Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, реферат
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
Сетевая модель бизнеса позволяет игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать, по сути, новые сегменты рынка бытовых услуг.
Сервис-центры обычно располагаются там, где потребители совершают регулярные покупки: в гипермаркетах, супермаркетах, торговых центрах. Примером, свидетельствующим о перспективности развития сетей бытового обслуживания, выступает, в частности, проект «Муж на час». Компания с таким названием появилась в Перми и специализировалась на оказании услуг по разнообразному мелкому ремонту квартиры – починке сломанного замка, неработающей розетки и неисправной электропроводки, текущего крана. После первого сообщения в марте 2003 года о появлении такой фирмы в Перми ее «клоны» появились в целом ряде городов: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Томске и других. В самой Перми начала работу фирма-конкурент под названием «Супруг на час».
По мнению
экспертов, секрет успеха проекта «Муж
на час» состоит в точном определении
незамеченного другими
Проекты, подобные «Мужу на час» могут развиваться в различных сферах рынка бытовых услуг (например, по направлению художественной штопки и другим), они перспективны как для создания крупных сетевых структур, так и для продвижения в рамках малого и среднего бизнеса.
Современные тенденции развития рынка бытовых услуг в России позволяют полагать, что в значительной мере этот рынок формируют именно сетевые компании, роль которых еще более усилится в будущем.
Для российского
рынка бытовых услуг актуальны
некоторые проблемы, среди которых
одной из основных является невысокая
рентабельность бизнеса. Одним из основных
факторов невысокой рентабельности
предприятий бытовых услуг
В первую очередь
именно на решение проблемы рентабельности
ориентированы сопутствующая и
сетевая модели, рекомендуемые экспертами
как наиболее эффективные в современных
условиях для ведения бизнеса
бытовых услуг. Примечательно, что
проблема низкой рентабельности и высоких
издержек не останавливает инвесторов,
развивающих различные виды бытовых
услуг. В частности, наиболее быстрыми
темпами в настоящее время
развивается сегмент клининга, характеризующийся
наиболее высокими издержками на рынке
бытовых услуг (только в оборудование
и подготовку кадров необходимо инвестировать
не менее полумиллиона долларов). Ежегодно
сегмент клининга увеличивается на 50 %,
в нем появляется до 20 новых компаний.
Сегодня емкость рынка клининга оценивается
в 130 млн. долларов США. Прогнозируется,
что в ближайшие три-четыре года емкость
рынка достигнет 800 млн. долларов США.
Среди других актуальных для российского рынка бытовых услуг проблем необходимо отметить:
Для решения актуальных для современного российского рынка бытовых услуг проблем, по мнению экспертов, эффективны следующие меры:
- Совершенствование
кредитной системы и
Необходимо упростить доступ к кредитным ресурсам и их получение. Для этого важно активно использовать возможности предоставления льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства, так как более 80 % предприятий бытовых услуг относятся к малому бизнесу.
- Предоставление
предприятиям обслуживания
- Совершенствование
нормативного регулирования
В целом
для поднятия и развития отрасли
бытовых услуг в России важна
социально ориентированная
Экспертами
отмечается значимость разработки институционального
механизма регулирования рынка
бытовых услуг, основой для которого,
в частности, может выступать
германская модель. В рамках этой модели
предприятия сферы услуг
Положение в Москве
Лидирующее положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40 % от общероссийского объема потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения – 44 %, в сегменте прачечных – 47 %.
В настоящее время сфера бытовых услуг Москвы составляет более 10,0 тыс. предприятий с количеством рабочих мест - более 75,0 тыс.
То, что Москва имеет лучшие показатели, в первую очередь, связано с последовательной политикой московских властей, направленной на поддержку сферы бытовых услуг.
Сегодня одной из приоритетных задач Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы является задача «опережающего развития сети предприятий бытового обслуживания».
И задача эта успешно выполняется. Так в течение 2007-2008 открыто 2724 объекта.
Вновь
открываемые предприятия, как правило,
оснащены современным технологическим
оборудованием, которое позволяет
использовать эффективные
Современные, технически оснащенные предприятия бытового обслуживания, использующие высококвалифицированные кадры, способствуют созданию в Москве комфортных условий для проживания москвичей и гостей столицы.
В январе 2009 года Правительство Москвы приняло Постановление N 25-ПП "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве".
Данным документом определены приоритетные задачи дальнейшего развития потребительского рынка и услуг города в режиме шаговой (пешеходной) доступности, среди которых - достижение расчетных показателей обеспеченности сетью предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания, в том числе комплексных предприятий типа "мультисервис"; создание условий для комплексного приобретения товаров и предоставления услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне города; совершенствование форм и методов обслуживания маломобильных категорий инвалидов, особенно инвалидов-колясочников и лиц с нарушением зрения; комплексное приспособление предприятий потребительского рынка и услуг для нужд инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе с созданием мест для хранения детских колясок; предоставление городских льгот и гарантий для субъектов малого и среднего предпринимательства на предприятиях шаговой (пешеходной) доступности и т.д. Органам исполнительной власти и префектурам административных округов города даны поручения по организации исполнения указанных задач.
Продолжается работа по открытию предприятий бытового обслуживания в торговых центрах, магазинах. В настоящее время в Москве в крупных магазинах работают более 300 предприятий бытового обслуживания, в том числе более 40 химчисток-прачечных.
С целью обеспечения доступности бытовых услуг для молодежи в рамках Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы было открыто более 40 прачечных самообслуживания работают более чем в 35 общежитиях московских ВУЗов,в т.ч. в МГУ им. Ломоносова, РХТУ им.Менделеева, РГГУ, МГУС, МИФИ, МАТИ и др.).
В здании
Университета им. М.В.Ломоносова организовано
комплексное предприятие
Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы не только поставлены задачи, но и намечены системные меры поддержки отрасли, которые обеспечат стимулы, побуждающие развивать сферу сервиса.
Сегодня значительная
часть предприятий бытового обслуживания
работают на высоком, европейском уровне.
Вместе с тем, опросы населения говорят
о необходимости повышения
В целях повышения
уровня обслуживания населения, обеспечения
населения достоверной
Организациям бытового обслуживания, прошедшим процедуру добровольной сертификации, присваивается знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
К настоящему времени добровольную сертификацию прошли 383 предприятия бытового обслуживания.
Одна из задач развития бытового обслуживания - обеспечение социальной направленности бытовых услуг. С этой целью ведется постоянная работа по развитию и совершенствованию системы льготного обслуживания на предприятиях сферы бытовых услуг. Для упорядочения работы по организации льготного обслуживания в 2005 году внедрена система аккредитации предприятий бытового обслуживания. К настоящему времени аккредитованы 1192 социальных предприятия, предоставляющих льготным категориям граждан скидки от 15 % до 20 %;
Льготное обслуживание в банях регламентируется распоряжением Мэра Москвы от 10.07.1997 № 551-РМ «О предоставлении льгот по оплате услуг бань отдельным категориям граждан», согласно которому инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи, граждане, получивши увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС имеют право на еженедельное бесплатно посещение бань. Ветеранам труда; инвалидам независимо от группы инвалидности; семьям опекунов, имеющим на воспитании несовершеннолетних детей, еженедельно предоставляется 50 % скидка.