Сфера бытового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, реферат

Описание

В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.

Работа состоит из  1 файл

сфера бытового обслуживания.docx

— 123.46 Кб (Скачать документ)
 

 

В среднем  одному жителю Санкт-Петербурга в 2008 году оказано бытовых услуг на 3188 рублей (в 2007 году – на 2389 рублей).  

Выводы:

Анализируя  нынешнее положение предприятий  сферы бытовых услуг можно  констатировать следующее:

1. В последние  годы российский рынок бытовых  услуг активно развивается. Объем  рынка оценивается в 400-500 млн.  долларов. В 2006 году рост рынка  составил 5,9 %. 

2. Лидирующее  положение на российском рынке  бытовых услуг занимает Москва. Объем реализации бытовых услуг  в Москве в 2005 году составил  порядка 40 миллиардов рублей. Второе  место на российском рынке  бытовых услуг принадлежит Подмосковью. 

3. Интенсивному  развитию организаций бытового  обслуживания способствует все  возрастающий спрос на бытовые  услуги, как со стороны корпоративных  клиентов - банков, офисных и торговых  центров, так и со стороны  частных лиц. Спрос на бытовые  услуги в последние годы увеличивается  на 25-30 % ежегодно. Однако целевой  аудиторией для предоставления  качественных бытовых услуг в  России в настоящее время выступают  лишь 10-15 % наиболее обеспеченного  населения. В этой связи уже  в ближайшие один-два года тенденция  бурного роста может приостановиться,  поскольку рынок бытовых услуг  столкнется с ограничениями спроса.

4. Одной из  наиболее актуальных проблем  для современного российского  рынка бытовых услуг выступает  невысокая рентабельность, величина  которой находится в пределах 5-10%. Повышение рентабельности и  быстрый рост для компаний, предоставляющих  бытовые услуги населению, в  современных условиях обеспечивают, в частности, постоянная диверсификация  бизнеса и экспансия в регионы. 

5. Одними  из наиболее перспективных форм  ведения бизнеса, связанного с  организацией бытового обслуживания  населения, являются сопутствующая  и сетевая формы. Сетевая модель  бизнеса позволяет игрокам не  только выдержать конкуренцию,  но и создавать новые сегменты  рынка бытовых услуг. Именно  сетевые компании в значительной  мере формируют современный рынок  бытовых услуг в России, в будущем  роль этих компаний еще более  усилится.

6. В  целом для поднятия и развития  отрасли бытовых услуг в России  важна социально ориентированная  государственная политика, в рамках  которой предусмотрены значительные  расходы на социальную сферу.  

Законодательство:

1. Правила  бытового обслуживания населения  в Российской Федерации (утверждены  Постановлением Правительства Российской  Федерации от 15.08.1997 г. N 1025).

2. Федеральный  закон  Российской Федерации «О защите прав потребителей».

3. Федеральный  закон  Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Федеральный  закон Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический  регламент о требованиях  пожарной безопасности».   

При подготовке материала  использованы следующие  информационные ресурсы: 

1. Официальный  портал КЭРППиТ - www.cedipt.spb.ru

2.  Портал  Департамента потребительского рынка и услуг Москвы - www.potreb.ru

3. Информационный  бизнес портал «Market-Pages.ru» - www.market-pages.ru

4. Территориальный  орган Федеральной службы государственной  статистики по Санкт-Петербургу  и Ленинградской области –  www. petrostat.ru

5. Портал  рынка бытовых услуг -  www.marketcenter.ru/

6. Журнал  «Проблемы современной экономики» - www.m-economy.ru

URL; http://www.bishelp.ru/svoe_delo/otrasl/bituslugi/1410_uslugi.php (дата обращения 17.12.10) 
 

Развитие  сферы бытового обслуживания населения в условиях реформирования местного самоуправления 

 
 
 

Муниципальные органы управления, согласно Конституции  РФ, независимы и  самостоятельны в  выборе тех функций, которые они будут  исполнять. Данное обстоятельство остро ставит проблему определения пределов законодательного регулирования компетенций муниципальных органов власти в вопросах местного значения, а также границ самостоятельности в принятии управленческих решений. Учет и анализ потребительского поведения населения являются наиболее весомыми и значимыми в определении стратегических целей и задач, стоящих перед органами муниципального управления, поскольку именно социальное благополучие населения, обслуживание его интересов является главной целью их деятельности. Однако выделение этих интересов и ориентиров представляет определенную сложность, так как население не является однородным и группируется по различным признакам.

    
формирование системы бытового обслуживания населения в нашей стране

   Формирование  системы бытового обслуживания населения  в нашей стране как самостоятельной  отрасли народного хозяйства  «относится к началу 60-х годов, когда  в стране были созданы органы управления отраслью в виде главных управлений бытового обслуживания населения при  советах министров союзных республик. Несколько позже эти управления в союзных республиках были преобразованы  в республиканские министерства бытового обслуживания населения»1 .

   Появлению системы бытового обслуживания населения  в СССР предшествовала длительная дискуссия  по поводу роли и места услуг в  структуре социалистического производства.

   Большая группа советских ученых в 20–30-х  годах ХХ столетия выдвинула так  называемую расширительную концепцию  производительного труда при  социализме, смысл которой заключался в признании производительным трудом всех видов деятельности, направленных на удовлетворение разумных личных и  общественных потребностей в социалистическом обществе. Главный идеолог этой концепции  С.Г. Струмилин так обосновывал  данную позицию: «В социалистическом обществе при планомерном разделении труда, по-видимому, всякий общественно необходимый  труд — и производственный, и  обслуживающий, — поскольку его  применение объективно повышает общий  уровень производительных сил общества и его благосостояние, должен быть отнесен к категории производительного. А непроизводительным, с экономической  точки зрения, пришлось бы признать только тот труд, который направлен  лишь к личному самоудовлетворению отдельными членами общества в ущерб  интересам других его членов или  всего общественного хозяйства  в целом»2 . В 50-60-е годы данная расширительная концепция получила полную поддержку  и распространение.

   Но  в 20-е годы разрабатывалась также  и альтернативная концепция производительного  труда при социализме, согласно которой  производительным, создающим новую  стоимость признавался только труд, затраченный в сфере материального  производства. Эта концепция получила название ограничительной и завоевала  все «командные посты» и была официально принята плановыми и статистическими  органами как основа для построения системы макроэкономических показателей. Труд, связанный с оказанием услуг, объявлялся непроизводительным, и утверждалось, что «доходы от услуг носят  вторичный характер, являясь дальнейшей стадией распределения»3 . Кроме  того, надо иметь в виду, что услуги предприятий отдельных отраслей сферы обслуживания оплачивались населением по ценам, устанавливаемым на уровне ниже их себестоимости. В СССР примерно 25% всех платных услуг, оказываемых  населению, реализовывалось по ценам  ниже себестоимости4 .

   Эта установка привела к тому, что  в 60–80-е годы призывали к снижению темпов развития сферы услуг по сравнению  с отраслями материального производства, к установлению более низкой заработной платы в непроизводственных отраслях и т.д. на том основании, что труд в этих отраслях непроизводительный. Низкий уровень оплаты труда в  непроизводственной сфере обусловлен господством на практике «концепции, в соответствии с которой работники  непроизводственной сферы заняты непроизводительным трудом, в ней не создается национальный доход, она поэтому не только не вносит вклада в экономический рост, но и является его ограничением, отвлекая для своего функционирования ресурсы, которые могли бы быть использованы в сфере материального производства для обеспечения роста национального дохода»5 .

   В настоящее время в связи с  переходом на международную методологию  учета и статистики было ликвидировано  понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере  услуг. Труд в сфере услуг признан  производительным, сама эта сфера  производственной, а результаты ее функционирования учитываются в  валовом внутреннем продукте и в  других показателях результатов  экономической деятельности.

   Острой  проблемой в советское время  являлась нехватка товарного предложения  и услуг, что приводило к снижению материальной заинтересованности в  повышении общественной производительности труда. В условиях превышения платежеспособного  спроса населения над предложением ослаблялось влияние потребителей на производство, их эффективный контроль. Кроме того, многие потребители, не находя отклика у государственных  предприятий сферы услуг, все  чаще обращались к частнику, действующему в рамках теневой экономики. По мнению Т.И. Корягиной, частными лицами реализовывалось услуг населению ежегодно на сумму 14–16 млрд рублей. Это составляло 1/3 денежных средств, уплачиваемых населением за оказание услуг, по официальной статистике Госкомстата СССР6 .

   Самым емким рынком в теневой экономике  являлась сфера бытового обслуживания населения. В этой сфере ежегодно предоставлялось «левых» бытовых  услуг на сумму около 5–6 млрд рублей, что составляет около половины общего объема реализации бытовых услуг населению, по официальной статистике7 .

   В середине 80-х годов ХХ века в сфере  бытового обслуживания сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность  в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них8 . Такая парадоксальная ситуация объяснялась прежде всего  «нехваткой материалов, несовершенством  уровня технического обслуживания на предприятиях службы быта и рядом  других объективных причин. Стало  очевидным, что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания, то многие бытовые услуги не будут  пользоваться спросом у населения. Людям уже не нужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно  сберегала их время и приносила  удовлетворение»9 .

   В начале перестройки в Советском  Союзе было проведено масштабное социологическое исследование мнения семей рабочих и служащих промышленности и колхозников о работе предприятий  бытового обслуживания. По материалам выборочного обследования, проведенного в 1985 г. Госкомстатом СССР, мнения 45 тыс. семей распределились следующим  образом: по большинству видов бытовых  услуг семьи в наибольшей степени  оказались недовольны их качеством. Одной из главных проблем, с которой столкнулись потребители в советское время, являлась проблема нарушения предприятиями бытового обслуживания установленных сроков выполнения заказов, необоснованные задержки в оказании оперативных услуг.

   Перестройку хозяйственного механизма в бытовом  обслуживании в советское время  тормозили сложившиеся в отрасли  производственные отношения, которые  сковывали в определенной степени  развитие производительных сил. Так, излишняя централизация и специализация  предприятий бытового обслуживания обусловили сокращение масштабов мелкого  производства в оказании бытовых  услуг. Организационная, управленческая инфраструктура стала воспроизводить сама себя, не улавливая реальных изменений  трудо- и фондоемкости услуг в подчиненных структурных подразделениях.

   Определенные  негативные тенденции наблюдаются  в развитии сферы бытового обслуживания и в современных условиях. Так, из 195 руководящих работников предприятий  сферы услуг, опрошенных в разных городах России в 2005 г.10 , почти 56% руководителей  предприятий бытового обслуживания заявили, что объем предоставляемых  услуг в последние годы уменьшился. Это объясняется тем, что в 90-е  годы прошлого века изменение форм собственности и возможность  вести самостоятельную хозяйственно-экономическую  деятельность привели к тому, что  многие предприятия бытового обслуживания стали дробиться на мелкие структурные  подразделения. При этом руководители данных подразделений оказались  не готовы работать в новых экономических  условиях, ввиду низкой культуры управления. Таким образом, потеря централизованного  управления, прекращение дотаций  на поддержку функционирования предприятий  бытового обслуживания со стороны государства  привели к сокращению сети предприятий  и уменьшению видов бытовых услуг.

   Факторами, сдерживающими развитие бытового обслуживания, являются многочисленные конфликты  с потребителями (60,0%). Главные причины  конфликтов: недовольство потребителей качеством предоставляемых услуг (61% руководителей честно указали  на брак в работе возглавляемых ими  предприятий); нарушения предприятиями  службы быта установленных сроков выполнения заказов.

Информация о работе Сфера бытового обслуживания