Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Муниципальному праву"
Многие субъекты РФ закрепляют обязательную
регистрацию положений о
Государство признает и гарантирует местное самоуправление. Этому вопросу все субъекты РФ уделяют значительное внимание. Закрепляются такие гарантии местного самоуправления:
1. Будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является неприкосновенным как правовой, демократический институт.
2. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории субъектами права; в случае неисполнения этих решений применяются меры юридической ответственности.
3. Органы местного самоуправления могут обжаловать касающиеся их решения органов государственной власти по мотивам противоречия данных решений законодательству в судебные органы в соответствии с правилами подсудности, установленными законами РФ.
4. Официальные предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, которым эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.
2. Муниципальные услуги. Классификация в системе оплаты муниципальных услуг.
Муниципальная услуга - деятельность
органа исполнительной власти (организации),
оказывающего муниципальную услугу,
выражающаяся в совершении действий
и (или) принятии решений, влекущих возникновение,
изменение или прекращение
Классификация и система оплаты муниципальных услуг
До сих пор в сознании многих
людей сохраняется
Объем финансовых ресурсов, необходимых
органам местного самоуправления для
предоставления муниципальных услуг,
зависит от того, кто конкретно
будет платить за них: потребитель,
местный бюджет или оба они
в какой-то мере. Самому исполнителю
это в принципе безразлично. При
прочих равных условиях органы местного
самоуправления заинтересованы в том,
чтобы потребители
- обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услуги потребителем;
- появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;
- стимулируется качественная работа исполнителя.
Бесплатность или заниженная плата
за муниципальную услугу развращает
и исполнителя, и потребителя, а
также всегда ведет к некачественной
работе и расточительному
Частные услуги характеризуются тем,
что их оказание и потребление
носит индивидуальный характер, т.е.
они связаны с конкретными
исполнителями и потребителями.
Потребитель выступает в роли
индивидуального заказчика. В этом
случае и качество услуг может
быть измерено потребителем. К числу
таких услуг относится
Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производством, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.
Услуги, общественные по форме их предоставления,
но частные по характеру потребления
в основном являются социально значимыми,
их предоставление каждому гарантировано
Конституцией РФ. К социально значимым
услугам относятся охрана здоровья,
возможность получения
«Бюджетными» муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю потери его доходов.
Для получения некоторых
Органы местного самоуправления должны
непосредственно управлять или
контролировать услуги местных монополистов,
а также все бюджетные услуги.
Цены и тарифы на них должны быть
регулируемыми, их нельзя отдавать во
власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты
многих крупных зарубежных городов
сознательно финансируют
Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т.п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:
- с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);
- с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);
- за вход (городской транспорт, музей);
- с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).
Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.
Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа:
- принцип «равенства» - оплата производится по единому для всех тарифу;
- принцип «справедливости» - размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом платят меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.
Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплату льготные бесплатные социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты. Государственные минимальные социальные стандарты включают следующие элементы
Не менее важной проблемой является оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать проблему, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность муниципальных услуг определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество услуг.
Для отдельных видов услуг могут
использоваться частные показатели
результативности: время ожидания городского
транспорта на остановке, периодичность
вывоза бытовых отходов, температура
в квартирах в отопительный период,
расчетное время на устранение аварии
в эксплуатации жилищного фонда,
состояние городских дорог, время
от вызова скорой помощи до момента
ее прибытия и т.д. Эти показатели
могут рассматриваться как
В заключение, следует отметить роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг.
Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может выпустить из рук, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно муниципальная власть должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг.
Таким образом, роль органов местного
самоуправления в оказании огромного
спектра многообразных
1) за одну группу муниципальных
услуг органы местного
2) за другую группу
3) по третьей группе
4) четвертую группу
Управление процессом оказания
муниципальных услуг, выбор наиболее
эффективных измерителей и
3. Организационная
структура местной
3 Формирование структуры
местной администрации
1. Направленность на достижение целей. Организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием. Это обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач; сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уровня; рационального разделения и кооперации между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.