Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Муниципальному праву"

Работа состоит из  1 файл

контр.раб. мун управл.docx

— 62.37 Кб (Скачать документ)

К особенностям строительной продукции  как товара следует отнести следующее:

•стационарность как в период создания, так и в течение всего срока  эксплуатации;

•продолжительный жизненный цикл строительной продукции (жилой дом  легче отремонтировать, чем купить новый);

•высокую капиталоемкость строительной продукции, что ограничивает круг потенциальных  покупателей;

•потребительские предпочтения консервативны  и менее подвержены моде;

•преобладает не массовый, а дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства;

•каналы распределения характеризуются  высоким уровнем специализации;

•созданная строительная продукция  испытывает жесткую конкуренцию  со стороны вторичного рынка;

•необходима четкая процедура финансирования в связи с длительным сроком воспроизведения  продукции;

•создание каждой единицы продукции  требует вовлечения большого количества участников и привлечения новых  партнеров.

Следует отметить, что ни одна из рассмотренных  особенностей строительной продукции  не создает преимуществ для успешного  функционирования на рынке, а лишь делает проблемы строительных фирм более многоаспектными  и сложными.

При определении стратегий маркетинга для отдельных видов товаров  строительного производства у производителя  возникает необходимость классифицировать свою продукцию на основе имеющихся  характеристик. Строительную продукцию  можно разбить на следующие группы:

•строительные материалы – товары, полностью используемые в процессе строительства (сырье – песок, гравий, глина; продукты и полуфабрикаты  – цемент, битум);

•строительные конструкции и изделия  – материальные компоненты, которые  используются строительно-монтажной  организацией в процессе сооружения объектов строительства. Эти изделия  не требуют на строительной площадке никаких доработок, их конструкции  и параметры отвечают требованиям  проекта. Наибольшее значение при покупке  этих изделий имеют цена товара, надежность поставщика, качество продукции  и соответствие ее параметров требованиям  проекта. Эти условия должны лежать в основе маркетинговых решений;

•готовые здания и сооружения –  в городах это многоэтажные или  одноэтажные жилые дома. Более  состоятельная часть населения  предпочитает индивидуальные проекты, учитывающие вкусы отдельных  потребителей.

При выборе поставщика строительных материалов и конструкций основными  факторами являются простота транспортной схемы, близость производителя к  потребителю, соответствие сырья технологическим  требованиям производства, надежность поставщика относительно сроков, объемов  и стоимости поставок.

6. Разграничение  полномочий между уровнями власти  в сфере социальной политики

Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение  и индивидуальные социальные услуги

7. Что такое «Муниципальная  экономика»

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется  как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих  субъектов, находящихся в муниципальной  собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно  рассматривать также как часть  национальной экономики, раздел экономической  науки, учебную дисциплину. С позиций  муниципального управления будет использоваться следующее определение.

Муниципальная экономика — это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

Экономическая деятельность органов  местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший  компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических  ресурсов территории позволяет оказывать  все виды муниципальных услуг  населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика  — это экономика оказания муниципальных  услуг.

Потребность муниципального образования  в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется  тем, что объекты муниципальной  собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и  бюджетопоглощающими (не приносящими  доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.

1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.

2. Коммунально—рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.

3. Муниципально - рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея муниципального социализма состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

Подход, существующий в современной  России, представляет собой нечто  среднее между второй и третьей  моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения  вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое  количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально—рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия (подробнее об этом в разделе 6.4) являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

8. Как связаны  между собой задачи текущего  жизнеобеспечения и социально-экономического  развитии МО?

Формирование и функционирование механизма реализации социально-экономической  политики определяется объективными потребностями  и тенденциями общественного  развития. Именно потребности и тенденции  предопределяют структуру механизма, набор и использование его  компонентов. По своей сути механизм реализации социально-экономической  политики представляет собой сложную  систему институциональных и  неинституциональных субъектов  социально-экономической жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, хозяйствующих субъектов, органов  государственной власти федерального и регионального уровней, разработать  социально-экономическую стратегию  и организовать скоординированную  предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан  по ее реализации на основе имеющейся  нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социально-экономической  политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической  политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных  на регулирование социально-экономических  отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; объект социально-экономической  политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления; системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики; методы реализации социально-экономической политики; предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами.

При формировании социально-экономической  политики неизбежно встает вопрос о  приоритетах социально-экономической  политики, т.е. социально-экономических  задачах, которые признаются обществом  как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных  и неотложных, требующих первоочередного  решения (тактические, или краткосрочные  приоритеты), так и на этапе долгосрочного  развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом  развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации  и управления экономическим системами  всех уровней. Под приоритетными  направлениями понимаются такие  направления социально-экономической  политики, которые в наибольшей степени  приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей  социально-экономического развития субъекта Федерации.

Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную  во времени и пространстве взаимосвязанную  совокупность, охватывающую собой все  сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов  лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом  отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.

Главной приоритетной целью  социально-экономической политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и  культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для  достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что  экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение  о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно  имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

В то же время многие субъекты Федерации, декларируя эту цель в  своих концепциях, программах, планах в качестве приоритетной, не подкрепляют  ее конкретными показателями, индикаторами, цифрами, обязательными сроками  исполнения, которые могли бы характеризовать  какую-либо динамику к достижению этой цели.

Здесь, на наш взгляд, важную роль призван сыграть такой комплексный  показатель, как «качество жизни  населения». Этот показатель характеризует  уровень обеспечения населения  комплексом потребностей в целом  и по его категориям. Об этом говорил  и Л.И. Абалкин, отмечая, что «главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс ..., а качество человека». В современных  условиях приоритеты развития человека, качество человеческого потенциала являются основными факторами общественного  прогресса в XXI в. В этой связи  вложения в образование, науку, культуру представляют собой не вычет из общественного  блага, не вторичные издержки, а первоначальные вложения в основной ресурс, которые в масштабах поколений представляются самыми эффективными.

Традиционные показатели уровня развития социально-экономических  систем, такие как, например, валовой  внутренний продукт (в субъектах  Федерации валовой региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как  экономический показатель не учитывает  и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей  общества в целом, в предпочтениях  различных социальных групп и  отдельных людей. Но именно эти факторы  в настоящее время становятся все более и более важными. Даже интенсивные темпы валового экономического роста, порождающие  общество изобилия товаров, не являются идеалом, стремление к которому в  безусловном порядке обеспечивает рост благосостояния и социальную умиротворенность граждан.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"