Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Муниципальному праву"
1.Каков состав правовой базы МСУ?
Правовая база местного самоуправления
– это система законодательных
и иных правовых актов, на основе которых
функционирует местное
Правовая база местного самоуправления
находится в начальной стадии
своего формирования. Она должна включать
в себя систему федеральных
Создание такой правовой
базы будет означать переход от централизованных
методов государственного руководства
местными органами к методам правового,
организационно-методического
Вопросы местного самоуправления
на уровне субъектов РФ закрепляются
в конституциях или уставах субъектов
РФ, в законах о местном
Как уже говорилось, понятие местного самоуправления можно раскрывать в разных аспектах. Во-первых, местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, определяющий систему управления. Этот подход редко закрепляется в нормативно-правовых актах субъектов. Но, например, в статье 1 проекта Закона «О местном самоуправлении в Красноярском крае» говорится, что местное самоуправление в крае составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Во-вторых, понятие местного
самоуправления раскрывается через
призму так называемого
Достаточно важным представляется закрепление принципов, лежащих в основе правового регулирования местного самоуправления. Большинство субъектов РФ в свои нормативно-правовые акты включает статьи, в которых прямо обозначены эти принципы; в актах других субъектов РФ в явном виде принципы не выделяются, но могут быть выявлены посредством комплексного анализа всех положений (этот подход характерен для тех субъектов РФ, которые достаточно оперативно приняли законы о местном самоуправлении в первой половине 1994 г.).
В статье 12 Конституции Российской
Федерации закрепляется принцип
организационного обособления местного
самоуправления от органов государственной
власти, но четкое территориальное
разграничение органов
- местное государственное управление;
- местное самоуправление.
В литературе такой подход стал подвергаться
критике. В частности, И.А. Умнова обращает
внимание на попытки сокращения уровней
местного самоуправления и предостерегает
от подобных решений, указывая на негативные
последствия. В связи с этим появилось
разъяснение Л.Ф. Болтенковой, в котором
говорится, что субъекты РФ в данном
случае не нарушают Конституцию РФ.
Как организовать управление своими
административно-
Следует отметить, что вопросы, связанные
с территориальными основами местного
самоуправления вызывали наиболее острые
дискуссии. В соответствии со статьей
131 Конституции Российской Федерации
местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций. Эта формулировка
не поддается однозначному толкованию
и порождает разные концепции
местного самоуправления. Одни защищают
идеи введения одноуровневой системы
местного самоуправления, так как
в противном случае теряет смысл
сама идея самоуправления (если есть двух-
или более уровневая система
организации управления, т.е. появляются
отношения власти и подчинения, то
о какой самостоятельности
В действительности вопрос о возможности
введения двух уровней местного самоуправления
не разрешим без изменения существующего
административно
Следующий юлок проблем, который вызывает дискуссии, связан с организационными основами местного самоуправления. В статье 3 Конституции РФ закрепляется и раскрывается принцип народовластия. Единственным источником власти является народ, который осуществляет ее непосредственно или через представительные органы. На основании этого принципа все субъекты РФ определяют формы осуществления местного самоуправления.
В большинстве Конституций и
Уставов либо непосредственно в
законах о местном
При анализе вышеперечисленных
форм следует отдельно рассматривать
формы непосредственной демократии
и представительной. Необходимо заметить,
что самой природе
Особенностью референдума является предварительное обсуждение народными представителями выносимого на голосование вопроса либо тех или иных мер законодательного порядка, которое по их санкции идет на одобрение всего народа.
Наибольший интерес вызывают формы представительной демократии. Обычно обсуждаются такие вопросы: каковы будут органы местного самоуправления, их структура, порядок их взаимодействия, способы их формирования, основания и порядок отзыва и некоторые другие.
Следует напомнить, что местное
сообщество само определяет и закрепляет
в своем положении
Мировая практика предлагает большое разнообразие организационно-правовых форм местного самоуправления, которое будет полезно использовать. Можно лишь констатировать, что при всем богатстве выбора демократическому государству больше отвечают модели, при которых происходят прямые выборы обеих ветвей – и представительной, и исполнительной.
Еще один важный аспект, который требует
правового регулирования, связан с
отрешением должностных лиц местного
самоуправления и роспуском представительного
органа. Необходимо тщательно продумать
процедуру отставки, ее основания. Целесообразно
в качестве оснований увольнения
от должности рассматривать
Если вопросы отставки должностных
лиц обычно проблем не вызывают,
то необходимость отзыва депутатов
представительных органов дискутируется
в некоторых субъектах
На федеральном уровне в настоящее время депутаты получают свободный мандат и в своих действиях ничем, кроме совести и Закона, не ограничены. Я думаю, что на местном уровне нужно ввести некоторые элементы императивного мандата, например, институт отзыва депутата. Вообще вводить императивный мандат в целом не совсем целесообразно , потому что он обладает рядом недостатков: императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат; выражая свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения, следовательно их наказы будут заведомо не подлежащими выполнению; такой мандат сковывает творческую деятельность депутата, препятствует быстрому решению вопросов, не терпящих отлагательств; воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других избирателей; в этом случае неизвестно чьи интересы депутат должен представлять.
Свободный мандат тоже далек от совершенства. К тому, что я написала выше можно добавить то, что он повышает требования к избирателям, которые за непродолжительный период избирательной кампании должны выявить и выбрать самого достойного кандидата в представители своих интересов.
В настоящее время все большее
число сторонников завоевывает
идея введения института мировых
судей. В статье 37 проекта Устава
Тюменской области закрепляется
судебная система, состоящая из Тюменского
областного суда, народных судов, мировых
судей и областного арбитражного
суда. Но есть одна важная проблема, дело
в том, что самостоятельно субъект
РФ не может решить этот вопрос и
ввести институт мировых судей. В
соответствии со статьей 71 Конституции
РФ судоустройство находится в исключительном
ведении Российской Федерации. Таким
образом, норма, включенная в проект
Устава Тюменской области не будет
действовать до внесения необходимых
изменений в федеральном
Еще один блок вопросов, касающихся правового
регулирования местного самоуправления,
связан с взаимоотношениями органов
государственной власти и местного
самоуправления, а также органов
местного самоуправления и предприятий,
учреждений, находящихся на территории
местного сообщества. В конституциях
и уставах субъектов РФ эти
вопросы, как правило, отсутствуют.
Закрепляется лишь общее правило: органы
местного самоуправления в своих
действиях самостоятельны и в
отдельных случаях могут