Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы - анализ бюджетного процесса и бюджетного планирования на примере бюджета муниципального образования Советское городское поселение Кировской области, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетного планирования, стадии бюджетного процесса;
Введение…………………………………………………………………
3
1. Основы бюджетного процесса и бюджетного планирования Российской Федерации………………………………………………..
5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы…………….
5
1.2. Полномочия участников бюджетного процесса………………
8
1.3. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании……………………………………………………………..
11
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.1. Общая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.2. Социально - экономическая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год
25
2.4. Бюджетный процесс и планирование бюджета города Советска на 2012 год
34
3. Совершенствование бюджетного процесса и бюджетного планирования в муниципальном образовании Советское городское поселение
50
3.1. Анализ использования муниципального имущества
50
3.2. Проблемы в области бюджетного процесса и бюджетного планирования и предлагаемые пути их решения
51
Заключение …………………………
Исходя из показателей социально – экономического развития, отметим, что в сравнении 2011 года и 2009 года изменения более заметны. Например, значительно увеличилось количество организаций, зарегистрированных на территории города (на 20 %), соответственно увеличился оборот (на 36%), количество занятых на предприятиях малого бизнеса (на 27,2 %), прибыль крупных предприятий (на 81 %), доходы бюджета (на 39,6 %), расходы на ЖКХ (на 63%), численность детей дошкольного возраста (на 17 %), и снизился уровень безработицы (на 10 %). Сравнивая относительные показатели 2009 года к 2008 и 2011 года к 2010 году можно отметить, что наблюдается заметная тенденция к снижению. Это связано с проблемами в экономике страны в целом, которые повлёк за собой кризис 2009 года.
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год
Город Советск имеет собственный бюджет. Органы местного самоуправления города (администрация города и Дума г. Советска) обеспечивают сбалансированность бюджета города и соблюдение установленных федеральными и областными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета города, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств города.
Рассмотрим, из чего складывается доходная часть бюджета муниципального образования: (Рис. 3)
Рисунок 3 - Структура доходов бюджета города Советска
Проведём анализ доходов бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год. Проект бюджета города, решение об утверждении бюджета города, годовой отчет о его исполнении, подлежат официальному опубликованию.
Согласно Налогового кодекса РФ, нормативы отчислений основных налогов и сборов в бюджет городского поселения следующие:
- налог на доходы физических лиц: 10 %;
- налог на имущество физических лиц: 100 %;
- налог на землю:100 %;
- доходы от аренды земельных участков: 50 %;
- доходы от продажи земельных участков: % 50 %;
Проведём горизонтальный
анализ планируемых объёмов
Таблица 1 - Анализ планируемых объёмов поступления доходов в бюджет города Советска за период 2009г. – 2011 г.
Наименование налога, сбора |
План 2009 год сумма, тыс. руб. |
План 2010 год сумма, тыс. руб. |
План 2011 год сумма, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение 2011г. к 2009 г. (-,+) |
Относительное отклонение 2011 г к 2009 г., % |
Относительное отклонение 2011 г к 2010 г., % |
Налоговые доходы |
4872,0 |
8591,4 |
10095,1 |
5223,1 |
107,2 |
17,5 |
Налог на доходы физических лиц |
4139,0 |
7844,2 |
8795,9 |
4656,9 |
112,5 |
12,1 |
Налог на имущество физических лиц |
429,0 |
136,7 |
659,5 |
230,5 |
53,7 |
382,4 |
Земельный налог |
304,0 |
610,5 |
639,7 |
335,7 |
110,4 |
4,8 |
Не налоговые доходы |
2342,0 |
1805,2 |
3325,0 |
983,0 |
42,0 |
84,2 |
Безвозмездные поступления |
3340,6 |
9594,9 |
4445,2 |
1104,6 |
33,1 |
-53,7 |
Итого |
10554,6 |
19991,5 |
17865,3 |
7310,7 |
69,3 |
-10,6 |
По результатам анализа
планируемых объёмов поступлени
Для того, чтобы отразить структуру доходов бюджета, проведём горизонтальный анализ фактических доходов бюджета города Советска за период 2009 г. – 2011 г.
Таблица 2 - Структура доходов бюджета города Советска за 2009 - 2011 год
Наименование налога, сбора |
2009г. сумма, тыс. руб. |
2009 г. удельный вес, % |
2010 г. сумма, тыс. руб. |
2010 г. удельный вес, % |
2011г. сумма, тыс. руб. |
2011 г. удельный вес, % |
Изменение 2011 г. к 2010 г., % |
|
5572,0 |
40,9 |
9999,5 |
51,9 |
12115,2 |
60,2 |
8,3 |
Налог на доходы физических лиц |
5000,0 |
36,7 |
8702,8 |
45,2 |
9192,1 |
45,7 |
0,5 |
Налог на имущество физических лиц |
91,0 |
0,7 |
164,7 |
0,9 |
884,2 |
4,4 |
3,5 |
Земельный налог |
481,0 |
3,5 |
1132,0 |
5,9 |
2038,9 |
10,1 |
4,3 |
Не налоговые доходы |
2154,0 |
15,8 |
2774,0 |
14,4 |
3650,6 |
18,1 |
3,7 |
Безвозмездные поступления |
5912,9 |
43,4 |
6476,7 |
33,6 |
4354,2 |
21,6 |
-12,0 |
Итого |
13638,9 |
100,0 |
20066,1 |
100,0 |
20120,0 |
100,0 |
0,0 |
Из таблицы следует, что больший удельный вес в доходах бюджета занимают налоговые доходы (от 40,9 % до 58,0 %), а среди них налог на доходы физических лиц (от 36,7 % до 46,7 %). По всем налоговым поступлениям наблюдается тенденция к росту. Также прослеживается тенденция к увеличению количества статей налогов и сборов, по которым пополняется бюджет муниципального образования. Это связано с поступлением имущества в 2010 году в казну. Заметно снижение безвозмездных поступлений, особенно конкретизация данных поступлений строго на целевые расходы и в количестве необходимом именно для данных расходов. Таким образом, работает принцип бюджетной системы - бюджетирование ориентированное на результат.
Для анализа выполнения плана по доходной части бюджета проведём сравнение планируемых и фактических доходов за период 2009 – 2011 год. (Таблица 3)
Таблица 3 - Анализ выполнения плана по доходной части бюджета за 2009 – 2011 год
Наименование налога, сбора |
План 2009 г. сумма, тыс. руб. |
Факт 2009 г. сумма, тыс. руб. |
Откло нение % |
План 2010г. сумма, тыс. руб. |
Факт 2010 г. сумма, тыс. руб. |
Откло нение, % |
План 2011 г. сумма, тыс. руб. |
Факт 2011 г. сумма, тыс. руб. |
Отклонение, % |
Налоговые доходы |
4872,0 |
5572,0 |
14,4 |
8591,4 |
9999,5 |
16,4 |
10095,1 |
12115,2 |
20,0 |
Налог на доходы физ. лиц |
4139,0 |
5000,0 |
20,8 |
7844,2 |
8702,8 |
10,9 |
8795,9 |
9192,1 |
4,5 |
Налог на имущество физ. лиц |
429,0 |
91,0 |
78,8 |
136,7 |
164,7 |
20,5 |
659,5 |
884,2 |
34,1 |
Земельный налог |
304,0 |
481,0 |
58,2 |
610,5 |
1132,0 |
85,4 |
639,7 |
2038,9 |
218,7 |
Не налоговые доходы |
2342,0 |
2154,0 |
-8,0 |
1805,2 |
2774,0 |
53,7 |
3325,0 |
3650,6 |
9,8 |
Безвозмездные поступления |
3340,6 |
5912,9 |
77,0 |
9594,9 |
6476,7 |
-32,5 |
4445,2 |
4354,2 |
-2,0 |
Итого |
10554,6 |
13638,9 |
29,2 |
19991,5 |
20066,1 |
0,4 |
17865,3 |
20120,0 |
12,6 |
В результате отметим, что в основном по всем поступлениям налогов и сборов в бюджет города прослеживается перевыполнение налоговых доходов в целом от 14,4 % до 20,0, однако % перевыполнения НДФЛ снижается к 2010 году с 20.8 % к 4,5 %. Сказываются последствия кризиса. Увеличивается % перевыполнения плана по налогу на землю от 58,2 % до 218,7 %. Земельные участки всё больше выкупаются в собственность.
Проанализируем исполнение
бюджета за 2011 год. Бюджет муниципального
образования Советское
Таблица 4 - Выполнение плана
налоговых и неналоговых
Наименование налога, сбора |
за 2009 год, % |
за 2010год, % |
за 2011 год, % |
Продолжение таблицы 4 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Налоговые доходы |
14,4 |
16,4 |
20,0 |
2. Налог на доходы физических лиц |
20,8 |
10,9 |
4,3 |
3. Налог на имущество физических лиц |
78,8 |
20,5 |
34,0 |
4. Земельный налог |
58,2 |
85,4 |
218,7 |
5. Не налоговые доходы |
-8,0 |
53,7 |
9,8 |
6. Аренда земельных участков |
-2,4 |
-5,5 |
-6,3 |
7. Продажа земельных участков |
13,2 |
23,5 |
43,3 |
8. Аренда имущества |
10,1 |
23,3 |
62,8 |
9. Безвозмездные поступления |
77,0 |
-32,5 |
-2,1 |
10. Итого по году |
29,2 |
0,4 |
12,6 |
Объем поступивших доходов муниципального образования Советское городское поселение» составил 20120,0 тыс.руб., в том числе по собственным доходам 15 765,8 тыс.руб. Таким образом, бюджет города Советска профицитный, что для муниципального образования безусловно хорошо, т.е. можно направить дополнительные суммы средств, на какие-то дополнительные виды деятельности.
Рисунок 4 - Выполнение плана налоговых и неналоговых поступлений
Бюджет муниципального
образования Советское
Рассмотрим расходы бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год.
Формирование
расходов бюджета поселения
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
В расходной части бюджета
поселения предусматривается
Средства резервного фонда администрации поселения направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в соответствии с решениями администрации поселения.
Отчет об использовании бюджетных
ассигнований резервного фонда администрации
поселения прилагается к
Для реализации на территории поселения соответствующих федеральных целевых программ разработаны долгосрочные целевые программы.
На территории города Советска
действуют следующие