Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы - анализ бюджетного процесса и бюджетного планирования на примере бюджета муниципального образования Советское городское поселение Кировской области, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетного планирования, стадии бюджетного процесса;
Введение…………………………………………………………………
3
1. Основы бюджетного процесса и бюджетного планирования Российской Федерации………………………………………………..
5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы…………….
5
1.2. Полномочия участников бюджетного процесса………………
8
1.3. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании……………………………………………………………..
11
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.1. Общая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.2. Социально - экономическая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год
25
2.4. Бюджетный процесс и планирование бюджета города Советска на 2012 год
34
3. Совершенствование бюджетного процесса и бюджетного планирования в муниципальном образовании Советское городское поселение
50
3.1. Анализ использования муниципального имущества
50
3.2. Проблемы в области бюджетного процесса и бюджетного планирования и предлагаемые пути их решения
51
Заключение …………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление муниципальным хозяйством»
на тему: Совершенствование бюджетного процесса на местном уровне
(на примере муниципального образования
Советское городское поселение Кировской области)
Государственное и муниципальное управление
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Основы бюджетного
процесса и бюджетного |
5 |
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы……………. |
5 |
1.2. Полномочия участников бюджетного процесса……………… |
8 |
1.3. Стадии бюджетного
процесса в муниципальном |
11 |
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области |
23 |
2.1. Общая характеристика
муниципального образования |
23 |
2.2. Социально - экономическая
характеристика муниципального
образования Советское |
23 |
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год |
25 |
2.4. Бюджетный процесс
и планирование бюджета |
34 |
3. Совершенствование
бюджетного процесса и |
50 |
3.1. Анализ использования муниципального имущества |
50 |
3.2. Проблемы в области бюджетного процесса и бюджетного планирования и предлагаемые пути их решения |
51
|
Заключение ………………………………………………… |
58 |
Список использованной литературы………………………………… |
62 |
Приложения…………………………………………………… |
Введение
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Актуальность работы заключается в том, что сегодня в ряде субъектов Российской Федерации остается низким качество управления бюджетным процессом, отсюда низкое качество финансового планирования, а также недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом в каждой из фаз бюджетного цикла. Не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, практически отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов. Все это затрудняет проведение бюджетного процесса в России и негативно сказывается на всей экономике. Это еще раз показывает необходимость изменения финансово - бюджетного механизма страны.
Цель работы - анализ бюджетного процесса и бюджетного планирования на примере бюджета муниципального образования Советское городское поселение Кировской области, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования выступает муниципальное образование Советское городское поселение Кировской области.
Предметом исследования являются бюджетного процесс и бюджетное планирование муниципального образования Советское городское поселение.
Информационно - методологической базой исследования послужили труды отечественных учёных: Вахрита П.И., Литовченко В.П., Лушина С.И., Слепова В.А., Романовского М.В., Врублёвской О.В., Кондракова Н.П.
Для написания работы
использовались следующие методы: методы
горизонтального и
Использована нормативно – правовая база: Налоговый кодекс Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса» и другие.
Использованы нормативно – правовые документы Советского городского поселения: Устав; положение о бюджетном процессе; бухгалтерская отчётность за период 2009 – 2011 года и другие документы.
1. Основы
бюджетного процесса и
1.1 Понятие бюджетного процесса и его принципы
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права, где регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права.
Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства. [20]
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Бюджетный период - это время, в течении которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с Бюджетным кодексом, бюджетный период составляет 3 года. Соотнося бюджетный период и бюджетный год, отметим, что бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период. [15]
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
- выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
- максимально точный расчет расходов бюджетов;
- обеспечение максимальной
- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
- осуществление бюджетного
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Принципы бюджетной системы
Соблюдение принципов бюджетной системы дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию. Кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы. Собственными принципами бюджетного процесса являются:
Принцип специализации
показателей бюджета
1.2 Полномочия участников бюджетного процесса
Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функции органов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующими нормативно-правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. К ним относятся финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. Наряду с ними бюджетными полномочиями обладают также органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также Президент РФ, который ежегодно инициирует бюджетный процесс, направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его, подписывая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. [16]
На разных уровнях управления финансовые органы представлены Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ (министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и других субъектов либо финансовыми управлениями или департаментами исполнительных органов власти субъектов РФ), а также финансовыми органами муниципальных образований (финансовыми управлениями, либо отделами исполнительных органов местного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковые администрации не имеют в своей структуре финансовых органов. Финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральных финансовых органон входит также Федеральное казначейство и его территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях, организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местном уровне Бюджетным Кодексом РФ предусмотрено создание территориальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальных бюджетов.