Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 07:51, реферат
Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано еще в 18 столетии в Англии, оттуда заимствовано в прошлом веке государстоведами Германии и России.
С появлением норм видов расходов в местном бюджете их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения их в бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицита местного бюджета.
Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
Сбалансированность бюджета предполагает полное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.
Термин «первичный профицит муниципального бюджета» означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание муниципального долга. При этом обслуживание муниципального долга превышает дефицит бюджета.
Согласно российскому бюджетному законодательству, если в процессе составления или рассмотрении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то необходимо провести сокращение профицита в следующей последовательности:
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в правовом акте о бюджете должны быть обязательно предусмотрены источники покрытия дефицита. Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем его доходов. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. Поступления из источников финансирования местного бюджета направляются на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы только на финансирование расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Источниками
финансирования дефицита местного бюджета
могут быть: муниципальные займы, осуществляемые
путем выпуска муниципальных ценных бумаг
от имени муниципального образования;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты, полученные от кредитных организаций.
1.3 Муниципальный заказ: принципы и формы
Принцип сбалансированности местных бюджетов предусматривает не только рост их доходной части, но и снижение расходов. В этих целях все чаще используют муниципальный заказ, в основе которого лежат социальные нормы (необходимый минимум обеспеченности населения территории важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими социально значимыми услугами).
Бюджетный кодекс РФ трактует муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспеченные за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности финансирования муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимые для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. Переданных органам местного самоуправления, федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления.
Предметом муниципального заказа могут являться работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка ГСМ для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления, в первую очередь для детей и малоимущих слоев населения, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей граждан. Помимо предметного содержания муниципальный заказ включает срок и качество выполнения.
Через муниципальный заказ должна проходить подавляющая часть расходов местного бюджета. Муниципальный заказ является способом повышения эффективности расходов бюджета через снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг. Использование системы муниципального заказа позволяет обеспечить приоритетное развитие тех видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами.
Требование эффективного управления средствами местных бюджетов предполагает составление сводного проекта муниципального заказа, который включает программы и проекты социально-экономического развития данной территории. Часть муниципального заказа, связанная с обеспечением нормального функционирования уже действующих муниципальных образований, финансируется из текущих расходов местного самоуправления, а их развитие – из муниципального бюджета развития. При оплате муниципальных контрактов учитываются имеющиеся финансовые возможности, здесь могут использоваться такие способы оплаты, как: денежная форма, зачет долгов в местный бюджет, исполняющих услуги, предприятий, организация взаимозачетов между поставщиками и заказчиками; использование ценных бумаг.
Проект сводного муниципального заказа должен представляться на утверждение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом.
По оценкам экспертов, муниципальный заказ позволяет экономить до 20% бюджетных средств или при тех же затратах получать для населения продукцию, работы, услуги более высокого качества. Для повышения эффективности муниципального заказа его размещение должно производиться на конкурсной основе. При выдаче муниципального заказа органы местной власти должны учитывать необходимость жесткого контроля при размещении контрактов, экономного использования бюджетных средств, обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.
Размещение заказа может осуществляться:
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется, как правило, в случаях, если:
Согласно ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ «под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта».
Основным условием применения запроса котировок является ограничение цены контракта: «размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала». Также заказчик вправе осуществить размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, если цена муниципального контракта не превышает 500000 рублей.
Согласно ст. 43 №94-ФЗ запрос котировок должен содержать следующие сведения: