Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат
Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.
Дементьева Е.В. гр.75-3
1 Местное самоуправление.
Местный бюджет
1.1
Система местного
Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России. Следует отметить, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует, и он заменен понятиями «децентрализация» или «муниципальная власть».
В
соответствии со статьей 3 Европейской
хартии местного самоуправления под
местным самоуправлением
В настоящее время понятие местное самоуправление можно раскрывать в следующих аспектах.
Во-первых, местное самоуправление – это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами. Выше уже приводилось определение местного самоуправления, содержащееся в Европейской хартии. Из определения видно, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность. В соответствии с частью 2 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 ст.130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населения вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т.д.), так и опосредованно, через систему органов местного самоуправления.
Во-вторых, местное самоуправление – это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В части 1 ст.2 ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определялось, что местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В-третьих,
местное самоуправление – форма
народовластия, т.е. способ осуществления
народом принадлежащей ему
В-четвертых, местное самоуправление – одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление – это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.
В-пятых, местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения власти (деление власти по горизонтали) определяет систему управления (деление власти по вертикали). В ст. 12 Конституции РФ указывается, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с частью 1 ст. 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя РФ. (мун.право)
В
России исторически развивались
две формы местного самоуправления
– негосударственная и
В настоящее время Российская Федерация идет по пути становления новой государственности, функционирующей на принципах демократии. В большинстве демократических стран обязательным элементом конституционного строя является местное самоуправление.
Являясь первичным звеном демократии, местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует гибкую систему управления, хорошо приспособленную к местным условиям и особенностям, способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан.
В современной России местное самоуправление переживает свое второе рождение. Его традиции, отброшенные в годы Советской власти, возрождаются в новых исторических условиях, преодолевая ряд проблем организационного, правового, экономического характера. Эффективность их разрешения во многом зависит от правильного понимания сущности местного самоуправления его места в демократической системе управления обществом. (МСУ в Р.)
Действующее законодательство позволяет выбирать любую модель территориальной организации местного самоуправления с учетом местных географических, политических, культурных, национальных, исторических и других особенностей. В России сформированы территории муниципальных образований всех возможных типов: городские и сельские поселения, сельские округа (сельсоветы, волости и т.п.), районы, двухуровневая организация (район и внутрирайонные муниципальные образования, город и внутригородские муниципальные образования).
Выбор
моделей территориальной
Положения современной Конституции РФ и законодательство о местном самоуправлении сформированы на основе Европейской хартии о местном самоуправлении. В соответствии с Конституцией (ст.12) «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». При этом Конституция РФ (ст.72) относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению России и ее субъектов. Это предполагает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых субъектами РФ.
В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом еще в 2003 году были определены важнейшие задачи местного самоуправления:
При этом указанный перечень задач по ведению местного самоуправления может быть дополнен федеральными и региональными законами. Как правило, региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. (Василенко)
Необходимо подчеркнуть политические аспекты деятельности местного самоуправления, назначение которого – выражать и защищать интересы местного сообщества, регулировать взаимоотношения между различными социальными группами внутри него и развивать взаимоотношение с другими сообществами и с государством.
Представительный орган местного самоуправления обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В системе местного самоуправления имеются штатные должности – муниципальные должности. Эти должности делятся на две категории: выбранные муниципальные должности (политические) и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Муниципальная служба в ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» определяется как «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными».
Согласно
ФЗ «Об общих принципах
Структура органов местного самоуправления состоит из четырех основных уровней: