Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат
Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.
Представительный орган муниципального образования формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Высшим должностным лицом является глава муниципального образования, который избирается на муниципальных выборах. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На
муниципальных выборах
Экономическую
основу местного самоуправления составляют
находящиеся в муниципальной собственности
имущество, средства местных бюджетов,
а также имущественные права муниципальных
образований.
1.2 Местный бюджет
Местный
бюджет является основой финансовой
системы муниципального образования.
Основное значение муниципального бюджета
состоит в том, что в нем
находят отражение все
Понятие «бюджет» можно рассматривать как с экономической, так и с правовой точек зрения.
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.
Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и в российском законодательстве.
Так, Европейская хартия местного самоуправления, раскрывая в ст.9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что они имеют право в рамках национальной экономической политике на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества в ст.4, посвященной экономическим основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами.
Подобный подход получил свое отражение в российском законодательстве при регулировании этих вопросов.
Бюджеты муниципального образования являются составной частью финансовой системы РФ. В правовом аспекте бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. (Поляк, с174).
Формирование
и функционирование системы муниципальных
бюджетов в РФ регулируется следующими
законодательными актами: Конституцией
РФ, Бюджетным и Налоговыми кодексами
РФ, ФЗ «Об общих принципах
Поскольку денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования, то, если муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета. Если в рамках муниципального образования имеются муниципальные образования более низкого порядка право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня.
К ведению органов местного самоуправления в области бюджетных отношений согласно ст.9 Бюджетного кодекса РФ отнесены: установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; определение порядка осуществления муниципальных заимствований; осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
В соответствии с законодательством органы государственной власти гарантируют:
Принципы формирования и исполнения местных бюджетов в РФ в целом соответствует общим принципам бюджетной системы РФ. Вместе с тем в ходе их реализации должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.
В соответствии со ст. 28-38 Бюджетного кодекса РФ к основным принципам бюджетной системы РФ относят: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджета, полноту отражения доходов и расходов бюджета, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адрестность и целевой характер бюджетных средств.
Принцип единства бюджета означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета бюджета. Применительно к бюджету муниципального образования он также означает, что все доходы бюджета должны поступать на единый бюджетный счет и расходоваться с него по регламентированным направлениям.
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип гласности требует опубликования утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сообщения о ходе исполнения бюджета в течение года, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также Бюджетного послания Президента РФ.
Принцип
достоверности бюджета
Одним из ключевых принципов для муниципальных бюджетов является принцип самостоятельности, означающий, что они принимаются только соответствующим уровнем власти по его усмотрению без вмешательства извне.
В соответствии с принципом самостоятельности органы местной власти обязаны обеспечить объем поступлений финансовых ресурсов в свои бюджеты, достаточный для выполнения закрепленных за ними полномочий по обеспечению потребностей населения территории. При этом местные бюджеты не должны зависеть от доходов бюджетов вышестоящих уровней.
Под принципом общего покрытия расходов бюджетов подразумевается, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Важным принципом, актуальным для муниципальных образований, является сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. (Игонина, 62)
Местные
бюджеты, как и другие экономические
категории, используются государственными
органами власти для решения социально-
Объективной
основой использования местных
бюджетов в качестве экономического
метода регулирования является реальная
возможность посредством
Основная задача местного бюджета для любого муниципального образования – финансовая поддержка сохранения признаков муниципального образования в процессе осуществления местного самоуправления.
Наиболее наглядно роль местного бюджета прослеживается через его функциональную направленность.
Роль местных бюджетов заключается в следующем: