Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы - анализ бюджетного процесса и бюджетного планирования на примере бюджета муниципального образования Советское городское поселение Кировской области, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетного планирования, стадии бюджетного процесса;
Введение…………………………………………………………………
3
1. Основы бюджетного процесса и бюджетного планирования Российской Федерации………………………………………………..
5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы…………….
5
1.2. Полномочия участников бюджетного процесса………………
8
1.3. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании……………………………………………………………..
11
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.1. Общая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.2. Социально - экономическая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год
25
2.4. Бюджетный процесс и планирование бюджета города Советска на 2012 год
34
3. Совершенствование бюджетного процесса и бюджетного планирования в муниципальном образовании Советское городское поселение
50
3.1. Анализ использования муниципального имущества
50
3.2. Проблемы в области бюджетного процесса и бюджетного планирования и предлагаемые пути их решения
51
Заключение …………………………
В случае принятия в первом чтении проекта депутаты муниципального совета подают в бюджетный орган поправки к проекту местного бюджета.
Поправки, предусматривающие увеличение бюджетных назначений получателям бюджетных средств и увеличение расходов по целевым статьям, должны содержать указания на источники их финансирования, которыми могут стать либо снижение бюджетных назначений другим получателям бюджетных средств и снижение расходов по другим целевым статьям, либо наличие дополнительных источников доходов. Поправки должны соответствовать бюджетной классификации. Далее бюджетный орган проводит экспертизу поправок и готовит сводные таблицы поправок с рекомендациями о принятии или отклонении их муниципальным советом во втором чтении. Второе чтение принятого за основу проекта включает в себя: голосование поправок и определение муниципальным советом защищенных статей местного бюджета. Рассмотрение поправок проводится бюджетным органом в присутствии авторов поправок, председателей местной администрации и финансового органа муниципального образования.
Во втором чтении проект должен быть рассмотрен муниципальным советом не позднее установленного срока. При рассмотрении поправок во втором чтении не могут быть изменены утвержденные в первом чтении основные показатели местного бюджета. [29, 33]
5. Третье чтение проекта (
Местный бюджет должен быть сбалансирован. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит (превышение доходов над расходами бюджета), то до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. [12, 45]
6. Постановление Совета о
7. Исполнение бюджета любого
уровня осуществляется на
Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Порядок открытия и закрытия счетов местного бюджета и определение их режима устанавливается Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов на единый счет местного бюджета, возврат излишне уплаченных в местный бюджет сумм доходов, учет доходов и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. [12, 49]
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
1) составление и утверждение бюджетной росписи;
2) утверждение и доведение
3) утверждение и доведение
4) принятие денежных
5) подтверждение и выверка
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств, которое осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в постановление о местном бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели, то финансирование расходов сверх утвержденных ассигнований можно осуществлять после внесения изменений и дополнений в постановление о местном бюджете по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим местный бюджет. Финансовый год завершается 31 декабря. До этого дня включительно орган, исполняющий местный бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства, и в этот же день прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств. [11, 76]
8. Если постановление о местном бюджете вступает в силу после начала финансового года, то в течение недели со дня вступления в силу указанного постановления глава муниципального образования представляет на рассмотрение и утверждение муниципального совета проект постановления о внесений и дополнений в постановление о местном бюджете, уточняющий показатели местного бюджета с учетом исполнения местного бюджета за период временного исполнения местного бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, то руководитель финансового органа самостоятельно принимает решение о введении режима сокращения расходов местного бюджета и одновременно вносит на рассмотрение муниципального совета проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление о местном бюджете. В этом случае, если указанный проект постановления не принимается в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, исполнительный орган принимает решение о пропорциональном сокращении расходов впредь до принятия постановления муниципального совета по данному вопросу. [12,74]
9. Единая методология отчетности
об исполнении бюджетов всех
уровней устанавливается
10. В порядке, установленным
11. Отчет об исполнении местного
бюджета, представляемый на
12. Годовой отчет об исполнении
местного бюджета подлежит
13. Для осуществления бюджетного
контроля в соответствии с
действующим законодательством
муниципальные образования
Таким образом, в основе бюджетного процесса лежат принципы, закрепленные в статье 28 Бюджетного Кодекса, характерные для всей бюджетной системы в целом, а также ряд принципов специфических. Последовательность смены стадий бюджетного процесса регламентирована законом и изменению не подлежит. На каждой стадии бюджетного процесса разрешаются вопросы, которые не могут быть рассмотрены в другое время.
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
2.1 Общая характеристика
муниципального образования
Муниципальное образование Советское городское поселение (далее – город Советск) создано в соответствии с Конституцией РФ. Городское поселение имеет полное наименование: муниципальное образование городское поселение город Советск Кировской области, сокращённое наименование: город Советск. Использование полного и сокращенного наименования поселения в актах и в документах имеет равную юридическую силу. Территория города Советска определена границами, установленными законом Кировской области «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделение их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения». Общая площадь территории города Советска 26,38 кв.км. Изменение границ и преобразование города Советска осуществляется в соответствии с федеральными, областными законами и настоящим Уставом. В административном отношении г. Советск является одним из 14 муниципальных образований Советского района, районным центром.
Население города Советска составляет приблизительно 16 200 чел.
Год образования города Слободы Кукарки 1594. Наименование административного центра - г. Советск, приобрёл статус города в 1929 г., основанием служит - Декрет СНК и ВЦИК от 09.08.1918 г.
2.2. Социально - экономическая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
Решением Думы г. Советска от 27.11.2007 года № 11 утверждена программа социально – экономического развития города Советска до 2013 года согласно которой ежегодно в процессе планирования бюджета на очередной финансовый год, подводятся итоги социально – экономического развития муниципалитета за прошедший год и прогнозируются показатели на следующие три года. Показатели социально – экономического развития муниципального образования город Советск за период с 2008-2010 год отображены в Приложении 1.
Бюджет города, хотя и планировался на все три года дефицитный, но выполнялся с профицитом. В основном за счёт НДФЛ и доходов от продажи и аренды земельных участков. На территории муниципального образования зарегистрировано 432 предприятия и организаций. Среди них: 52 организации муниципальной формы деятельности, 4 – МУПа, остальные хозяйствующие субъекты. Новых предприятий уже несколько лет на территории города не открывается (исключение составляет сфера торговли). Сельское хозяйство на территории города не развито, из отраслей промышленности – лесная, лёгкая промышленность (перчаточная фабрика, фабрика валянной обуви), перерабатывающая – (хлебокомбинат, мясокомбинат). Две организации дорожного строительства. 12 организаций, предоставляют коммунальные услуги населению города и района. В сфере предпринимательства увеличивается количество организаций, занимающихся предоставлением услуг населению (парикмахерские, такси). Обороты имеющихся организаций в связи с кризисом упали на 25 %. Количество малых предприятий в 2011 году не изменилось, вероятно, в связи с кризисом.
Строительство, в основном, малоэтажное, индивидуальные жилые дома. Ввод в эксплуатацию вырос на 65 %. На территории города расположены 79 благоустроенных многоквартирных дома, в которых проживают более 2500 семей. 410 семей числятся в очереди на улучшение жилищных условий.
В сфере образования имеется 5 детских дошкольных учреждения, при этом очередь в ДДУ составляет 550 человек, 4 средних – общеобразовательных учреждения, 3 средних профессиональных. Численность населения ежегодно уменьшается. Из 16 тыс. человек 7,7 тыс. человек – женщины, 4,7 тыс. человек – мужчины, 3,6 тыс. человек – дети в возрасте до 18 лет.
В сфере здравоохранения имеется 1 центральная районная больница, с количеством коек 260 шт., что соответствует обеспеченности населения 132 койко-места на 10 тыс. человек. Все показатели по здравоохранению имеют тенденцию к снижению, т. к. проводится реструкторизация системы здравоохранения, в том числе в целях экономии бюджетных средств. В ЦРБ имеются все основные лечебные отделения.