительных сил Российской Федерации стала проблемой национальной безопасности, так как  представляет серьезную угрозу самостоятельности страны.

Здоровье работающего  населения непосредственно связано  с условиями труда, а также  с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и  социальных институтов, в первую очередь  систем здравоохранения в сфере  труда и социального страхования. «Ежегодные экономические потери, обусловленные  неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 407,8 млрд. рублей, 1,9% ВВП. Из них потери ВВП в сумме более 56 млрд. рублей связаны со смертностью, обусловленной производственным травматизмом, потери ВВП в сумме 223,1 млрд. рублей связаны с временной утратой  трудоспособности по причине производственных травм.

Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим  нормам увеличилось с 17,1% в 1997 году до 25,4% в 2011 году. Ежегодно порядка 200 тысяч человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. При этом резерв восполнения трудовых ресурсов, в силу неблагоприятной демографической ситуации, практически исчерпан. Выбытие граждан трудоспособного возраста уже  в настоящее время приводит к дефициту рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям. Миграционный прирост не может обеспечить восполнение этого дефицита, как по количественным, так и по качественным характеристикам, в силу низкого образовательно-профессионального уровня трудовых мигрантов.

Большая часть привлекаемой иностранной рабочей силы – это  неквалифицированные рабочие, трудоустраивающиеся  на рабочие места с низкой заработной платой и неблагоприятными условиями  труда, тем самым формируя дополнительный спрос на такие места.

Действующая в настоящее  время система управления охраной  труда построена на принципах  реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является  причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.

Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к  усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда  и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к  профессиональной деятельности без  учета, медицинским показаниям.

Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права.

Законодательством Российской Федерации установлены права  работников на безопасные условия труда  и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность  работодателя за нарушение требований охраны труда.

Вместе с тем, административный ресурс контроля и надзора за исполнением  норм трудового права фактически исчерпан: численность государственных  инспекторов по охране труда позволяет  обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых  случаев в расчете на организацию  не чаще, чем один раз в 32 года.

Но несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 1,5 млн. правонарушений в сфере охраны труда в год.

Еще одной  системной   проблемой является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.

Отсутствие у работодателей  мотивации в улучшении условий  труда обусловлено тем, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая по-прежнему лежит на государстве, в то время как риски производственного  травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и соответственно должны находиться в сфере их прямой ответственности.

Ежегодные расходы работодателей  на установленные законодательством  компенсации работникам за работу во вредных и опасных условиях труда  и расходы на средства индивидуальной защиты составляют более 60 млрд. рублей. Ежегодные страховые выплаты  Фонда социального страхования  Российской Федерации по оплате временной  нетрудоспособности работающих, реабилитации пострадавших и предупредительные  меры по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний работников составляют 30 млрд. рублей.

Система установления страховых  тарифов для конкретных предприятий  построена на основе их принадлежности к определенным видам экономической  деятельности, а не на реальных показателях профессиональных рисков повреждений здоровья работников. Таким образом, широко применяемая в мире практика надбавок и скидок к страховым тарифам «бонус – малюс», когда фактические показатели каждого отдельного предприятия сопоставляются с показателями других предприятий той же категории риска, в России практически не работает, так как действует в отношении очень ограниченного круга страхователей и не способствует усилению заинтересованности большинства работодателей в активизации работы по улучшению условий и охраны труда.

Формирование бюджетов Фонда  социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда  Российской Федерации происходит за счет взносов предприятий, ставших, по сути, обязательным налогом.

В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, то есть самих страхуемых. Указанные  проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению  условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении  безопасности своего труда.

Назрела необходимость пересмотра подходов к определению перечня  предупредительных мер, финансируемых  из средств ФСС, с учетом профилактической направленности проводимых мероприятий  и увеличения их финансирования. Действующие  правила не позволяют страхователю финансировать за счет средств страховщика проведение мероприятий, способствующих снижению травматизма и заболеваний, наиболее характерных для организаций в основных видах экономической деятельности.

В целом, модель обязательного  социального страхования и управления системой охраны труда, сложившаяся  в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям  развития экономики и перспективным  задачам перехода на новый тип производства и диверсификации.

Перспективы развития системы   правового регулирования  в сфере охраны труда работников

В связи с существующими  проблемами в области охраны труда  предусматривается в перспективе  упростить систему государственного управления охраной труда, сделать ее прозрачной и понятной всем участникам управления профессиональными рисками. В этих целях  будут ликвидированы посреднические звенья в цепи правоприменения законодательства по охране труда.   Ликвидировано бремя избыточного регулирования бизнеса, с одновременным повышением заинтересованности и личной ответственности сторон социального партнерства за улучшение условий и охраны труда.

В перспективе государства  задействовать предусмотренные  законодательством механизмы социального  партнерства, соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений, и инициатив  корпоративной социальной ответственности  в широкомасштабном развертывании  системы управлении профессиональными  рисками по всей стране и внедрению  ее на каждом рабочем месте. Профессиональные риски возникают в процессе исполнения работником трудовой функции и находятся в разной степени в сфере прямой ответственности работодателя и работника.

Информационно-технологический  контроль за исполнением государственных требований охраны труда будет построен на основе Реестров по территориальному и отраслевому признакам, формируемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты оценки профессиональных рисков по каждой трудовой функции, аттестации рабочих мест по условиям труда будут  проводиться  с периодичностью не реже раза в год фиксироваться в указанном Реестре и в персональной электронной Карте профессионального маршрута работника. Данные Карты могут быть использованы для составления санитарно-гигиенических и медицинских рекомендаций по сохранению здоровья конкретного работника.

Информация этих Карт будет  использована также при создании «паспорта здоровья» трудящегося. Мониторинг профессионального здоровья планируется

вести на основе данных медицинских  осмотров, отражаемых в персональной

электронной Карте профессионального  маршрута работника.

Таким образом, может быть обеспечен своевременный анализ взаимосвязи состояния здоровья работника с условиями его  труда в течение трудовой жизни. Персональный доступ работника к  своим личным данным, для использования  при взаимоотношениях с работодателями, медицинскими учреждениями, страховыми компаниями и т.д., возможен через  пластиковые карты.

Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную политику в сфере здравоохранения и труда, на основании регулярных отчетов Роструда и Роспотребнадзора получит возможность проводить оценку эффективности мер по улучшению условий труда работников организаций по секторам экономики и регионам и своевременно корректировать политику, расширяя или сужая область своих интервенций.

Особого внимания требует  реализация мероприятий, связанных  с реформой системы социального  страхования, включая досрочное, льготное пенсионное обеспечение работников, подвергающихся воздействию вредных  производственных факторов.

Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ