Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Цель работы - анализ бюджетного процесса и бюджетного планирования на примере бюджета муниципального образования Советское городское поселение Кировской области, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты бюджетного процесса и бюджетного планирования, стадии бюджетного процесса;
Введение…………………………………………………………………
3
1. Основы бюджетного процесса и бюджетного планирования Российской Федерации………………………………………………..
5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы…………….
5
1.2. Полномочия участников бюджетного процесса………………
8
1.3. Стадии бюджетного процесса в муниципальном образовании……………………………………………………………..
11
2. Организационно - экономическая характеристика и бюджетный процесс муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.1. Общая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.2. Социально - экономическая характеристика муниципального образования Советское городское поселение Кировской области
23
2.3. Анализ планирования и исполнения бюджета города Советска за период 2009 – 2011 год
25
2.4. Бюджетный процесс и планирование бюджета города Советска на 2012 год
34
3. Совершенствование бюджетного процесса и бюджетного планирования в муниципальном образовании Советское городское поселение
50
3.1. Анализ использования муниципального имущества
50
3.2. Проблемы в области бюджетного процесса и бюджетного планирования и предлагаемые пути их решения
51
Заключение …………………………
Органом денежно-кредитного регулирования выступает Банк России, который определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для банков (например, нормативы достаточности капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных и размещенных средств и др.) Органы государственного и муниципального финансового контроля создаются как представительными, так и исполнительными органами власти местного самоуправления.
Органы власти одного уровня могут в соответствии с Кодексом делегировать свои отдельные полномочия органам другого уровня, но с обязательной передачей ассигнований на их осуществление.
Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. (Рис. 2)
Рисунок 2 - Основные участники бюджетного процесса
Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии с БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии. [16]
В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.
Можно выделить следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в муниципальном образовании:
Рассмотрим каждую из указанных стадий бюджетного процесса более подробно.
1. Прогноз социально-
Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:
1) информирования
2) комплексного прогнозирования
финансовых последствий
3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
4) отслеживания долгосрочных
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации. [1]
Составной частью плана-прогноза является план развития государственного или муниципального сектора экономики, который включает: перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность, сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств. Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Органы местного самоуправления вправе разрабатывать долгосрочные целевые программы. Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. [1] На практике органы местного самоуправления зачастую пренебрегают необходимостью разработки плана-прогноза социально-экономического развития муниципального образования, хотя разработка такого плана должна явиться основной для текущего и перспективного бюджетного планирования. [29,25]
2. Составление проекта
бюджета является ключевым
В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета. К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие показатели:
1) прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
2) нормативы отчислений от
В проекте закона о бюджете должны содержаться следующие показатели:
1) прогнозируемые доходы
бюджета по группам,
2) расходы бюджета по разделам,
подразделам, целевым статьям
и видам расходов
3) расходы местного бюджета по
статьям экономической
4) расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
5) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;
6) источники финансирования дефицита бюджета;
7) иные показатели, определенные
законодательством и правовыми
актами органов местного
Местные бюджеты должны составляться и исполняться на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечение утвержденных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по предметам ведения муниципального образования при безусловном выполнении долговых обязательств. Пока не обеспеченно финансирование предметов ведения муниципального образования, в проект местного бюджета не должны включаться расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с предметами ведения. Не должно допускаться также финансирование отдельных предметов ведения выше уровня норматива минимальной обеспеченности при недофинансировании других.
3. Рассмотрение проекта
К проекту должны быть приложены следующие материалы и документы:
1) итоги социально-экономического развития муниципального образования за предыдущий финансовый год;
2) предварительные итоги
3) основные положения прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
4) прогноз взаимоотношений
5) перечень целевых адресных программ, финансирование которых заявлено из бюджета субъекта РФ (при наличии);
6) расчеты и обоснования по всем статьям доходов и расходов проекта местного бюджета. [29, 31]
4. Муниципальный совет
Перед обсуждением проекта местного бюджета в первом чтении с докладом выступает глава муниципального образования и/или руководитель финансового органа муниципального образования, а с содокладом - руководитель бюджетного органа муниципального совета.
Принимая проект в первом чтении (за основу), муниципальный совет утверждает основные показатели местного бюджета, к которым относятся:
1) общий объем доходов местного бюджета;
2) общий объем расходов местного бюджета;
3) дефицит местного бюджета, и его предельный процент по отношению к расходам;
4) источник покрытия дефицита местного бюджета;
5) предельный размер внутренних и внешних заимствований;
6) предельный размер
7) объем оборотной кассовой наличности на 1 января следующего финансового года.
В случае отклонения проекта муниципальный совет передает отклоненный проект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей местного бюджета. Состав согласительной комиссии определяет муниципальный совет. Согласительная комиссия в течение определенного срока разрабатывает согласованный вариант местного бюджета, после чего глава муниципального образования вновь представляет уточненный проект на рассмотрение муниципального совета.