Развитие министерского звена управления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Завершило оформление министерской системы в России издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при участии М.М.Сперанского. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств и устанавливалось, что все министры «подчинены непосредственно верховной власти», т.е. императору. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Значение министерств__________________________________5
Глава 2. Появление министерской системы управления _____________7
2.1. Опыт зарубежных стран____________________________________7
2.2. Зарождение министерств в России. Причины упразднения петровских коллегий_______________________________________________8
2.3. Содержание и этапы реорганизации центрального государственного аппарата_________________________________________10
2.4. Противники и сторонники реформы государственного управления______________________________________________________23
Глава 3. Развитие министерского звена управления в зарубежных странах
3.1. Особенности министерских систем_______________________________29
3.2.Функциональные административные реформы________________31
Заключение_________________________________________________36
Список используемой литературы______________________________38

Работа состоит из  1 файл

история России.docx

— 72.05 Кб (Скачать документ)

Если местное самоуправление жестко встроено в государственную  управленческую систему, то оно теряет свою автономность, а, следовательно, перестает  существовать как уровень публичной  власти, который обеспечивает самостоятельное  решение населением под свою ответственность  вопросов местного значения19. На местном уровне должно быть столько полномочий, сколько необходимо для жизнеобеспечения муниципального образования и решения вопросов государственного управления, которые с точки зрения эффективности управления целесообразнее решать на местах.

Заключение

 

С созданием министерств  возникает и орган, координирующий их действия, рассматривающий вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств, ежегодные отчеты министров, дела о награждении и взысканиях чиновников и другие. В манифесте 1802 года еще не было четкой регламентации  деятельности Комитета министров, его  полномочия вырабатывались постепенно и получили законодательное оформление к 1812 году.

Центральное управление приобретало  на министерской основе характер централизованной и бюрократической ведомственной  системы, представленной к середине XIX в. девятью министерствами и тремя  главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который  координировал их совместные межведомственные усилия через Комитет министров.

В отличие от западных правительств, возглавляемых самостоятельными председателями (премьерами) и представлявших объединение, кабинет министров, российский Комитет  министров не был ни таким правительством, ни главой исполнительной вертикали  управления, хотя вопросы эти поднимались  не раз в «негласном комитете», других инстанциях. Предлагалось изучить опыт английского объединенного кабинета (министерства) его королевского величества, где имелись глава министерства и  главы восьми отраслевых отделений. Александр I и Николай I боялись утратить часть своих верховных функций, возникновения относительно самостоятельного главы центрального исполнительного  управления. Был использован опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет (правительство, правительственный  кабинет), подчинялись непосредственно  императору Бонапарту, являлись членами  Сената с совещательным голосом. Подобный опыт импонировал Александру I и Николаю I в их стремлении удерживать во всех случаях бразды правления в своих руках. Сохранилось неотъемлемое право царей самолично управлять государством.

«Министерская система управления, во-первых, подчеркнула преемственность  реформы Александра I по отношению к преобразованиям Петра I. Во-вторых, учреждение министерств было вызвано необходимостью приведения всех частей государственного управления в стройную систему. В-третьих, министерства должны были помочь утвердить общее социально-экономическое благосостояние империи. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять только  восемь министерств, которые при разделении   государственных дел ведали определенной сферой, а все министерства обеспечивали единство управления»20.

«Генезис центрального отраслевого  управления через путных бояр—приказы-коллегии увенчался министерствами. Министерской системе присущи такие черты, как: а) четкое функциональное разделение сфер управления; б) конкретность предметов, параметров отраслевого управления; в) единоначалие; г) персональная ответственность, исполнительность; д) линейная вертикаль исполнения, строгая ведомственная подчиненность. Видимо, поэтому министерская система жизнеспособна, сравнительно легко адаптируемая к изменяющимся объективным условиям, потребностям управления, утвердилась в России на длительное время вплоть до XXI века, когда министерства функционируют на уровнях федерального центра, республик, областей и других субъектов Федерации»21.

Постепенно реформаторские намерения Александра I сменились консервативным курсом. Огромное впечатление произвели на императора волнения в военных поселениях, Семеновском полку и европейские революции 20-х гг.,  которые окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований.

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Градовский А.Д. Начала русского государственного права // Собр. соч. Т. 8. СПб., 2007. Гл. III;
  2. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2. Часть особенная. 6-е изд. СПб., 2009. Глава II.
  3. Обзор деятельности Министерства императорского двора и уделов за время царствования императора Александра III, 1884 - 1894. СПб., 2001.
  4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 2007.
  5. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи 1802 - 1917 гг.: Историко-правовое исследование. М., 2003
  6. Высшие и центральные государственные учреждения России, 1801 - 1917 гг. В 4 т. Т. 2. Центральные государственные учреждения. СПб., 2001;
  7. Государственность России (конец XV в. - февраль 1917 г.): Словарь-справочник. Кн. 3. М., 2008;
  8. Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3. М., 2009.
  9. Миронос А.А. Ученые комитеты и советы министров и ведомств в XIX веке: Задачи, структура, эволюция. Нижний Новгород, 2000.
  10. Демин В.А. Государственная дума России (1906 - 1917): механизм функционирования. М., 2006.
  11. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 2009
  12. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России, XVIII - начало XX в. СПб., 1999. С. 12, 13.
  13. Ерошкин Н.П. Министерства России первой половины XIX века - М., 2008.
  14. Латкин В.Н. Учебник русского права периода империи XVIII  и XIX вв. 2-е изд. СПб., 2009.
  15. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 2008. С. 206.
  16. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (Первая половина XIX века). М., 2001. С. 31.
  17. Эйхельман О.О. Обзор центральных и местных учреждений управления в России и устава о службе по определению от правительства. Киев, 2007. С. 4, 17.
  18. Полное собрание законов Российской империи: Собрание 1. Т. 24
  19. Филиппов А.Н. Исторический очерк образования министерств в России // Журнал Министерства юстиции. 2002. № 9. С.48.
  20. Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.
  21. Державин Г.Р. Сочинения. 2-е изд. Т. 6. СПб., 2006
  22. Запольский М.В. Зарождение министерств в России. М., 2006. С. 58.
  23. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

1 Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3. М., 2009.

2 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

3 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

4 Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.

5 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 2007.

6 Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3. М., 2009.

7 Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.

8 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 2007

9 Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3. М., 2009.

10 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

11 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 2007

12 Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.

13 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 2007

14 Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3. М., 2009.

15 Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.

16 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е изд. М., 2007

17 Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3. М., 2009.

18 Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.

19 Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. М., 2006. С. 69.

20 Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России.  2005

21 Миронов Б.Н. Социальная история России. 2007

 


Информация о работе Развитие министерского звена управления в зарубежных странах