Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, реферат
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
Третью социальную группу обычно называют средней, поскольку сюда относятся те группы граждан, которые имеют средний уровень доходов. Это работающая часть населения и члены их семей. Значительную часть услуг социальной сферы и предприятий городского хозяйства представители среднего слоя получают на платной основе. Таким образом, для среднего социального слоя определяющим является комбинированное финансирование услуг социальной сферы: частично за счет прямых собственных затрат, частично за счет финансирования из бюджета16 .
Одной
из основополагающих задач, стоящих
перед органами местного самоуправления,
является то, что они «должны обеспечить
удовлетворение основных потребностей
населения в сферах, отнесенных к
ведению муниципальных
Управление муниципальным образованием предполагает определение системы отношений с разными субъектами, действующими на территории образования. Данная система состоит из следующих основных элементов:
хозяйствующие субъекты, как муниципальные, так и иных форм собственности;
общественные организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации;
территориальные отделы администрации и муниципальные учреждения;
домашние хозяйства/семьи.
Органы местного самоуправления осуществляют несколько различных функций, которые, соответственно, находят отражение в общей структуре управления.
Во-первых,
в отношении всех хозяйствующих
субъектов орган местного самоуправления
выступает как орган
Во-вторых, орган местного самоуправления является для большинства хозяйствующих субъектов заказчиком определенных видов работ, причем в последнее время эта его роль все время возрастает.
В-третьих,
для всех хозяйствующих субъектов
орган местного самоуправления выступает
как организация, обеспечивающая условия
для осуществления
В-четвертых, для муниципальных предприятий орган местного самоуправления выполняет функции собственника18 .
Все
перечисленные функции должны исполняться
в различных структурных
С
точки зрения собственника муниципальных
предприятий, орган местного самоуправления
заинтересован в их наивысшей
рентабельности. Но предоставление преимуществ
этим предприятиям при распределении
муниципального заказа приведет к монополизму,
завышению цен на услуги муниципальных
предприятий и в итоге к
дополнительным расходам местного бюджета.
Поэтому крайне важно, чтобы функции
единого заказчика и
Немаловажное
значение в структуре муниципального
образования занимают домашние хозяйства/семьи,
которые являются основой развития
системы духовного
Кроме того, развитие домохозяйств привело к решению четырех задач, непосредственно влияющих на развитие сферы услуг:
– восстановление и развитие материальной семейной собственности;
– развитие внутрисемейного производства предъявило невиданные прежде запросы к развитию материальных услуг (дороги, станции обслуживания и заправки, водоснабжение, канализация, различный ремонт и т.д.);
–
высокая культура быта повысила стандарты
качества и сложность материальных
услуг. А это вызвало массовый
спрос на культурного и
– само развитие домашних хозяйств поставило конкурентные границы роста цен на услуги, предъявив спрос на широкий круг домашней техники для их производства на дому. Сложился определенный алгоритм в развитии отношений между товарным производством услуг и бытовой техники и нетоварным производством услуг в домашнем хозяйстве19 .
Тем
не менее, с сожалением приходится констатировать,
что «в российской экономике домохозяйства
не сделались еще реальным экономическим
субъектом рыночных отношений, стоящим
«на равных» с
Муниципальные органы власти могут выступать как субъекты общественного (публичного) предпринимательства и реализовывать необходимые мероприятия по организации и поддержанию малорентабельных и даже убыточных, но социально востребованных для жителей предприятий.
В качестве субъектов публичного предпринимательства органы муниципального управления предоставляют в основном следующие категории услуг:
– услуги, предоставление которых в рыночных условиях может быть мало эффективным, но с позиций общества в целом весьма необходимые в целях снижения социальной несправедливости и дискриминации малоимущих слоев населения (например, образовательные услуги, культурно-досуговые услуги, услуги здравоохранения и т.д.);
–
услуги, особенность которых
–
услуги, для которых характерна естественная
монополизация, порожденная технико-
– услуги, которые необходимы для решения эстетических (например, разбивка клумб, парков), санитарно-эпидемиологических (например, вывоз городского мусора) и других проблем; если данные функции делегировать частным компаниям, то они скорее всего будут выбрасывать мусор на окраинах города и на близлежащие поля, а не вывозить его на специально отведенные места. Поэтому муниципальные власти должны взять реализацию этих функций на себя либо найти подрядчиков из числа частных организаций; в обоих случаях, как правило, данные услуги будут финансироваться из местного бюджета.
Установка органов местного самоуправления на предоставление указанных категорий услуг ни в коей мере не мешает им выходить на потребительский рынок в качестве производителей иных социально-бытовых услуг. Впрочем, подобная роль для системы муниципального управления не является главной.
Кроме того, не все функции могут быть делегированы местным органам власти. Муниципальные органы самоуправления, как правило, не учитывают последствия предоставления ими услуг, возникающих в отношении жителей других районов. Поэтому транслировать им функцию предоставления услуг там, где это может вызвать катастрофические последствия, весьма нецелесообразно. Иногда возникает ситуация, когда некоторые муниципалитеты для соседних территорий приносят ощутимую выгоду, но она не принимается в расчет. Вследствие этого местные органы власти могут со временем отказаться от предоставления этой услуги или снизить ее объем.
Представление
о целях и результатах развития
— необходимая предпосылка
Муниципальное предприятие, захватившее монопольное положение на местном потребительском рынке услуг, нередко поступает так же, как частная монополия. Отсутствие конкурентной борьбы не стимулирует муниципальную организацию на внедрение передовых технологий и инноваций, поиск более оптимальных форм деятельности и управления, уменьшение расходов. И самое главное, данные муниципальные предприятия, как правило, не несут ни уголовно-административной, ни финансовой ответственности за инертность и неэффективное использование ресурсов.
Таким образом, развитие конкуренции на муниципальном уровне может стать действенным механизмом повышения эффективности работы муниципальных служб. Угроза передачи некоторых функций частным предпринимателям, а также постоянный гласный контроль за эффективностью функционирования муниципальных предприятий, сопоставление результатов их деятельности с результатами коммерческих компаний позволит устранить многочисленные отрицательные моменты, вызванные монопольным положением организации. Все это поставит муниципальные предприятия перед непосредственной угрозой сокращения и потери заказов в случае своей малоэффективной работы. С другой стороны, и деятельность частных компаний может оказаться неэффективной с социальной точки зрения.
Дело
в том, что в зависимости от
характера услуг, предоставляемых
населению, муниципальные предприятия
далеко не всегда руководствуются критерием
прибыльности. Напротив, частные компании,
рассматривающие прибыль как
главный фактор своей деятельности,
не могут оказывать услуги по доступным
ценам и в широком
Специфика организации бытового обслуживания на местном уровне во многом обусловлена характером производства и количеством населения, проживающего в муниципальном образовании. По численности населения города подразделяются на малые (до 50 тыс. чел.), средние (50–100 тыс. чел.), большие (100–250 тыс. чел.), крупные (250 — 1000 тыс. чел.) и крупнейшие (свыше 1 млн чел.)21 . Важным аспектом является то, что крупнейшие муниципальные образования играют ключевую роль в жизни страны. Они отличаются не только высокой концентрацией населения, но и сосредоточением капитала, емким рынком, его развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров, значительным образовательным, культурным, научным потенциалом. «В крупнейших городах быстро развиваются специфические управленческие, торгово-распределительные, коммерческие, финансово-бюджетные и иные непромышленные функции. Так как существовавшие в бывшем СССР механизмы выравнивания пространственного развития на межпоселенческом уровне практически перестали работать, то города (так же, как и регионы России) стали стремительно «разбегаться» по уровню социально-экономического развития. Крупнейшие российские города с населением от 1 до 3 млн чел. оказались более адаптированными к изменениям внешней среды, чем малые и средние»22 .
В
России все крупнейшие города являются
традиционными
В то же время необходимо обратить внимание на то, что становлению эффективного механизма муниципального управления препятствует тотальная дотационность многих муниципальных образований. Муниципальные образования-доноры не заинтересованы совершенствовать систему управления, повышать эффективность местной экономики. В современных условиях повышение доходности муниципального образования сопровождается перераспределением части его дополнительного дохода в пользу дотационных территорий и уменьшением налоговых отчислений в местный бюджет. В условиях децентрализации управления продолжает действовать один из основополагающих принципов централизованной экономики — «всем сестрам по серьгам»24 .