Местное самоуправление. Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат

Описание

Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

     Местный бюджет выполняет распределительную  и контрольную функции.

     Распределительная функция концентрирует денежные средства в органах местного управления. В местный бюджет поступают денежные средства, доходы от использования, находящиеся в муниципальной собственности, местные налоги и сборы, а также отчисления от региональных налогов и сборов и т.д.

     Местный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономических отношений, а также повышения эффективности производства.

     Все доходы и поступления от источников финансирования, вносимые в бюджет, зачисляются на единый счет, и финансирование всех предусмотренных расходов происходит с единого счета.

     После формирования доходной части бюджета, необходимо обозначить расходные статьи бюджета. При этом проявляется распределительная функция местного бюджета.

     Необходимость распределительной функции обусловлена наличием денежных средств в одной сфере (получение прибыли предприятиями и выплата налогов) и нехваткой финансирования таких сфер, как здравоохранение, образование, социально-культурная, а также жилищно-коммунальное хозяйство.

     Второй  функцией, характеризующей местный  бюджет, как экономическую категорию, является контрольная функция бюджета.

     Контрольная функция позволяет узнать, насколько  своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных бюджетов, как фактически все финансовые ресурсы, поступающие  в местный бюджет, распределяются по затратным статьям, как они используются. Представители органов самоуправления определяют организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

     Одной из важных задач контрольной функции  местных бюджетов является контроль за использованием предоставляемых дотаций, а также за целевым расходованием субвенций, субсидий. Данная функция дает возможность проследить за исполнением всех составляющих метода прямой финансовой поддержки их вышестоящего бюджета.

     Действующая в стране система формирования государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Этот принцип проявляет себя в российском законодательстве через определение видов государственных и местных налогов, а также установку принципов распределения всех доходов по всем трем уровням – федеральному, субъектов Федерации и местному.

     Далее следует более подробно остановиться на понятиях муниципальные доходы и  муниципальные расходы.

     Муниципальные доходы находятся в собственности  муниципальных образований. Местные  власти имеют право распоряжаться ими и зачисляют их в муниципальные денежные фонды – местные бюджеты и внебюджетные фонды.

     Доходы  местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

     ФЗ  «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» устанавливает два способа  формирования доходной части местного бюджета: административно-правовой и  гражданско-правовой.

     В административно-правовом порядке  осуществляются мобилизации налоговых поступлений в доходную часть бюджета, различных налоговых поступлений, налоговых платежей (сборов, штрафов, пошлин). В гражданско-правовом порядке формируются бюджетные средства, полученные от приватизации (продажи) муниципального имущества, от сдачи имущества, в т.ч. земли, в аренду; доходы от местных займов и лотерей; дивиденды, полученные от доли муниципальных органов в уставном капитале юридических лиц.

     Доходная  часть муниципальных бюджетов состоит  из собственных и заемных средств, дотаций, субсидий, субвенций и безвозмездных перечислений.

     Доходы  местных бюджетов, формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет субвенций, предоставляемых  на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, передаваемых им федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом различаются доходы поселений, городов и районов.

     В бюджеты поселений зачисляются  доходы от следующих местных налогов: земельного налога – по нормативу 100%, налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%.

     В бюджеты поселений направляются доходы от следующих  федеральных  налогов и налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами: налога на доходы физических лиц – по нормативу 10%, единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%. Также зачисляются: доходы от региональных и федеральных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ; доходы от федеральных региональных и местных налогов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами по нормативам отчислений.

     В бюджеты муниципальных районов  подлежат зачислению доходы от следующих  местных налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях  – по нормативу 100%, налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%. Также зачисляются доходы от: НДФЛ – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%; государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации) – по нормативу 100%.

     В бюджеты муниципальных районов  подлежат зачислению доходы от федеральных  и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

     В бюджеты городских округов зачисляются  доходы от следующих местных налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%.

     В бюджеты городских округов зачисляются  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами: НДФЛ – по нормативу 30%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 60%; государственной пошлины. Также направляются доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, а также доходы от НДФЛ по дополнительным нормативам отчислений.

     Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются  и формируются в соответствии с Бюджетным кодексом, в том  числе за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     Кроме того, согласно Бюджетному кодексу  и ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» доходы образуются также за счет поступлений: от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; ассигнований на финансирование осуществление отдельно созданных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнований на финансирований реализации ФЗ и законов субъектов РФ; ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местного бюджета и др.

     В зависимости от права собственности  на бюджетные средства законодательство различает собственные источники  дохода и заемные средства.

     Бюджетный кодекс РФ в ст.47 определяет собственные доходы как виды доходов, закрепленных на постоянной основе. Источники доходов подразделяются на налоговые и неналоговые доходы.

     Согласно  ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги и  сборы.

     Перечень  и ставки местных налогов и сборов установлены федеральным законодательством и в соответствии с ним законами субъектов РФ. Система местных налогов является составной частью налоговой системы РФ. В налоговом законодательстве нет четких критериев отнесения налогов и сборов к числу местных. Также законодательством не установлены отличительные черты местных налогов и сборов от федеральных и региональных. Так, согласно ст.12 ч.1 НК РФ к числу местных налогов и сборов относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

     Законодательство  разделяет местные налоги и сборы  на две группы в зависимости от порядка установления:

  1. налоги и сборы, подлежащие обязательному введению на всей территории РФ. Они устанавливаются федеральным законодательством, и если в нем не указываются конкретные данные налоги и сборы, то они должны быть определены в законах субъектов Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Сюда входят налог на имущество физических лиц, земельный налог;
  2. налоги и сборы, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления.

     Неналоговые доходы местных бюджетов включают пять видов доходов:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
  • часть прибыли муниципальных унитарных предприятий;
  • доходы в виде финансовой помощи (в форме дотаций, субвенций и субсидий) и бюджетных ссуд, полученных от вышестоящих бюджетов, и иные доходы.

     На  сегодняшний день в большинстве субъектов РФ преобладает политика финансовой помощи муниципальным образованиям в форме дотаций, субвенций и субсидий.

     Расходы местного бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций  местного самоуправления. Формирование местных расходов базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.

     В зависимости от экономического содержания расходы местных бюджетов делятся  на капитальные и текущие.

     Капитальные расходы местных бюджетов – часть  доходов бюджетов. Обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

     В составе капитальных расходов местных  бюджетов может быть сформирован  бюджет развития.

     Текущие расходы местных бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. В эту категорию входят и другие расходы местного бюджета, не включенные в капитальные расходы.

     В расходной части местного бюджета предусматривается создание резервного фонда органов местного самоуправления. Средства данного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ и органами местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление. Местный бюджет