Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система Франции интересна тем.docx

— 88.81 Кб (Скачать документ)

доходы от 500 000 - 750 000 франков. Облагаемый доход определяет плательщик как разницу между выручкой и  затратами;

если доходы выше 750 000 франков, то здесь применяются правила  обложения доходов не АО. Сумма  доходов каждой из семи категорий  представляет чистый доход. Для расчета  налога чистый доход семьи распределяется на части следующим образом: холостяк -1 часть, супруги - 2 части, один ребенок - 0,5 части дополнительно, два ребенка - 1 часть дополнительно, три ребенка - 2 части дополнительно. Затем определяется налог по соответствующим ставкам на каждую часть. Общий размер налога получается при сложении сумм налога. Французский подоходный налог представляет собой совершенно отличное от российского налога явление. Значительные различия объясняются его сущностью, которая заключается не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики. И с этой точки зрения он представляет собой достаточно эффективный инструмент. Если говорить о его прямом вкладе в бюджет, он ниже, чем в России и в других странах. Это объясняется его структурой, учитывающей почти индивидуальные особенности плательщика. Но его косвенный вклад в увеличение благосостояния страны, возможно, выше. Говоря о гармонизации налоговой системы, нужно отметить, что столь специфический налог будет очень трудно преобразовать. В данном случае он настолько связан с французским обществом, политикой и людьми, что здесь необходим тщательно взвешенный подход к возможным попыткам унификации.

с высоким уровнем безработицы. Стимулирование экспорта. Прямой механизм льгот отсутствует, т.к. это противоречило  бы ГАТТ. Есть льготы для фирм, создающих  филиалы за границей. Фирма имеет  право откладывать в течение  шести лет затраты на риск в  состав расходов будущих периодов, что ведет к уменьшению размеров налогообложения. Затем, в последующие 6 лет эта скидка компенсируется государству. Предприятие, экспортирующее продукцию, может получить дотацию.

коммуне сокращение выплат предприятия; 2) компенсация выплачивается  предприятию Региональные вопросы налогообложения.

Административно-территориальная  структура Франции включает 22 региона, 95 департаментов и 36 000 коммун. Это  определяет наличие различных бюджетов и источников их поступлений. К прямым местным налогам относятся: один налог на предприятия (налог на профессию) и три налога на семью (на жилье, на землю и на здания). Доля налогов  в местном бюджете - 40%, дотации  государства - 30%, остальные 30% - собственные  поступления и займы. Основной источник налоговых поступлений местных  бюджетах (43%) - налог на профессию, который  уплачивается всеми предприятиями. База налога - стоимость зданий, сооружений, машин, оборудования и фонд з/п. Рассчитывается следующим образом:

стоимость здания: 8% от первоначальной стоимости, ежегодно делается переоценка;

стоимость оборудования и  имущества: 16% от первоначальной стоимости, 18% от фонда оплаты труда.

В зависимости от экономической  конъюнктуры государство может  компенсировать предприятию часть  налога двумя методами: 1) на прямую компенсируют, а предприятие вносит полный налог. Коммуны для создания рабочих мест могут уменьшить или отменить этот налог для конкретного предприятия. Налог на профессию не связан с результатами деятельности предприятия, в определенной мере сдерживает инвестиции в основные средства, ограничивает прирост численности занятых, в связи с чем и критикуется. Три налога на семью уплачивают все проживающие на территории местного органа управления. Каждая коммуна голосует за свои ставки налога. Налог на здания и постройки, в основе которого их стоимость, уплачивается всеми владельцами этого вида собственности. Он вносится по дифференцированным ставкам в бюджет коммуны (большая часть), департамента (0,5 взноса в коммуну) и региона (3% от ставки коммуны). Базой расчета налога на жилье является оценка жилищного фонда (проводилась в 70 году). Выделяют 8 категорий жилья. Налог слагается из тарифа за один кв. метр, надбавок за дополнительные удобства и поправочного коэффициента, связанного с территориальным расположением. В стране насчитывается 25 млн. человек - плательщиков этого налога. Около 20% из них получают государственную помощь на оплату этого налога путем снижения подоходного налога. Налог на землю платят все землевладельцы. База расчета - оценка стоимости 1 га земли или возможная стоимость арендной платы. Местные налоги выполняют перераспределительные функции, однако бюджеты каждой территориальной единицы независимы друг от друга. Местное управление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений базируется на законных актах по налогообложению и директив республиканских и региональных органов. Самофинансирование регионов основано на принципе бюджетного равновесия, то есть местный бюджет не может быть принят с дефицитом или излишком. Поэтому первичным в бюджетном планировании регионов является определение расходов. Перераспределение средств между коммунами осуществляется департаментами, а из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных территорий. Помощь государства осуществляется путем предоставления льгот по уплате налогов.

Международные налоговые  соглашения Франции

 

Среди стран-членов ЕС Франция  занимает второе место после Великобритании по числу международных налоговых  соглашений - 89 соглашений по состоянию  на 96 год. Этот факт говорит о значительной интеграции страны в международные  налоговые отношения и об осознании  ею необходимости максимально возможной  унификации налоговых систем стран  мира. Рассматривая налоговые соглашения Франции в территориальном аспекте, можно выделить три региона основных экономико-политических интересов  страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. По числу  соглашений с ними (27) Франция занимает 2-е место в ЕС. По 24 международных  налоговых соглашения Франция имеет  со странами Африки и со странами Азии. Среди стран - членов ЕС это лучший показатель. Можно предположить, что  этот факт обусловлен не только экономической  целесообразностью, но и историческими  особенностями отношений Франции  с этими регионами. Что касается Латинской Америки и государств Карибского бассейна, то Франция имеет  соглашения только с 7 из них (4-ое место  в ЕС). Относительную незаинтересованность Франция также проявляет Центральной  и Восточной Европе, имея лишь 7 соглашений с государствами этого региона. Франция и Россия подписали конвенцию  об устранении двойного налогообложения. Последний вариант ее был подписан в Париже 26.11.96. и вступил в силу 1.01.2000. До этого страны обходились более  лаконичным соглашением от 4.10.85. Первое соглашение между Францией и Россией  было подписано в 1970 году. Оно и  последующее соглашение прекратили свое действие с вступлением в  силу нового 1.01.2000 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система Франции  представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она  формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее  время система обладает стабильностью  в отношении перечня взимаемых  налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных  черт французской налоговой системы  следовало бы выделить такие, как  социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного  налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов. Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен. Среди черт, которые можно позаимствовать у французской налоговой системы, я бы в первую очередь назвал социальную направленность и территориальный аспект. Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

НДС на новую недвижимость, Value Added Tax (TVA), в размере 19,6% ее стоимости  взимается в течение 20 лет. Для  иностранцев существует ряд схем возвращения суммы этого налога, в том числе пребывание в стране по туристическому виду на жительство. Другой путь - соглашение об ограниченном по времени использовании новой  собственности. И, наконец, сумма налога возвращается владельцу, продавшему новую  недвижимость раньше истечения 20-летнего  срока действия TVA в пропорциональном размере.

Налог на прирост капитала от перепродажи недвижимости для  граждан из стран ЕС, не подпадающих  под действие французской налоговой  системы, составляет 16%, если она продается  в первые пять лет после покупки. Для остальных, в том числе  россиян, этот налог составляет 33,3%. В последующие десять лет возможна скидка на десять процентов. После 15 полных лет владения недвижимостью при  ее перепродаже никакого налога на прирост капитала не взимается вообще.

Если вы хотите избежать налога на собственность в новостройке  в размере 19,6%, Вам следует рассмотреть  вариант по схеме Leasback. Единственным недостатком этой схемы является то, что она ограничивает количество недель, в течение которых вы можете пользоваться своей недвижимостью  непосредственно для проживания. Такую собственность можно использовать в качестве места проведения отпусков. В остальное же время года она  сдается внаем, и вы гарантированно имеете долю прибыли от аренды через управляющую компанию.

Налоги

Главная особенность налоговой  системы во Франции: обязательные отчисления в государ­ственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги /прямые, кос­венные и местные/, составляющие около 51 процента обязатель­ных  выплат, а также взносы в социальную кассу, объем кото­рых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.

Прямые налоги с доходов

1. Подоходный налог /ПН/, которым облагаются физиче­ские  лица. Ежегодно он обеспечивает  около 20 % налоговых поступлений,  принося почти 300 млрд. франков.  Он был введен в действие  в 1914 году министром финансов  правительства Гастона Думерга  Жозефом Кайо, а позднее неоднократно  преобра­зовывался. Поначалу налоговые  ставки варьировались от 0 до 10 проц., а ныне - от 0 до 56 проц. Выплачивается  на основе де­кларации о доходах, подаваемой в начале каждого года, как правило, в первой декаде февраля, фактически подоходным на­логом облагается лишь каждая вторая французская семья /15 млн семей/, остальные либо пользуются многочисленными льго­тами /например, в связи с семейным положением и т.д./, или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой вы­плачивается подоходный налог.

2. Налог на прибыль  юридических лиц. Он был введен  сразу по окончании второй  мировой войны. Им облагаются  предприятия и фирмы с ограниченной  ответственностью. Ставка налога - 33,33 проц. В 1994 году этим налогом  облагались почти миллион фирм /около 40 проц от действующих  во Франции предприятий/. В том  числе 10 проц. из них выплачивают  до 75 проц общей суммы на­логовых  поступлений. Общий объем поступлений  в казну - при­мерно 150 млрд  франков. Для некоторых категорий  предприятий, в частности для  мелких и средних фирм, ставка  налога на при­быль снижена  до 19 проц. в целях стимулирования.

3. Всеобщий социальный  взнос /ВСВ/. Введен в 1991 году  правительством Мишеля Рокара  в целях погашения долга соци­альной  кассы. Выплачивался по фиксированной  ставке в 2,4 проц. от всех доходов.  Ежегодно он дает бюджету до 100 млрд. франков, хотя дефицит  социальной кассы эта мера  не преодолела. С 1997 года ВСВ  поднят до 3,4 проц. за счет перевода  в него 1-процентного сбора на  медицинские нужды из сумм, отчисляемых  в социальную кассу. В 1996 году  правительством Алена Жюппе, по­мимо  ВСВ, был введен дополнительный 0,5-процентный взнос на погашение  социального долга /ВПСД/, который  имеет более ши­рокий "радиус  действия", поскольку исчисляется  также с пенсий и пособий  по безработице. По замыслу  правительства, эта мера дол­жна  погасить дефицит социальной  кассы к 2009 году.

4. Солидарный налог на  состояние /СНС/. Он учрежден пра­вительством  социалистов в 1982 году в виде  налога на крупные состояния,  но отменен правоцентристским  правительством Жака Ширака в  1986 году. Возродился в нынешнем  виде в 1989 году и предназначен  для финансирования части субсидий  неимущим сло­ям, отсюда его название. Им облагаются физические лица, обла­дающие состоянием свыше  4,6 млн франков. Таковых во Франции  ныне насчитывается около 170 тысяч,  а общая сумма поступлений  в бюджет не превышает 8,3 млрд. франков. Начиная с состояния  в 43 млн франков налоговые отчисления  составляют 1,5 проц. /мак­симальная  ставка/. Минимальная ставка - 0,5 проц.

Прямые местные налоги

В 1959 году обрели свою нынешнюю форму /с некоторы­ми последующими поправками/. Включают в себя налоги на землю с постройками, на землю  без построек, профессиональ­ный  налог /собирается с лиц, занимающихся частной экономи­ческой деятельностью, и юридических лиц/ и налог  на жилье. Ими облагаются все собственники, арендаторы и предприятия как  физические, так и юридические  лица. Налог поступает в пользу местных органов власти - коммун, департаментов, реги­онов. Общий объем  прямых местных налогов во Франции  дости­гает около 290 млрд. франков. Из них  на долю профессиональ­ного налога приходится 126 млрд. франков налога на жилье - 57 млрд. и налогов на землю - 72 млрд. Ожидается, что местные налоги будут  и впредь проявлять в целом  тенденцию к повыше­нию. Это связано  с общей политикой децентрализации  и повы­шения роли местных органов  власти в управлении.

Ставки местных налогов  сильно варьируются по местностям и  рассчитываются, как правило, из оценочной  стоимости нахо­дящихся в собственности  или арендуемых земли и жилых  по­строек. Так, житель Ниццы платит ежегодно около 2100 фран­ков в качестве налога на жилище, а парижанин - менее 1300. Профессиональный налог, выплачиваемый  предприятием в юж­ном Карпантра, достигает 38 проц от расчетной ставки, а в па­рижском пригороде Нейи-сюр-Сен - 9 проц. Ожидается, что в будущем разница в уровне местных налогов будет сокращаться, хотя и не должна полностью исчезнуть.

Налоги на нужды Европейского союза

Их объем не превышает 2,3 проц. обязательных отчислений.

Косвенные налоги /налоги на расходы/

1. Налог на добавленную  стоимость. Учрежден для промыш­ленности  в 1954 году, а в 1968 году принял  всеобщий характер. С тех пор  неоднократно изменялся. Правительство  Алена Жюппе по­высило его  с 18,6 до 20,6 проц. Остается самым  крупным источни­ком государственных  доходов - около 750 млрд. франков  в год, или половина всех  налоговых поступлений в государственный  бюджет. Распространяется практически  на все товары и услуги и  включает­ся в их продажную  цену. На целый ряд товаров  и услуг, относя­щихся к категории  предметов "первой необходимости" /продоволь­ствие, лекарства и  т.д./, ставка налога снижена до 5,5 проц., а на некоторые виды  медикаментов - до 2,2 проц. Решение о  призна­нии того или иного  товара "предметом первой необходимости"  за­висит от того, насколько активно  и организованно действует отста­ивающее  его лобби. Например, несмотря  на сопротивление левых сил,  к предметам первой необходимости  отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые кабельным телевидением. Их ставки НДС - 5,5 проц. А вот  мыло такой привилегии лишено, и его производителям приходится  мириться со ставкой 20,6 проц. Чис­тый  шоколад облагается по сниженной  ставке, а шоколадные изде­лия - по  обычной. С рождественских елок  отчисляются 5,5 проц, но, если они  украшены искусственным снегом, налог моментально возрастает  до 20,6 проц.

Информация о работе Налоговая система Франции