Совершенствовани: е бюджетного процесса на местном уровне (на примере муниципального образования Советское городское поселение Кировск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ бюджетного процесса и бюджетного планирования на примере бюджета муниципального образования Советское городское поселение Кировской области, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетного планирования, стадии бюджетного процесса;

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3
1. Основы бюджетного процесса и бюджетного планирования Российской Федерации………………………………………………..

5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы…………….
5
1.2. Полномочия участников бюджетного процесса………………
8
1.3. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании……………………………………………………………..

11
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.1. Общая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.2. Социально - экономическая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год
25
2.4. Бюджетный процесс и планирование бюджета города Советска на 2012 год
34
3. Совершенствование бюджетного процесса и бюджетного планирования в муниципальном образовании Советское городское поселение
50
3.1. Анализ использования муниципального имущества
50
3.2. Проблемы в области бюджетного процесса и бюджетного планирования и предлагаемые пути их решения
51

Заключение …………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 377.50 Кб (Скачать документ)

Органом денежно-кредитного регулирования  выступает Банк России, который определяет нормы обязательных резервов, учетных  ставок по кредитам, устанавливает  экономические нормативы для  банков (например, нормативы достаточности  капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных и размещенных средств и др.) Органы государственного и муниципального финансового контроля создаются как представительными, так и исполнительными органами власти  местного самоуправления.

Органы власти одного уровня могут в соответствии с Кодексом делегировать свои отдельные полномочия органам другого уровня, но с обязательной передачей ассигнований на их осуществление.

Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. (Рис. 2)




 




 


 

 



 

Рисунок 2 - Основные участники бюджетного процесса

Вместе с тем, следует  еще раз подчеркнуть, что в  соответствии с БК РФ органы законодательной  и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии.  [16]

В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки  бюджетной системы РФ, входят и  органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

1.3 Стадии бюджетного  процесса в муниципальном образовании

 

Можно выделить следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании:

  1. разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
  2. составление местного бюджета;
  3. внесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение муниципального совета;
  4. рассмотрение проекта постановления о местном бюджете муниципальным советом;
  5. утверждение местного бюджета постановлением муниципального совета;
  6. опубликование постановления муниципального совета об утверждении местного бюджета;
  7. исполнение местного бюджета;
  8. внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;
  9. составление отчета об исполнении местного бюджета;
  10. рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;
  11. утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  12. опубликование отчета об исполнении местного бюджета;
  13. бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах). [29,3]

Рассмотрим каждую из указанных стадий бюджетного процесса более подробно.

1. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Одновременно должен составляться перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:

1) информирования законодательных  (представительных) органов о предполагаемых  среднесрочных тенденциях развития  экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования  финансовых последствий разрабатываемых  реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и  возможности осуществления в  перспективе мер в области  финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных  тенденций и своевременного принятия  соответствующих мер (ч.3 ст.174 БК  РФ).

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

  • первый год - это год, на который составляется бюджет;
  • следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей  уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации. [1]

Составной частью плана-прогноза является план развития государственного или  муниципального сектора экономики, который включает: перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность, сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств. Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Органы местного самоуправления вправе разрабатывать долгосрочные целевые  программы. Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом  местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. [1] На практике органы местного самоуправления зачастую пренебрегают необходимостью разработки плана-прогноза социально-экономического развития муниципального образования, хотя разработка такого плана должна явиться основной для текущего и перспективного бюджетного планирования. [29,25]

2. Составление проекта  бюджета является ключевым этапом  бюджетного процесса. Эта работа  должна основываться на прогнозе социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год, плане развития муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год, а также основных направлений бюджетной и налоговой политики на планируемый период. Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган муниципального образования. В целях своевременного и качественного составлении проекта местного бюджета финансовый орган муниципального образования вправе получить необходимые сведения от финансового органа субъекта РФ, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. В процессе составления бюджета каждому главному распределителю, распределителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распределителю, распределителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг. Следует учитывать, что разработка и утверждение нормативов финансовых затрат отнесены к компетенции федеральных органов.

В проекте закона (решения) о бюджете  должны содержаться основные характеристики бюджета. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие показатели:

1) прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

2) нормативы отчислений от собственных  доходов бюджета, передаваемых  бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

В проекте закона о  бюджете должны содержаться следующие показатели:

1) прогнозируемые доходы  бюджета по группам, подгруппам  и статьям классификации доходов  бюджетов Российской Федерации;

2) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов функциональной  классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

3) расходы местного бюджета по  статьям экономической бюджетной  классификации с указанием общего  объема капитальных и текущих  расходов местного бюджета;

4) расходы и доходы целевых  бюджетных фондов;

5) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;

6) источники финансирования  дефицита бюджета;

7) иные показатели, определенные  законодательством и правовыми  актами органов местного самоуправления  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе. [9, 21]

Местные бюджеты должны составляться и исполняться на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечение утвержденных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по предметам ведения муниципального образования при безусловном выполнении долговых обязательств. Пока не обеспеченно финансирование предметов ведения муниципального образования, в проект местного бюджета не должны включаться расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с предметами ведения. Не должно допускаться также финансирование отдельных предметов ведения выше уровня норматива минимальной обеспеченности при недофинансировании других.

3. Рассмотрение проекта постановления  о местном бюджете муниципальным  советом начинается после того, как его официально внесет  в муниципальный совет глава муниципального образования  в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании (как правило, не позднее 15 ноября текущего финансового года).

К проекту должны быть приложены следующие материалы  и документы:

1) итоги социально-экономического развития муниципального образования за предыдущий финансовый год;

2) предварительные итоги социально-экономического  развития муниципального образования  за 6 месяцев текущего финансового  года;

3) основные положения прогноза  социально-экономического развития муниципального образования;

4) прогноз взаимоотношений местного  бюджета с бюджетом субъекта  РФ;

5) перечень целевых адресных  программ, финансирование которых  заявлено из бюджета субъекта  РФ (при наличии);

6) расчеты и обоснования по всем статьям доходов и расходов проекта местного бюджета. [29, 31]

4. Муниципальный совет рассматривает  внесенный проект, как правило,  в трех чтениях. До рассмотрения  проекта муниципальный совет  при необходимости рассматривает  и принимает постановление о  налогах, сборах, иных обязательных платежах в местный бюджет, в том числе в части льгот по платежам в местный бюджет. Муниципальный совет рассматривает проект в первом чтении не позднее 10 дней с момента официального внесения проекта. Представленный проект до рассмотрения в первом чтении подлежит рассмотрению комиссиями муниципального совета, заключения которых представляются в бюджетный орган муниципального совета (постоянную комиссию по бюджету). На основании полученных предложений и заключений бюджетный орган готовит сводное заключение по проекту.

Перед обсуждением проекта местного бюджета в первом чтении с докладом выступает глава муниципального образования   и/или руководитель финансового органа муниципального образования, а с содокладом - руководитель бюджетного органа муниципального совета.

Принимая проект в первом чтении (за основу), муниципальный совет  утверждает основные показатели местного бюджета, к которым относятся:

1) общий объем доходов местного  бюджета;

2) общий объем расходов  местного бюджета;

3) дефицит местного бюджета,  и его предельный процент по  отношению к расходам;

4) источник покрытия дефицита  местного бюджета;

5) предельный размер внутренних  и внешних заимствований;

6) предельный размер муниципального  долга

7) объем оборотной кассовой наличности на 1 января следующего финансового года.

В случае отклонения проекта муниципальный  совет передает отклоненный проект в согласительную комиссию по уточнению  основных показателей местного бюджета. Состав согласительной комиссии определяет муниципальный совет. Согласительная комиссия в течение определенного срока разрабатывает согласованный вариант местного бюджета, после чего глава муниципального образования   вновь представляет уточненный проект на рассмотрение муниципального совета.

Информация о работе Совершенствовани: е бюджетного процесса на местном уровне (на примере муниципального образования Советское городское поселение Кировск