Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности муниципального унитарного предприятия "Управление городским хозяйством" г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:14, дипломная работа

Описание

Разновидностью унитарного предприятия является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования, либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий
Понятия и содержание муниципального унитарного предприятия
Нормативно правовая база муниципальных унитарных предприятий
Глава 2. Анализ деятельности муниципального предприятия «Управление городским хозяйством» города Осинники
2.1. Краткая характеристика муниципального предприятия «Управление городским хозяйством» города Осинники
2.2. Особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства города Осинники
2.3. Основные экономические показатели деятельности МП «УГХ» города Осинники
Гава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности муниципального унитарного предприятия "Управление городским хозяйством" города Осинники (тема дипломной работы)

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Юли.doc

— 565.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий

    1. Понятия и содержание муниципального унитарного предприятия
    2. Нормативно правовая база муниципальных унитарных предприятий

Глава 2. Анализ деятельности муниципального предприятия «Управление городским хозяйством» города Осинники

2.1. Краткая характеристика муниципального предприятия «Управление городским хозяйством» города Осинники

2.2. Особенности функционирования  жилищно-коммунального хозяйства  города Осинники

2.3. Основные экономические показатели деятельности МП «УГХ» города Осинники 

Гава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности муниципального унитарного предприятия "Управление городским хозяйством" города Осинники (тема дипломной работы)

 

 

 

Глава 1. Понятие и признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

1.1. Понятия и содержание муниципального унитарного предприятия

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, осуществляющая производственную, иную хозяйственную деятельность в качестве государственного или муниципального предприятия, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.1

Унитарными могут быть только государственные и муниципальные  предприятия.

Разновидностью унитарного предприятия является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования, либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и  учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Особенность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий — на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность.2

Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему назначению. Таким образом, право оперативного управления является значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

Муниципальное унитарное  предприятие (МУП) — самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно.

Муниципальное казенное предприятие, создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Унитарные предприятия  действуют на основании норм Гражданского кодекса (как это записано и в Законе об унитарных предприятиях), а также учредительных документов (уставов).3

В соответствии с этим их правовое положение в принципе такое же, как и положение иных субъектов гражданского права, юридических лиц. Вместе с тем введен ряд ограничений, в том числе при совершении сделок, которые не позволяют им в полной мере участвовать в товарно-рыночных отношениях.

В форме унитарного предприятия  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.4

Имущество унитарного предприятия  принадлежит на праве собственности  Российской Федерации, субъекту РФ или  муниципальному образованию. Оно принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, позволяющем предприятию участвовать в гражданском обороте. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В то же время предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; но оно не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

ГК РФ и Закон об унитарных предприятиях различают два основных вида унитарных предприятий:

- предприятие, основанное  на праве хозяйственного ведения;

- предприятие, основанное  на праве оперативного управления, - казенное предприятие.5

а) Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, является по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом и необходимой для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, предусмотрены правила, связанные с порядком и последствиями увеличения или уменьшения размера уставного фонда.6

До государственной  регистрации предприятия, его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.

Собственник имущества  унитарного предприятия, как уже  отмечалось, не отвечает по долгам предприятия (за исключением случаев, указанных п. 3 ст. 56 ГК РФ, предусматривающим возможность субсидиарной ответственности).

б) Казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка - оно дозволяет казенному предприятию строго определенные действия, акты. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие:

  • не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие);
  • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • должно иметь самостоятельный баланс.

 Создание унитарных  предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

Правоспособность унитарного предприятия заключается в следующем: унитарное предприятие может  иметь гражданские права, соответствующие  предмету и целям его деятельности согласно уставу и нести связанные с этой деятельностью обязанности; считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый госреестр юридических лиц; создается без ограничения срока, если иное не установлено уставом; и вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами; до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия; отдельные виды деятельности унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

 Унитарное предприятие  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом.

 Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования).7

 Российская Федерация,  субъект РФ, муниципальное образование  не несут ответственности по  обязательствам государственного  или муниципального предприятия, за исключением случаев, если банкротство такого предприятия вызвано собственником его имущества. Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.8

Государственное или  муниципальное предприятие может  быть создано в случае:

  • использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;
  • осуществления деятельности в целях решения социальных задач (реализации товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • деятельности, предусмотренной законами исключительно для государственных унитарных предприятий; научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;
  • разработки и изготовления видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;
  • производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

 Казенное предприятие  может быть создано в случае:

  • если преобладающая часть продукции (работ, услуг) предназначена для федеральных госнужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
  • использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России;
  • осуществления деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализуемых по госценам в социальных целях, а также отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  • необходимости производства видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ или изъятой из оборота, ограниченно оборотоспособной;
  • осуществления деятельности, предусмотренной законами исключительно для казенных предприятий.

Единоличный исполнительный орган унитарного предприятия - руководитель (директор, генеральный директор), который назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе:

  • представляет его интересы;
  • совершает сделки от имени унитарного предприятия;
  • утверждает структуру и штаты, принимает на работу работников, заключает и прекращает трудовые договоры с ними;
  • издает приказы, выдает доверенности;
  • организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

 Руководитель унитарного  предприятия не вправе быть  учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в госорганах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, принимать участие в забастовках.

 В унитарном предприятии  могут быть образованы совещательные  органы (ученые, педагогические, научные,  научно-технические советы и др.), структура которых, состав и компетенция определяются уставом.9

Самые сложные проблемы для органов местного самоуправления связаны с регулированием деятельности МУП. В российских городах и других муниципальных образованиях они обеспечивают оказание населению основной части жизненно важных муниципальных услуг в жилищно-коммунальном комплексе и городском транспорте. Во многих муниципальных образованиях МУП действуют также в сферах: торговли (муниципальные магазины и рынки), бытового обслуживания населения, здравоохранения (аптеки), культуры (кинотеатры), массовой информации (газеты, теле- и радиокомпании), производства отдельных видов продукции (молокозаводы, хлебозаводы, асфальтобетонные, кирпичные заводыи т. п.). Многие из них являются местными монополистами. В некоторых крупных городах число МУП измеряется сотнями, в малых муниципальных образованиях может быть всего одно или несколько многопрофильных МУП. В целом же по России их количество составляет несколько десятков тысяч.10

Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам МУП, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия органа местного самоуправления. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности муниципального унитарного предприятия "Управление городским хозяйством" г