Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат
Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.
Местный бюджет выполняет распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция концентрирует денежные средства в органах местного управления. В местный бюджет поступают денежные средства, доходы от использования, находящиеся в муниципальной собственности, местные налоги и сборы, а также отчисления от региональных налогов и сборов и т.д.
Местный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономических отношений, а также повышения эффективности производства.
Все доходы и поступления от источников финансирования, вносимые в бюджет, зачисляются на единый счет, и финансирование всех предусмотренных расходов происходит с единого счета.
После формирования доходной части бюджета, необходимо обозначить расходные статьи бюджета. При этом проявляется распределительная функция местного бюджета.
Необходимость распределительной функции обусловлена наличием денежных средств в одной сфере (получение прибыли предприятиями и выплата налогов) и нехваткой финансирования таких сфер, как здравоохранение, образование, социально-культурная, а также жилищно-коммунальное хозяйство.
Второй функцией, характеризующей местный бюджет, как экономическую категорию, является контрольная функция бюджета.
Контрольная
функция позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финансовые
ресурсы поступают в
Одной из важных задач контрольной функции местных бюджетов является контроль за использованием предоставляемых дотаций, а также за целевым расходованием субвенций, субсидий. Данная функция дает возможность проследить за исполнением всех составляющих метода прямой финансовой поддержки их вышестоящего бюджета.
Действующая в стране система формирования государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Этот принцип проявляет себя в российском законодательстве через определение видов государственных и местных налогов, а также установку принципов распределения всех доходов по всем трем уровням – федеральному, субъектов Федерации и местному.
Далее следует более подробно остановиться на понятиях муниципальные доходы и муниципальные расходы.
Муниципальные доходы находятся в собственности муниципальных образований. Местные власти имеют право распоряжаться ими и зачисляют их в муниципальные денежные фонды – местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
ФЗ
«О финансовых основах местного самоуправления
в РФ» устанавливает два
В административно-правовом порядке осуществляются мобилизации налоговых поступлений в доходную часть бюджета, различных налоговых поступлений, налоговых платежей (сборов, штрафов, пошлин). В гражданско-правовом порядке формируются бюджетные средства, полученные от приватизации (продажи) муниципального имущества, от сдачи имущества, в т.ч. земли, в аренду; доходы от местных займов и лотерей; дивиденды, полученные от доли муниципальных органов в уставном капитале юридических лиц.
Доходная часть муниципальных бюджетов состоит из собственных и заемных средств, дотаций, субсидий, субвенций и безвозмездных перечислений.
Доходы местных бюджетов, формируются за счет собственных доходов и доходов за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемых им федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом различаются доходы поселений, городов и районов.
В бюджеты поселений зачисляются доходы от следующих местных налогов: земельного налога – по нормативу 100%, налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%.
В бюджеты поселений направляются доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на доходы физических лиц – по нормативу 10%, единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%. Также зачисляются: доходы от региональных и федеральных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ; доходы от федеральных региональных и местных налогов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами по нормативам отчислений.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от следующих местных налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%, налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%. Также зачисляются доходы от: НДФЛ – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%; государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации) – по нормативу 100%.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
В
бюджеты городских округов
В
бюджеты городских округов
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии с Бюджетным кодексом, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме
того, согласно Бюджетному кодексу
и ФЗ «Об общих принципах
В
зависимости от права собственности
на бюджетные средства законодательство
различает собственные
Бюджетный кодекс РФ в ст.47 определяет собственные доходы как виды доходов, закрепленных на постоянной основе. Источники доходов подразделяются на налоговые и неналоговые доходы.
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы.
Перечень и ставки местных налогов и сборов установлены федеральным законодательством и в соответствии с ним законами субъектов РФ. Система местных налогов является составной частью налоговой системы РФ. В налоговом законодательстве нет четких критериев отнесения налогов и сборов к числу местных. Также законодательством не установлены отличительные черты местных налогов и сборов от федеральных и региональных. Так, согласно ст.12 ч.1 НК РФ к числу местных налогов и сборов относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Законодательство разделяет местные налоги и сборы на две группы в зависимости от порядка установления:
Неналоговые доходы местных бюджетов включают пять видов доходов:
На сегодняшний день в большинстве субъектов РФ преобладает политика финансовой помощи муниципальным образованиям в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Расходы местного бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Формирование местных расходов базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.
В зависимости от экономического содержания расходы местных бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы местных бюджетов – часть доходов бюджетов. Обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
В составе капитальных расходов местных бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы местных бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. В эту категорию входят и другие расходы местного бюджета, не включенные в капитальные расходы.
В расходной части местного бюджета предусматривается создание резервного фонда органов местного самоуправления. Средства данного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ и органами местного самоуправления.