Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.
Реализация Стратегии
позволит улучшить положение молодежи
в обществе, увеличить ее вклад
в развитие и повышение
Обеспечение благоприятных условий и охраны труда инвалидов
Решение проблемы снижения уровня инвалидности и возвращения инвалидов к трудовой деятельности является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Общее количество лиц с ограниченными возможностями в настоящее время превысило 11 млн. человек.
Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста, что во многом обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения. Однако вовлеченность инвалидов этого возраста в трудовую деятельность составляет всего лишь 15% от их числа, что ведет к ухудшению условий жизни инвалидов и уменьшению трудового потенциала страны.
Для обеспечения восстановления здоровья инвалидов, улучшения их профессиональной подготовки, переподготовки и возвращения к трудовой деятельности Правительство РФ распоряжением от 28 сентября 2005 г. N 1515- поручило Минздравсоцразвития России совместно с Минобороны России и МВД России разработать проект Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», финансируемой за счет средств федерального бюджета и других источников. Наряду с этим уточнены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов наделены правом:
Значительная роль в обеспечении социальной адаптации инвалидов и повышении качества их жизни принадлежит правовым средствам, направленным на оказание содействия инвалидам в трудоустройстве, а также на создание благоприятных условий и охраны труда. Законодательством определено, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.
В зависимости от степени
нарушения функций организма
и ограничения
При установлении группы инвалидности
в соответствии с классификациями
и критериями, утверждаемыми
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности, отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности, устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.
Гражданину, признанному инвалидом, выдается соответствующая справка, а также индивидуальная программа реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации – это разработанный специалистами, проводившими экспертизу, на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Предусмотренные данной программой мероприятия обязательны для исполнения работодателем.
Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, как правило, руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве ему оказывают органы службы занятости.
Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов.
Квота для инвалидов – это минимальное количество рабочих мест, на которых работодатель обязан трудоустроить инвалидов на данном предприятии, включая уже работающих граждан данной категории.
В организациях независимо от формы собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4%.
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест.
Трудоустройство инвалидов
в счет установленной квоты
Отказ в приеме на работу в счет квоты может быть обжалован инвалидом в судебном порядке. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты является административным правонарушением и согласно статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Дела об указанных административных
правонарушениях
Протоколы об этих административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты.
Трудоустройство инвалидов
в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации осуществляется
как на обычных, так и на специальных
рабочих местах. Специальные рабочие
места создаются путем
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты.
Принятым на работу инвалидам работодатели обязаны создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Обеспечение занятости инвалидов осуществляется также благодаря сохранению и созданию новых рабочих мест на предприятиях, принадлежащих общественным организациям инвалидов, и на специализированных предприятиях.
Под специализированными
предприятиями понимаются предприятия
независимо от форм собственности, применяющие
труд инвалидов для производства
потребительских товаров и
При этом работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Помимо работы по трудовому договору граждане, получившие инвалидность, могут принимать участие в лечебно-трудовой деятельности. Вовлечение инвалидов в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе стационарными учреждениями социального обслуживания, в которых они проживают, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Помещения и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности. Продолжительность работы не должна превышать 4 часа в день. Им выплачивается вознаграждение в размере 75% стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25% на счета стационарных учреждений, в которых они проживают, для использования их на улучшение социального обслуживания проживающих в них граждан. Лица, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком обращения с оборудованием, аппаратурой, инструментом, правилами, нормами и инструкциями по охране труда. Инвалидам, не прошедшим инструктаж по охране труда, участие в лечебно-трудовой деятельности запрещается.
Помимо общих требований охраны труда, подлежащих соблюдению работодателями в отношении всех занятых в организациях работников, для инвалидов установлены дополнительные гарантии по охране труда.
Дополнительные гарантии охраны труда установлены для работающих женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет.
В частности, гарантии охраны
труда о запрете или
На отдельных видах
работ предусматривается
Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему.
Расследование несчастного случая — это, прежде всего, выявление в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет несчастных случаев — объективная документальная фиксация каждого такого происшествия.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве обязателен для всех организаций, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и работодателей — физических лиц, использующих наемный труд.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи,-происшедшие на производстве с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя.
К таким лицам относятся:
Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ