Проблемы управления и развития городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности управления и функционирования городского общественного транспорта в Екатеринбурге и определить перспективы его развития.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- определить современные тенденции деятельности ГОТ в крупнейших городах;
- рассмотреть документы, регламентирующие деятельность ГОТ;

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………3
1. Проблемы управления городским общественным транспортом в муниципальном образовании крупнейшего города…………………………….5
1.1 Значение общественного транспорт в экономике крупнейшего города………………………………………………………………………………5
1.2 Социальная сущность городского общественного транспорта………………………………………………………………………..8
1.3 Документы, регламентирующие деятельность ГОТ в городах РФ……12
2. Анализ систем городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………17
2.1 Состояние городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург………………………………………………17
2.2 Финансовое состояние городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………29
3. Перспективы развития городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………36
3.1 Перспективы развития городского общественного транспорта в рамках стратегического плана развития муниципального образования город Екатеринбург до 2020 года……………………………………………………...36
3.2 Рекомендации и предложения по управлению и развитию городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Sukhanov_D_I.docx

— 132.83 Кб (Скачать документ)

Один из видов общественного  транспорта в городе Екатеринбурге – трамвай. Первая линия была пущена в эксплуатацию в 1929 году. Крупнейшая в России после столичных, система трамвайного движения в Екатеринбурге имеет 15 конечных станций, три депо, развитую маршрутную сеть.

Рисунок 1 – Количество подвижного состава трамваев в период с 1995 по 2012 гг.1

В период с 1995 по 2010 гг. произошло  снижение подвижного состава на 9 вагонов. В первую очередь это связано  со списание устаревшего подвижного состава. В период с 2010 по 2012 гг. также  было списано несколько трамвайных вагонов. Но в результате закупки  нескольких новых вагонов «Уралтрансмаш», а также нескольких поддержанных вагонов из Минска, произошло увеличение подвижного состава на 3 единицы.

Рисунок 2 – Протяженность  эксплуатационных трамвайных путей  в период с 1995 по 2012 гг.2

 

По данным рисунка 2, можно  сделать вывод, что в период с 1995 по 2010 гг. протяженность трамвайной сети уменьшилась лишь на 1,2 км. Это было связано с оптимизацией работы сети. В 2012 году была построена новая трамвайная линия к метро «Ботаническая». Таким образом, на данный момент протяженность трамвайных линий составляет практически 80 км. Стоит отметить, что за рассмотренный период не было закрыто ни одной линии трамвая. При этом за данный период трамвайная сеть города не имела развития, на фоне быстрого развития и высоким освоением новых территорий муниципального образования.

Для более детальной картины  состояния трамвайной системы в  Екатеринбурге, сравним количество подвижного состава трамваев в городах  с населением более 1 млн. человек.

Таблица 1 – Количество трамвайных вагонов в городах с населением более 1 млн. человек за период с 1995 по 2010 гг.3

Город

трамвайные вагоны, шт.

в % к 1995 году

1995

2000

2005

2010

Екатеринбург

464

457

455

455

98,1

Новосибирск

282

207

194

159

56,4

Нижний Новгород

398

391

341

310

77,9

Санкт-Петербург

1772

1518

1043

833

47,0

Пермь

252

235

223

224

88,9


Сравнивая количество подвижного состава в других городах, стоит  отметить, что Екатеринбург сильно выделяется на фоне других городов. В  Екатеринбурге количество вагонов  за 15 лет сократилось на 2%, в то время, как в Санкт-Петербурге снижение составило 53%, в Новосибирске на 44% а в Нижнем Новгороде на 22%.

Следующий вид городского общественного транспорта Екатеринбурга  – троллейбус. Эксплуатация открыта 17 октября 1943 года. В настоящее время в городе действует 19 маршрутов, а протяжённость троллейбусных линий составляет 76,4 км.

Рисунок 3 - Протяженность  эксплуатационных троллейбусных линий  в период с 1995 по 2012 гг.4

В период с 1995 года по 2000 год  произошло увеличение троллейбусной  сети на 8,6 км. Это связано с открытием  следующих троллейбусных линий:

  • В 1995 году — по ул. Крауля;
  • В 1996 году — в микрорайон Ботанический;
  • В 1998 году — две линии: с Уралмаша на Эльмаш по ул. Фрезеровщиков;  по ул. Смазчиков, Сулимова, Д. Зверева и Комсомольской.

Однако имел место и  случай ликвидации троллейбусной линии. В 2003 году демонтировали линию, проходившую по улице Толмачёва от кольца метро «Динамо» до ул. Первомайской, а затем по улице Первомайской до ул. Карла Либкнехта. Эта линия существовала с 1983 года. После ликвидации данной линии, эксплуатационная длина троллейбусной сети сократилась на 4 км. и составила 76,4 км.

Рисунок 4 – Количество подвижного состава троллейбусов в период с 1995 по 2012 гг.5

В анализируемом периоде  так же сократилось количество подвижного состава. С 1995 по 2012 гг. из эксплуатации было выведено 16 единиц подвижного состава. Данная ситуации связана со списанием устаревших троллейбусов, при этом муниципалитет не способен в должной мере замещать устаревший подвижной состав из-за высокой стоимости троллейбусов.

Рисунок 5 - Число муниципальных маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении) в период с 2002 по 2011 гг.6

Анализирую рисунок 5, стоит  отметить, что ситуация в автобусных перевозках несколько отличается от трамвайной и троллейбусной сети в Екатеринбурге. В первую очередь  это связано с тем, что сегодня  на ранке автобусных перевозок представлены коммерческие операторы. С одной  стороны в период с 2002 по 2011 гг. наблюдается  сокращение количества муниципальных  маршрутов, с другой стороны увеличивается  количество маршрутов, обслуживаемых частными операторами. Сегодня доля коммерческих маршрутов превышает количество муниципальных. Реестр маршрутов регулярного городского сообщения в муниципальном образовании город Екатеринбург показывает, что на 2012 год из 96 действующих маршрутов только 40 обслуживается муниципальным перевозчиком ЕМУП МОАП.

Стоит более подробно рассмотреть  деятельность ЕМУП МОАП. ЕМУП МОАП сегодня – это объединение пяти автотранспортных предприятий (три из которых осуществляют пассажирские перевозки, а два сдаются в аренду) и ремонтно - технического центра. На 2011 года объединение имеет 520 автобусов, все оборудованы устройствами спутниковой навигации. Объединение обслуживает 40 городских и пригородных маршрутов, в нем работают 2,5 тыс. работников.

Помимо предоставления транспортных услуг населению, на базе ЕМУП МОАП создана автоматизированная система управления маршрутным транспортом (АСУ МТ) на основе системы ГЛОНАС. Данная система позволяет в режиме реального времени контролировать и отслеживать весь подвижной состав не только автобусов, но и трамваев и троллейбусов.

Рассмотрим специфику  функционирования и развития метрополитена  в Екатеринбурге. Метрополитен является одним из самых загруженных в России, по объёму перевозимых пассажиров занимает 4-е место, уступая только московскому, санкт-петербургскому и новосибирскому метрополитенам.

Рисунок 6 – Количество станций  метрополитена в период с 1991 по 2012 гг.7

 Метрополитен был открыт в 1991 году в составе 3-х станций, и на данный момент состоит из 1 линии и 9 станций. В Екатеринбурге в конце 2011 года закончилось строительство 2 новых станций метро. Изначально, пуск обоих станций должен был состояться в конце 2011 года, но из-за срыва поставок приводных частей для эскалаторов для станции глубокого заложения, в декабре 2011 года была пущена только одна станция «Ботаническая». Станция «Чкаловская» была запущена лишь в июле 2012 года. Данную проблему можно было бы избежать, если бы станция была мелкого заложения, но из-за плотной застройки центра города, такое строительство невозможно. Стоит отметить, что при дальнейшем развитии метрополитена, город может столкнуться с аналогичной проблемой.  По проекту перспективные станции в центре города будут строиться глубокого заложения.

Из-за высокой стоимости  строительства, метрополитен в Екатеринбурге  строится крайне медленно. Низкие темпы  строительства не удовлетворяют  потребность города в скоростном внеуличном транспорте. Эксплуатационная длина в период с 1995 года увеличилась  лишь на 5,7 км.

Рисунок 7 – Эксплуатационная длина путей метрополитена в  период с 1995 по 2012 гг.8

В период с 1991 по 2011 годы количество подвижного состава не менялось. До конца 2011 года эксплуатировалось 54 вагона метро. Только в 2011 на линию вышло 8 новых  вагонов. Это было связано с открытием  нового участка, длиной 3,7 км. Для сохранения необходимого интервала были закуплены  новые вагоны. При этом за весь период эксплуатации системы метро не производилось  обновление подвижного состав. На сегодняшний  день 87% подвижного состава имеют  срок службы более 20 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Возрастная структура  парка ГЭТ за 1995-2011 гг., процент.9

 

1995

2000

2005

2011

трамвайные вагоны

до 5 лет

15

4

6

9

5,1-10

38

17

5

6

10,1-15

32

36

16

6

15,1-20

11

30

35

19

более 20 лет

4

13

38

60

троллейбусы

до 5 лет

33

12

21

19

5,1-10

54

41

14

20

более 10 лет

13

47

65

61

вагоны метрополитена

до 5 лет

100

0

0

13

5,1-10

0

100

0

0

10,1-15

0

0

100

0

15,1-20

0

0

0

87

20,1-25

0

0

0

0


Так же высокий износ наблюдается  у трамвайных вагонов. 60% подвижного состава эксплуатируются более 20 лет. 19% имею возраст от 15 до 20 лет. У  троллейбусной сети 61% подвижного состава  имеет возраст более 10 лет. Большой  срок эксплуатации подвижного состава  влияет на качество обслуживания населения, что сказывается на пассажиропотоке  городского общественного транспорта.

Состояние подвижного состава  предприятий общественного транспорта в целом оценивается как критическое. Основная причина – отсутствие инвестиционных механизмов, позволяющих в рыночных условиях обеспечивать нормальное воспроизводство  основных фондов городского транспорта.

По мере ухудшения работы общественного транспорта из-за заторов все больше горожан пересаживаются на индивидуальные автомобили. Данный факт не мог не сказаться на количестве пассажиров на общественном транспорте.

Рисунок 8 – Перевозки  пассажиров по видам ГОТ в период с 1995 по 2011 гг., млн.человек.10

Из рисунка 8 видно, что  на всех вида ГОТ, кроме метрополитена, в последние 15 лет произошло снижение количества пассажиров. Значительно  снижение наблюдается на муниципальных  автобусных перевозках годовой пассажиропоток в период с 1995 по 2011 гг. упал на 80%. Увеличение коммерческих маршрутов на самых загруженных направлениях не привело к увеличению объемов перевозок и коммерческих автобусных операторов (рисунок 9). Снижение так же показали перевозки на трамвае и троллейбусе. Из-за отсутствия выделенных полос, данные виды общественного транспорта с каждым годом все больше страдают от заторов, что приводит к несоблюдению расписания и снижению качества транспортных услуг.

Лишь метрополитен за последние 15 лет показал рост объемов перевозок. В 2011 году объем перевезенных пассажиров составил 38,3 млн. человек. Рост объемов связан в первую очередь с открытием новых станций, а так же с увеличением значение внеуличных перевозок. Но, не смотря на это, метрополитен в общем объеме перевозок по Екатеринбургу занимает последнее место. Открытие две новые станции в конце 2011 года и в середине 2012 года генерируют большой пассажиропоток. Но полную картину общих объемов перевезенных пассажиров можно будет получить лишь по результатам 2013 года.

Рисунок 9 - объем перевозок  на коммерческом и муниципальном  транспорте в период с 2007 по 2011 гг., млн. чел.11

Из рисунка видно, что  в период с 2007 по 2011 гг. объем перевозок сократился как на муниципальном, так и коммерческом транспорте. Снижение количества перевезенных пассажиров общественным транспортом во многом также объясняется увеличением количества приобретаемых жителями Екатеринбурга личных автомобилей.

 

Рисунок 10 - Уровень автомобилизации  в муниципальном образовании  город Екатеринбург в период с 2007 по 2011 гг.12

По состоянию на конец 2011 года, количество легковых автомобилей в собственности физических лиц составило 548851 единицу, что на 1% превышает значение предыдущего года. В отчетном периоде уровень автомобилизации составил 388,9 легкового автомобиля в расчете на 1000 человек населения. За счет опережающего роста численности населения уровень автомобилизации сократился на 1%  к уровню прошлого года.

Информация о работе Проблемы управления и развития городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург