Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.
Приостановление
деятельности организаций или их
структурных подразделений
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда", в случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда. Организации, выполняющие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава II. Анализ правового регулирования охраны труда в РФ.
Проблемы и перспективы правового регулирования в сфере охраны труда работников
Российская Федерация уверенно выходит на новый уровень развития: страна не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира.
Но существует ряд факторов, препятствующих дальнейшему экономическому росту. В Российской Федерации 150 -190 тысяч человек ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве около 200 тысяч человек, регистрируется более 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.
Свыше 30% ежегодно умирающих
россиян – это граждане в трудоспособном
возрасте. Смертность трудоспособного
населения превышает показатель
по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза
– средний показатель смертности
по России. Именно по этой причине средняя
ожидаемая продолжительность
Неудовлетворительное
Здоровье работающего
населения непосредственно
Число работающих в условиях,
не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам увеличилось с 17,1% в 1997 году до 25,4%
в 2011 году. Ежегодно порядка 200 тысяч человек
уходят на пенсию, досрочно назначаемую
за работу в тяжелых и вредных условиях
труда. При этом резерв восполнения трудовых
ресурсов, в силу неблагоприятной демографической
ситуации, практически исчерпан. Выбытие
граждан трудоспособного возраста уже
в настоящее время приводит к дефициту
рабочей силы по многим ключевым для экономики
специальностям. Миграционный прирост
не может обеспечить восполнение этого
дефицита, как по количественным, так и
по качественным характеристикам, в силу
низкого образовательно-
Большая часть привлекаемой иностранной рабочей силы – это неквалифицированные рабочие, трудоустраивающиеся на рабочие места с низкой заработной платой и неблагоприятными условиями труда, тем самым формируя дополнительный спрос на такие места.
Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, медицинским показаниям.
Игнорирование работодателями
требований охраны труда во многом
связано с декларативным
Законодательством Российской
Федерации установлены права
работников на безопасные условия труда
и обязанность работодателя их обеспечивать,
а также предусмотрена
Вместе с тем, административный ресурс контроля и надзора за исполнением норм трудового права фактически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще, чем один раз в 32 года.
Но несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 1,5 млн. правонарушений в сфере охраны труда в год.
Еще одной системной проблемой является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
Отсутствие у работодателей
мотивации в улучшении условий
труда обусловлено тем, что основное
бремя возмещения вреда здоровью
работников при наступлении страхового
случая по-прежнему лежит на государстве,
в то время как риски
Ежегодные расходы работодателей
на установленные
Система установления страховых тарифов для конкретных предприятий построена на основе их принадлежности к определенным видам экономической деятельности, а не на реальных показателях профессиональных рисков повреждений здоровья работников. Таким образом, широко применяемая в мире практика надбавок и скидок к страховым тарифам «бонус – малюс», когда фактические показатели каждого отдельного предприятия сопоставляются с показателями других предприятий той же категории риска, в России практически не работает, так как действует в отношении очень ограниченного круга страхователей и не способствует усилению заинтересованности большинства работодателей в активизации работы по улучшению условий и охраны труда.
Формирование бюджетов Фонда
социального страхования
В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, то есть самих страхуемых. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Назрела необходимость пересмотра подходов к определению перечня предупредительных мер, финансируемых из средств ФСС, с учетом профилактической направленности проводимых мероприятий и увеличения их финансирования. Действующие правила не позволяют страхователю финансировать за счет средств страховщика проведение мероприятий, способствующих снижению травматизма и заболеваний, наиболее характерных для организаций в основных видах экономической деятельности.
В целом, модель обязательного
социального страхования и
Перспективы развития системы правового регулирования в сфере охраны труда работников
В связи с существующими проблемами в области охраны труда предусматривается в перспективе упростить систему государственного управления охраной труда, сделать ее прозрачной и понятной всем участникам управления профессиональными рисками. В этих целях будут ликвидированы посреднические звенья в цепи правоприменения законодательства по охране труда. Ликвидировано бремя избыточного регулирования бизнеса, с одновременным повышением заинтересованности и личной ответственности сторон социального партнерства за улучшение условий и охраны труда.
В перспективе государства
задействовать предусмотренные
законодательством механизмы
Информационно-технологический контроль за исполнением государственных требований охраны труда будет построен на основе Реестров по территориальному и отраслевому признакам, формируемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Результаты оценки профессиональных рисков по каждой трудовой функции, аттестации рабочих мест по условиям труда будут проводиться с периодичностью не реже раза в год фиксироваться в указанном Реестре и в персональной электронной Карте профессионального маршрута работника. Данные Карты могут быть использованы для составления санитарно-гигиенических и медицинских рекомендаций по сохранению здоровья конкретного работника.
Информация этих Карт будет
использована также при создании
«паспорта здоровья»
вести на основе данных медицинских осмотров, отражаемых в персональной
электронной Карте профессионального маршрута работника.
Таким образом, может быть обеспечен своевременный анализ взаимосвязи состояния здоровья работника с условиями его труда в течение трудовой жизни. Персональный доступ работника к своим личным данным, для использования при взаимоотношениях с работодателями, медицинскими учреждениями, страховыми компаниями и т.д., возможен через пластиковые карты.
Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную политику в сфере здравоохранения и труда, на основании регулярных отчетов Роструда и Роспотребнадзора получит возможность проводить оценку эффективности мер по улучшению условий труда работников организаций по секторам экономики и регионам и своевременно корректировать политику, расширяя или сужая область своих интервенций.
Особого внимания требует реализация мероприятий, связанных с реформой системы социального страхования, включая досрочное, льготное пенсионное обеспечение работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов.
Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ