Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, реферат
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
Большой вклад в обеспечение социальной направленности бытовых услуг инициируется самими предприятиями бытового обслуживания.
Так, например пенсионеры по возрасту обслуживаются в банях со скидкой от 30 % до 50 % по инициативе предпринимателей, в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли.
По другим
видам социально-значимых бытовых
услуг, также в порядке
Одной из новых форм социальной поддержки населения в сфере бытовых услуг является предоставление скидок на оказываемые услуги в размере 5 % - 10 % держателям социальной карты москвича. Скидки предоставляются также в порядке благотворительности, за счет средств предприятий.
Ежегодно более 3,0 тыс. предприятий бытового обслуживания, из которых 1192 - аккредитованные социальные предприятия, оказывают услуги по льготным ценам более 400 тыс. человек, включая обслуживание по социальной карте москвича (234 предприятия
и 357 приемных пунктов). Одновременно с этим многие предприятия принимают активное участие в благотворительных акциях, приуроченных к различным государственным и городским праздникам (День пожилого человека. День защитника отечества, День победы и др.), предоставляя скидки на услуги за счет собственных средств.
Для предприятий бытового обслуживания актуальной остается проблема подготовки и повышения квалификации кадров.
В настоящее время ведется работа по организации обучения рабочих кадров с использованием накопленного опыта ведущих мастеров и предпринимателей сферы бытовых услуг, освоивших передовые технологии и достигнувших в своей профессии международного признания, а также с привлечением отраслевого научного потенциала.
Ассоциация Русских Уборочных Компаний на базе ГО СПУ «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» организовала обучение по специальности «Оператор уборочных машин» для клининговых компаний.
Данной ассоциацией и ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями открыт в Москве Международный учебный центр по клинингу по подготовке технического персонала и менеджеров для данной сферы деятельности с пропускной способность от 50 до 400 человек в месяц.
По инициативе Союза парикмахеров и косметологов России, благодаря которому Москва и Россия признана мировым лидером в парикмахерском искусстве, а подготовленная ими сборная команда России в 2006 году завоевала титул абсолютных чемпионов Мира в парикмахерском искусстве, на постоянной основе проводятся:
- бесплатные
семинары по повышению
- профессиональные
конкурсы по международным
В 2008-2009 годах
в рамках Чемпионатов Москвы по парикмахерскому
искусству, декоративной косметике
и маникюру организованы и проведены
Молодежные чемпионаты Москвы по парикмахерскому
искусству. В указанных чемпионатах
приняли участие свыше 70 студентов
из государственных
В рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве между Москвой и Берлином Департаментом на постоянной основе осуществляется работа по обмену учащимися колледжей из Москвы и Берлина, получающими профессии: «парикмахер», «фотограф», «мастер по клинингу».
В целях
повышения профессионального
- городской конкурс «Московские мастера»;
- международная выставка «Индустрия чистоты» и «Химчистка и прачечная»;
- городская
инновационная выставка-
- международная
выставка для профессионалов
индустрии красоты «К0SМЕТIК
- международная выставка для профессионалов ногтевой индустрии «NAILEXPO»;
- чемпионат
Москвы по парикмахерскому
- международный
фестиваль «Мир красоты» по
парикмахерскому искусству,
Проведение
указанных мероприятий вносит весомый
вклад в подготовку кадров для
сферы бытовых услуг, обеспечивает
высокий уровень качества и безопасности
данных услуг.
Малый бизнес в сфере бытовых услуг в Санкт-Петербурге
Бытовое
обслуживание населения -
По данным КЭРППиТ на потребительском рынке города работает более 7,7 тысяч предприятий бытового обслуживания (с учетом бань).
Сегодня каждое второе предприятие малого бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
В целом итоги за 2008 год характеризуются высокими темпами роста оборота, увеличением сети и качественным улучшением ее структуры, несмотря на тенденцию снижения всех показателей, начиная с октября, в связи с кризисом.
За год населением приобретено бытовых услуг на 14,9 млрд. руб., что на 13,9 % больше 2007 года. Сеть потребительского рынка увеличилась на 642 предприятия бытового обслуживания, в том числе банного хозяйства на 37.
Рынок бытовых услуг действительно расширяется, но рост сети и рабочих мест идет в основном за счет интенсивного развития парикмахерских услуг и услуг автосервиса, доля которых, в общем, количестве объектов, составляет по парикмахерским услугам – 29 %, по автосервису -13 %. Развитие услуг химической чистки и стирки идет за счет организации приемных пунктов. Отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения химчисток и прачечных сдерживает развитие этих услуг. А эти услуги востребованы населением, особенно в тех районах города, где сохраняются коммунальные квартиры и отсутствуют ванные и централизованное горячее водоснабжение (Петроградский, Василеостровский, Центральный, Адмиралтейский).
Бытовое обслуживание, в основном, представлено организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90 %, причем на долю физических лиц приходится 29 % всего объема бытовых услуг. Всего предоставляется 600 различных видов услуг бытового характера.
В целом показатели обеспеченности бытовыми услугами, в соответствии с нормативами, указывают на стабильный рост сети, однако если рассматривать обеспеченность по видам услуг и обеспеченность этими видами по каждому району, то можно констатировать, что не все так успешно, как представляется на первый взгляд.
Анализируя развитие бытовых услуг, имеющих социальную направленность, или услуги повседневного спроса (ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт металлоизделий, ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуги химчисток и прачечных, ремонт часов), необходимо отметить, что их развитие не обеспечивает потребности населения, и не способствует развитию конкурентной среды. В связи с чем, цены на указанные услуги высоки и затрудняют возможность их получения населением со средним и ниже среднего уровнем доходов, а для малообеспеченных граждан они практически недоступны. Кроме того, завышенные цены стимулируют работу предприятий в секторе теневой экономики, что особенно свойственно таким видам услуг, как парикмахерские, ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, пошив и ремонт швейных изделий, ремонт мебели. Это явление снижает качество оказания услуг, не дает потребителям никаких гарантий, а иногда создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.
Недостаточная
Анализ отдельных видов бытовых услуг позволяет разделить их на три основные группы:
- услуги,
где наблюдается устойчивое
- услуги,
где существуют перспективы
- услуги, темпы, развития которых невысоки, несмотря на существующий спрос населения (ремонт мебели, ремонт часов, ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт ювелирных изделий и др.).
Совершенствование
государственно-правового
Сегодня, в условиях сложной экономической ситуации, сложившейся в результате мирового экономического кризиса, перед многими предприятиями бытового обслуживания стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для развития производства, приобретения современного оборудования, внедрения новых технологий.
Отсутствие ликвидного залога и гарантий, высокие процентные ставки кредитования - эти факторы для бытового обслуживания, являющегося низко рентабельной отраслью, еще более значительны.
Среди основных
проблем, требующих решения - совершенствование
государственно-правового
Необходимо
пересмотреть устаревшие нормативные
документы, не учитывающие современного
уровня производства, оборудования, технологических
процессов, внедрения новых технологий,
материалов, что создает серьезные
препятствия для деятельности предприятий
и дальнейшего их развития. Сегодня
отсутствуют нормативные
на федеральном уровне нет государственной структуры, координирующей отрасль.
Об этом говорил на «круглом столе»: Спрос есть - возможностей нет. Малый бизнес в сфере бытовых услуг» Юрий Филатов, президент ассоциации предприятий бытового обслуживания «Петробыт», член Общественного Совета по малому предпринимательству при губернаторе города. Он подчеркнул, что оказание бытовых услуг населению – это востребованный, но малорентабельный малый бизнес. И именно поэтому ему требуется поддержка.