Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы состоит в исследовании деятельности муниципального унитарного предприятия, на примере МУП «СтройПроектСервис».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить теоритические основы унитарных предприятий (в том числе муниципальных):
введение………………………………………………………………..
3
1. теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………..
6
1.1 Отличие Муниципальных унитарных предприятий от коммерческих организаций…………………………………………………
6
1.2 Нормативная база муниципальных унитарных предприятий………
10
1.3 Основные мероприятия деятельности муниципальных унитарных предприятий по вопросам управления……..……………………………
21
2. Практика деятельности МУП «стройпроектсервис» в мо го «воркута»………………………………………………………
26
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»……………………..…………………………
26
2.2 Структурно-кадровые аспекты МУП «СтройПроектСервис»………
29
2.3 Основные направления деятельности и ее результаты……………….
33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»………………………………………………...
41
3.1 Основные проблемы и риски…………………………………………..
41
3.2 Пути совершенствования развития МУП «СтройПроектСервис»……………………………………………………..
54
заключение……………………………………………………………..
70
Библиографический список……………………………………...
75
приложения…………………………………………
Еще одним способом совершенствования управления МУП «СтройПроектСервис» является проведение аттестации руководителя унитарного предприятия и внедрение конкурсной системы его назначения.
В отличие от примерных уставов унитарных предприятий и трудовых договоров с их руководителями, инструментарий аттестации на федеральном уровне в последние годы не претерпел коренных изменений. Этот вопрос по-прежнему регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19 июля 2001 г. № 543 и от 4 октября 2002 г. № 738). Это Постановление предусматривает введение обязательной аттестации руководителей унитарных предприятий и внедрение конкурсной системы их назначения (приняты специальные положения, регламентирующие эти процедуры).
Для проведения аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей унитарных предприятий предусматривалось создание межведомственных комиссий, в состав которых будут входить представители соответствующих отраслевых министерств и ведомств, Росимущества, Минфина, Министерства труда и социального развития, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится федеральное унитарное предприятие.
Имеющаяся на федеральном, региональном и муниципальном уровнях практика показывает, что эффективность и оперативность работы подобных межведомственных образований оставляет желать лучшего. Причины этого очевидны: несовпадение интересов представителей различных министерств, ведомств и прочих органов управления, федерального центра и регионов, высокая занятость многих чиновников, являющихся членами подобных комиссий, что не позволяет им в полной мере выполнять свои обязанности, длительность процедур согласования решений и т. д. Поэтому схемы, содержащиеся в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 234, требуют серьезной доработки.
Предложения по совершенствованию и оперативности работы органов управления на уровне муниципального образования г. Воркута в плане организации и проведения аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей унитарных предприятий могут быть сведены к следующим:
В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что в ходе практического взаимодействия с регионами и муниципалитетами выявилась достаточно ограниченная потребность в совершенствовании работы межведомственных комиссий посредством таких мер, как превращение межведомственных комиссий в совещательные органы и допущение заочного их заседания по причинам сложности в установлении персональной ответственности руководителей отраслевых органов управления и отсутствия проблемы низкой оперативности работы межведомственных комиссий в ситуации, когда количество унитарных предприятий относительно невелико.
В качестве одного из механизмов повышения эффективности управления МУП «СтройПроектСервис» со стороны региональных (муниципальных) органов власти можно рассматривать разработку программ деятельности унитарных предприятий21.
Исходя из Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», программы (планы) финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий следует рассматривать как основу взаимодействия между МУП «СтройПроектСервис» и регионом либо муниципальным образованием г. Воркута. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» на федеральные органы исполнительной власти была возложена обязанность ежегодно утверждать программы деятельности подведомственных им предприятий по специальной форме. Также были утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228.
Согласно документу, предприятие обязано представлять органу исполнительной власти проект программы своей дальнейшей деятельности, важнейшей частью которой являются прогнозные величины финансового обеспечения развития предприятия по 4 сферам деятельности: снабженческо-сбытовая, производственная, финансово-инвестиционная и социальная. В каждой из них выделяются 3 направления: развитие (обновление) материально-технической базы, проведение научно-исследовательских работ и информационное обеспечение, повышение квалификации кадров (с соответствующими комментариями и расшифровкой статей) за счет различных источников (чистая прибыль, амортизация, бюджетные средства, займы (кредиты), прочие источники). Данный документ носит прикладной характер и его можно рекомендовать к использованию на локальном уровне.
В то же время для того, чтобы программа деятельности унитарного предприятия стала одним из наиболее действенных механизмов управления МУП «СтройПроектСервис» и контроля за деятельностью его руководителя, требуется расширение нормативно-правового регулирования данного инструмента, а также его сопряжение с другими инструментами регулирования. В этой связи можно высказать ряд соображений.
1. Обязанность руководителя унитарного предприятия разрабатывать, утверждать в органе государственного (муниципального) управления программу деятельности предприятия и строго руководствоваться ею в своей деятельности целесообразно включить в типовой устав унитарного предприятия и трудовой договор с его руководителем.
2. Программа деятельности предприятия должна включать как краткосрочный (годовой), так и долгосрочный стратегический план развития предприятия. Такой подход предполагает более жесткий контроль за выполнением программы развития и дает возможность более гибко и своевременно реагировать на изменение обстановки.
3. Невыполнение руководителем предприятия краткосрочного (годового) плана деятельности предприятия должно быть основанием, по которому руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности или даже уволен в бесспорном порядке (данные нормы должны быть включены в трудовой договор с руководителем унитарного предприятия).
4. Выполнение краткосрочного (годового) плана должно оцениваться на основе конкретных параметров, наличие или отсутствие которых легко проверяется и может быть подтверждено документально. В этой связи целесообразно разработать и утвердить на уровне региона (муниципалитета) типовую методику разработки и контроля выполнения программ деятельности унитарных предприятий.
5. Результаты выполнения краткосрочного (годового) и долгосрочного стратегического планов развития предприятия должны быть одними из основных критериев выплаты дополнительного вознаграждения руководителю предприятия. В этой связи следует учитывать, что реализация перспективных инвестиционных проектов часто приводит к временному ухудшению показателей предприятия, и это не должно быть основанием для применения к руководителю дисциплинарных мер и снижения премиальных выплат.
В этой связи предлагается пересмотреть подход, заложенный в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)22. Предлагаемые меры включают изменение системы оплаты труда руководителей в сторону увеличения доли разного рода вознаграждений (бонусов). Величина этих бонусов должна зависеть от результатов деятельности руководителя (не только от чистой прибыли) и быть напрямую связана с системой дисциплинарных взысканий.
Для повышения качества мониторинга финансового состояния МУП «СтройПроектСервис» предлагается:
1. Изменить систему потоков информации от унитарного предприятия в самой администрации. Отраслевые департаменты должны нести ответственность за сбор и первичный анализ всей информации об оперативной деятельности унитарного предприятия. Финансовые, экономические департаменты и департаменты по управлению имуществом будут получать информацию от отраслевых департаментов в соответствии со своими задачами.
2. Дополнить существующую систему бюджетной отчетности данными о сальдо денежного потока унитарного предприятия как источнике доходов бюджета; все сальдо денежного потока, который остается в управлении предприятием, будет считаться расходом бюджета.
3. Разработать и внедрить концепцию отчета о предоставленных налоговых льготах и вычетах. Этот отчет может быть использован для аналитических задач региональных и местных администраций (предполагается, что в отчете будут отражены не только налоговые льготы, предоставленные унитарному предприятию, но и прочие налоговые льготы и вычеты).
4. Принять стратегию развития финансовой отчетности администрации, состоящую из 2-х стадий. На первом этапе только чистые активы (разница активов и пассивов) унитарного предприятия будут отражены как долгосрочные инвестиции администрации. На второй стадии будет проведена полная консолидация всех соответствующих статей баланса унитарного предприятия в баланс администрации.
Совершенствование информационных потоков между МУП «СтройПроектСервис» и администрацией города также может стать одним из способов повышения эффективности работы унитарного предприятия, поскольку информационные потоки между унитарным предприятием и органами государственной власти и местного самоуправления усложнены. Департаменты по управлению имуществом часто отвечают за сбор и обработку первичной отчетности, которая включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и другие стандартные формы бухгалтерского учета, а также стандартные формы, разработанные федеральным Министерством имущественных отношений. Отраслевые департаменты отслеживают показатели текущей деятельности МУП «СтройПроектСервис». Экономические департаменты уделяют внимание главным образом общественному сектору в целом и не рассматривают унитарные предприятия, акционерные общества и учреждения в отдельности. Местные отделения федерального Министерства по налогам и сборам отслеживают объем налогов, перечисляемых всеми предприятиями и организациями, в том числе унитарными предприятиями в бюджеты разных уровней, а также уровень неплатежей.
МУП «СтройПроектСервис» предоставляет квартальные отчеты нескольким государственным и местным административным подразделениям - отраслевым департаментам и департаментам по управлению имуществом региональных/местных администраций, местным филиалам Госкомстата и региональным отделениям Министерства по налогам и сборам23.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что из соображений совершенствования контроль за всей операционной деятельностью, по мере возможности, должен быть сконцентрирован в одном подразделении органа государственной власти или местного самоуправления. Предполагается, что департамент по управлению имуществом региональных/местных администраций, местным филиалам Госкомстата и региональным отделениям Министерства по налогам и сборам несет ответственность за сбор, обработку и представление информации об МУП «СтройПроектСервис» другим подразделениям администрации в соответствии с его потребностями. Поскольку финансовые и экономические департаменты в целом не вовлечены в процесс управления сектором унитарного предприятия, ответственность распределяется между отраслевыми департаментами и департаментом по управлению имуществом. В силу того, что отраслевые департаменты контролируют текущую деятельность унитарных предприятий, они отвечают за оценку финансовой и экономической деятельности МУП «СтройПроектСервис». Основная задача департамента по управлению имуществом заключается в общем контроле за качеством управления собственностью. Если департамент по управлению имуществом обременяется сбором и обработкой текущей информации, меньше усилий может быть направлено на разработку и проведение долгосрочной политики по управлению активами администрации.
Измененная система информационных потоков представлена на рис. 2, а предлагаемые изменения в схеме информационных потоков между унитарными предприятиями и местными администрациями - в табл. 3.
Рис. 2. Предлагаемые изменения к модели предоставления отчетности унитарным предприятием и местными администрациями
Смысл изменений заключается в том, чтобы возложить на отраслевые министерства ответственность за оперативное управление и контроль над деятельностью унитарных предприятий от лица региональной/местной администрации. Они будут собирать, обрабатывать и анализировать информацию, предоставляемую самими унитарными предприятиями (стандартные формы бухгалтерской отчетности), местными отделениями Министерства по налогам и сборам (налоговые поступления и недоимка унитарных предприятий), местными отделениями Госкомстата (стандартные статистические формы по унитарным предприятиям).