Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Муниципальному праву"

Работа состоит из  1 файл

контр.раб. мун управл.docx

— 62.37 Кб (Скачать документ)

Необходимо порвать с  экономизмом и продвигать регулирующую деятельность, учитывать все составные  элементы экономики, с тем, чтобы  она служила счастью людей, а  не только росту продуктивности, рентабельности и конкурентоспособности.

На смену чисто экономическим  валовым показателям должен прийти новый, более сложный и полный критерий - «качество жизни населения», компонентами которого является ряд  социально-экономических факторов, в состав которых входит большое  число различных социально-экономических  показателей или индикаторов, в  том числе и ранее используемые традиционные экономические показатели.

Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными  благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность  к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще  говоря, качество жизни - это насколько  хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в  международной практике, особенно при  сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран. Так, Всемирным банком выпускается ежегодник, в котором в системе показателей  для международных сопоставлений  имеется группа показателей, характеризующая  качество жизни (Quality oflife).

Определяется уровень  качества жизни дифференциальным методам  и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых  в предшествующем периоде, общегосударственные, международные стандарты).

Выявляются причины отрицательных  и положительных отклонений фактических  значений показателей качества жизни  муниципального образования от показателей, принятых за базу.

Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов: определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет бюджетных средств, определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет внебюджетных средств, выявляются возможности улучшения качества жизни населения за счет привлеченных, заемных средств, устанавливаются целевые значения показателей качества жизни населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений, определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни населения муниципального образования, формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений показателей качества жизни населения. Производится правовая (законодательная) информационная, техническая, кадровая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.

На заключительном этапе  проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической  политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации.

Формирование социально-экономической  политики затрагивает интересы практически  всех граждан и предприятий региона, определяет будущее его развития. Это слишком важный вопрос, чтобы  доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив социально-экономического развития и формирование приоритетных направлений социально-экономической  политики должно иметь надежное научное  обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских  и экспертных институтов, а также  населения и общественно-политических организаций. Нельзя забывать и о  том, что необходима также четкая правовая регламентация данного  процесса.

9. Экономические функции  местного самоуправления

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать  условия для обеспечения повседневных потребностей населения - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную  жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Само понятие «экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием  и использованием муниципальной  собственности, местных бюджетов и  иных местных финансов в интересах  населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Часто встречается и понятие «финансовые ресурсы муниципального образования», под которыми понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг.

В законе о местном самоуправлении 1995г. глава посвященная экономической основе, называлась «финансово-экономическая основа местного самоуправления» Однако, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй, что отразилось на действие законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».

К источникам муниципального права  России относится Европейская хартия местного самоуправления. В статье 9 Хартии сформулированы следующие  основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:

- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

-поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления Европейская Хартия о местном самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 36. - Ст. 4466..

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении, которую  Россия ратифицировала в 1998 году, можно  рассматривать в качестве общих  принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую  политику демократического государства  применительно к местным органам  власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Не случайно в Европейской  хартии самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное  самоуправление.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя  одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические  начала организации и осуществления  власти на местном уровне, муниципальное  самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах  демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении  всех вопросов местного значения, местное  самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных  интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных  единиц.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью  и стабильностью, ибо в них  проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов  местного самоуправления на муниципальные  отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность  системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3. обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5. охрана общественного порядка;

6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение  населением муниципального образования  вопросов местного значения.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Выдрин И.В., Кокотов А.М. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997

2. Кутафин О.Е., В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ., 2000

3. Конституционное (государственное) право. Справочник. М.: Юрид.лит., 1995

4. Шишкин С.И.. Правовые проблемы регионализации в Российской Федерации. Иркутск., 1996

5. Шишкина Н.Э.. Местное управление и самоуправление (практика зарубежных стран). Иркутск., 1993

6. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. М., 1999

7. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Новосибирск. - 1997.

8. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М.: Юрид.лит. - 1994.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"