Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа
Завершило оформление министерской системы в России издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при участии М.М.Сперанского. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств и устанавливалось, что все министры «подчинены непосредственно верховной власти», т.е. императору. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Значение министерств__________________________________5
Глава 2. Появление министерской системы управления _____________7
2.1. Опыт зарубежных стран____________________________________7
2.2. Зарождение министерств в России. Причины упразднения петровских коллегий_______________________________________________8
2.3. Содержание и этапы реорганизации центрального государственного аппарата_________________________________________10
2.4. Противники и сторонники реформы государственного управления______________________________________________________23
Глава 3. Развитие министерского звена управления в зарубежных странах
3.1. Особенности министерских систем_______________________________29
3.2.Функциональные административные реформы________________31
Заключение_________________________________________________36
Список используемой литературы______________________________38
Несмотря на наличие этих
весьма влиятельных и авторитетных
критиков министерской системы, на серьезные
замечания в ее адрес со стороны
ведущих государственных
Спор о преимуществах коллегиального или единоличного принципа в работе учреждений не решен до сих пор. В начале ХХ в. один из крупнейших специалистов в области государственного права А.Н. Филиппов писал: "Для нас (Юристов. - Авт.) оба начала - коллегиальное и единоличное - одинаково по идее правильные, и все дело состоит лишь в том, где и как применяются эти начала. Коллегиальный принцип менее всего пригоден для устройства органов власти исполнительной, единоличный - законодательной и судебной".
За целый век число министерств в России увеличилось незначительно. В "Общем учреждении министерств" 1811 г. названо 8 министерств и 4 приравненных к ним по статусу отдельных главных управления. В 1911 г. в Российской империи было 10 министерств и 3 отдельных главных управлений.Широкие рамки компетенции большинства министерств способствовали сокращению межведомственных столкновений и создавали для императора возможность личного руководства их деятельностью. В стабильности этой системы управления более века чиновный мир видел проявление незыблемости самого самодержавного строя в Российской империи.
Глава 3. Развитие министерского звена управления в зарубежных странах
3.1.
Особенности министерских
Министерская система в различных странах довольно часто подвергалась реформированию. Менялись численность, наименования и функции министерств (ведомств). Можно назвать несколько причин, обусловивших эту тенденцию.
1. Министерство (ведомство)
разделялось, поскольку оно
2. Появлялись задачи, которые
на короткий срок или
3. В коалиционных кабинетах
министерства (ведомства) нередко
создавались в политических
4. Министерства (ведомства)
создавались по соображениям
субъективного характера,
5. Для удовлетворения
стремлений той или иной
Системе министерств и ведомств имманентно присущи некоторые особенности, которые порождают необходимость ее постоянной корректировки. Эти особенности состоят в следующем.
Между министерствами (ведомствами)
не могут не возникать трения и
конфликты в тех случаях, когда
несколько или даже большинство
министерств решают один и тот
же вопрос. Примерами такого «общего»
вопроса может быть разработка проекта
бюджета или участие в
Такие структуры могут
быть созданы только при самом
правительстве - это их аппараты или
канцелярии, межведомственные комиссии
и комитеты. Таким образом, данная
особенность системы
Вторая особенность системы
министерств (ведомств) состоит в
сложности координации
Третья особенность
В процессе административных реформы существенным образом меняется облик министерской системы, функции и процедуры деятельности отдельных министерств17.
3.2.Функциональные административные реформы
Основное содержание этого вида реформ - оптимизация задач и полномочий государственных органов, отказ от избыточных и дублирующих функций.
В первую очередь, функциональные
реформы затронули
Можно выделить несколько основных направлений изменений министерских систем в зарубежных странах, которые условно можно отнести к функциональным реформам. К их числу относятся:
1. Передача ряда функций
децентрализованным
Децентрализованные учреждения впервые они были образованы на рубеже ХIХ в. и ХХ в. в странах прецедентного права. Создание децентрализованных учреждений связывается с малой эффективностью традиционных органов управления, низким качеством оказываемых ими услуг или завышенными ценами на них. Среди других причин можно назвать необходимость избежать последствий некоторых политических обычаев, которые противоречат требованиям рационального управления. Имеются в виду некоторые особенности формирования правительств, назначений на высшие должности в министерствах. Децентрализованные учреждения могут именоваться независимыми агентствами, государственными корпорациями, публичными корпорациями18. Децентрализованные учреждения получали широкие управленческие полномочия и поэтому становились субъектами публичного права. Вместе с тем в их задачи входила и коммерческая деятельность, поэтому они действуют и как субъекты частного права.
Децентрализованные учреждения напрямую не входят в систему какого-либо министерства или иного государственного органа и, напротив, организационно обособлены от них. Вместе с тем эти учреждения подотчетны одновременно органам законодательной власти и министрам, а в некоторых случаях и главе государства.
В процессе административной
реформы децентрализованные учреждения
были созданы для помощи министерствам.
Они сочетают методы деятельности,
характерные для
2. Перераспределение функций
внутри министерской (ведомственной)
системы, создание
В государственном управлении министерства традиционно выражают отраслевое начало. Отраслевой принцип управления имеет несомненные достоинства: возможность концентрировать ресурсы на ключевых для экономики и социального развития направлениях, строить классические исполнительные вертикали с четким механизмом принятия и реализации управленческих решений.
Вместе с тем при
отраслевом принципе возникает необходимость
согласования, координации деятельности
отдельных министерств. В наиболее
общем виде такую функцию осуществляет
правительство. Однако с развитием
государственного управления, т.е. с
возрастанием его объема, усложнением
задач и функций, координация
деятельности отраслей как таковых
со стороны правительства
С этой целью, как
уже отмечалось, создаются специальные
службы. В качестве примеров таких
служб можно привести
Под воздействием этих перемен меняются и функции самих министерств (ведомств). В их деятельности управление и руководство сменяются на регулирование, координацию и контроль. Государство стремится оставить за собой вопросы стратегического управления и избавиться от всех избыточных функций, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты и саморегулируемые организации. Кроме того, центральные органы управления устраняют дублирующие функции, с тем, чтобы избежать неэкономной и неэффективной траты управленческого труда.
На протяжении всего XX в. прослеживалась тенденции к росту числа министерств. В процессе административных реформ проявляется иная тенденция - создание так называемых суперминистерств. Суперминистерства образуются на основе объединения ряда отраслевых министерств или министерств и служб, действующих в смежных областях. Например, в результате объединения отдельных транспортных министерств образуется единое министерство транспорта, объединение министерств в экономической сфере приводит к образованию министерства экономики и т.д. В качестве примера суперминистерства можно привести министерство по вопросам труда и экономики Германии, образованное в 2002 г. в результате объединения министерства экономики и министерства труда. При образовании этого суперминистерства перед ним была поставлена задача - сделать экономику более динамичной и реально сократить уровень безработицы в стране.
Другой пример - Министерство внутренней безопасности США. Это министерство было создано в 2003 г. Оно объединило 22 различные службы, отвечающие за безопасность: береговую охрану, пограничную охрану, аварийные службы и др. Задача этого суперминистерства - координация усилий по борьбе с террористическими угрозами в США.
В конце 2006 г. в Азербайджане образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое также нередко называют суперминистерством. Так, для охраны объектов особой важности при вероятности возникновения техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также угрозы терактов в системе министерства создана особая военизированная охранная структура. Министерству переданы корабли и пристани ОАО «Каспийская специализированная аварийно-спасательная служба», службы гражданской обороны, пожарной охраны, спасения на водах и система государственного резерва. Кроме того, министерству предоставляется право на ведение оперативно-розыскной деятельности и создание спасательной службы министерства.
3. Перераспределение функций между органами централизованной государственной администрации и местным самоуправлением.
К ведению органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Такое делегирование бывает разовым, на определенный срок или бессрочным. Государство может передавать свои полномочия в сфере жилищного хозяйства, здравоохранения, образования, охраны памятников истории и культуры, охраны животного мира, санитарного контроля, пожарной охраны и т.д.
Информация о работе Развитие министерского звена управления в зарубежных странах