В ряде стран к
числу налоговых преступлений
относят не только действия
лиц, уклоняющихся от уплаты
налогов, но и злоупотребления
должностных лиц и работников
налоговой службы.
Новый Уголовный кодекс
Франции 1992 года сохранил трехчленную
систему уголовных правонарушений:
преступления (crimes), деликты (delits) и
уголовные проступки (contraventions).
Преступления влекут
за собой уголовные наказания
(лишение гражданских прав, ссылку,
срочное лишение свободы, срочное
тюремное заключение и др.), деликты
- исправительные наказания (арест
на срок более двух месяцев
и штраф на сумму свыше 10
000 франков). В зависимости от категории
уголовного правонарушения решается
вопрос о привлечении к ответственности
за правонарушения, совершенные
за пределами Франции, о сроках
давности привлечения к уголовной
ответственности и давности применения
наказания. Кроме того, практическое
значение приведенной классификации
уголовных правонарушений проявляется
и в том, что ответственность
за покушение на налоговое
преступление наступает в обязательном
порядке, за покушение на деликты
- только в тех случаях, когда
в правовой норме прямо говорится
об этом, а за покушение на
уголовный проступок уголовная
ответственность не предусмотрена
вообще. Ответственность за соучастие
наступает при совершении лицом преступления
или деликта, тогда как за соучастие в
налоговых проступках уголовная ответственность
наступает лишь в случаях прямого указания
на это правовой нормы.
Отметим, что налоговое
законодательство может предусматривать
многочисленные способы опосредованного
воздействия на нарушения налоговых
норм, суть которых состоит в
использовании в интересах казны
практики занижения налогоплательщиком
оценки объекта налогообложения.
Так, в ряде стран за налоговой
администрацией закрепляется право
преимущественной покупки товара
в том случае, если в декларации
указана явно заниженная стоимость.
Другая ситуация: суд должен установить
размер возмещения за ущерб,
причиненный имуществу налогоплательщика.
За основу судья может взять
налоговую декларацию, и если
налогоплательщик занизил в ней
стоимость своего имущества, то
и получаемая им в порядке
возмещения за причиненный ущерб
сумма будет меньше реальной
стоимости имущества.
В целях повышения
эффективности уголовных санкций
за налоговые правонарушения
законодательство устанавливает
особый порядок придания гласности
судебным приговорам и оповещения
общественности о наказании неплательщиков
налогов. Во Франции, например,
суд, рассматривающий дела о
сокрытии бухгалтерских данных
путем обмана, должен распорядиться
о полной или частичной публикации
приговора в официальной газете
"Журналь офисиель" и в других
газетах по его указанию. В
течение трех месяцев приговор
публикуется в разделе объявлений
для налогоплательщиков с последующим
его вывешиванием у входа в
учреждение, где работал осужденный.
Некоторые особенности
уголовно-правовой ответственности
за нарушение налогового законодательства
Характерной особенностью
уголовной ответственности за
уклонение от уплаты налогов
в странах англосаксонской системы
права является то обстоятельство,
что она наступает не только
для физических, но и для юридических
лиц (корпораций).
В контексте ответственности
юридических лиц за налоговые
и иные экономические преступления
на передний план выступает
проблема ответственности администрации
корпорации, ее главы и служащих.
Подходы к ее решению в национальных
законодательствах стран различны.
Искажения информации,
предназначенной для налоговых
органов.
Французский Общий
кодекс о налогах предусматривает
уголовную ответственность за
различные действия, направленные
на сокрытие бухгалтерских данных,
совершенные путем обмана. За
это установлено наказание в
виде штрафа или лишения свободы
на срок от одного года до
пяти лет.
В заключение можно
отметить, что во Франции наказывается
как оконченное преступление, выразившееся
в мошенническом искажении или
сокрытии данных, существенных для
налогообложения, так и покушение
на него.
3.2. Анализ ответственности
за совершение налоговых правонарушений
Во Франции основным
законодательным актом, регулирующим
вопросы ответственности за налоговые
преступления, является Общий кодекс
о налогах 1950 года (в редакции,
утвержденной Декретом N 90-798 от 10.09.90).
В Общем кодексе о налогах
можно выделить материальные
и процессуальные нормы налогового
деликтного права. Ответственность
за налоговые правонарушения
регулируется в книге "Взимание
налогов" в главе "Наказание"
(ст. 1725-1840). В Книге финансовых
процедур, являющейся составной частью
Общего кодекса о налогах, регламентируется
комплекс вопросов, связанных с установлением
самого налогового правонарушения, его
расследованием.
Наказание за налоговые
правонарушения в целях удобства
изложения условно разделим на
две категории - прямого и косвенного
воздействия. К первой группе
санкций относятся штрафы, конфискация
объектов обложения, которые пытались
скрыть, лишение свободы и т.д.
Причем некоторые из этих санкций
могут выступать одновременно
в качестве наказания, как за
совершенное преступление, так и
за различные правонарушения
неуголовного характера. Очевидно
различие штрафа, взыскиваемого
за недоплату налогов, и штрафа,
карающего представление ложных
сведений, связанное с обманными
действиями и сокрытием объекта
налогообложения. В последнем
случае штраф выступает как
уголовная санкция.
Налоговое законодательство
Франции отличается сложностью.
Налоговый кодекс вместе с
дополнениями и разъяснениями
представляют собой том в полторы
тысячи страниц.
Одних только статей
законов в нем насчитывается
более 4000. Немудрено, что рядовой
налогоплательщик может "заплутать"
в его лабиринтах. Однако презумпция
невиновности действует. Более
того, налоговые органы не расценивают
как преступление нарушения, не
превышающие пяти процентов подоходного
налога и 10 процентов - налога
на состояние.
И все же задолженность
необходимо будет заплатить с
процентами - 0,75 процентов в месяц.
Что же касается уклонения
от налогов, то оно довольно
жестко наказывается по французским
законам.
За опоздание с направлением
декларации в налоговое ведомство
взимается штраф в 10 процентов
от налоговой суммы.
Месяц опоздания может
закончиться 40-процентным штрафом.
В случае если вы не направите
декларацию, после повторного напоминания,
штрафная сумма увеличится еще
вдвое. Теоретически налогоплательщику
может грозить даже такое экзотическое
наказание, как лишение водительских
прав на срок до 3 лет. Злостное
уклонение от налогов грозит
тюремным заключением от одного
года до пяти лет и штрафом
от 5 тысяч до 250 тысяч, не считая
возвращения всей суммы и процентов за
просроченный период.
Чтобы заставить неплательщика
полностью рассчитаться с казной,
существуют и такие способы,
как наложение ареста на банковские
счета, зарплату и даже опись
имущества. Вместе с тем законодательство
предполагает для налогоплательщика
много возможностей для того,
чтобы оспорить решение налоговых
органов, вплоть до обращения
в судебные инстанции. Существуют
специальные методические разработки,
с помощью которых рядовой
француз может пробираться по
юридическим лабиринтам, растянув
рассмотрение своего дела на
срок до 10 лет.
Злостное уклонение
от налогов может повлечь за
собой тюремное заключение сроком
от 1 года до 5 лет и штраф от
5000 до 250 000 евро.
Особенность французского
налогового законодательства состоит
в том, что уголовная ответственность
за налоговые правонарушения
установлена не нормами уголовных
законов (кодексов), а нормативными
правовыми актами, входящими в
систему налогового законодательства.
Во Франции налоговые
санкции могут применяться только
по требованию налоговых властей:
никто, кроме налоговой администрации,
по французскому законодательству
не может преследовать в уголовном
и административном порядке за
совершение правонарушений налогового
характера.
Наряду с основными
санкциями за налоговые преступления
и проступки (лишение свободы,
уголовный арест, штраф и др.)
могут применяться и различные
дополнительные санкции (конфискация
имущества, приобретенного на
средства, сокрытые от налогообложения;
лишение прав на прибыль, которую
виновный мог бы получить по
сделке, совершенной до осуждения;
запрещение участвовать в публичных
торгах; запрет на работу в
государственных учреждениях; ограничения
в избирательных правах, а также
лишение иных гражданских прав
- носить оружие, быть опекуном, попечителем,
выступать свидетелем и т.д.). Неплательщиков
налогов суд может лишить водительских
прав (одно из самых ощутимых
и действенных наказаний на
Западе), а также права коммерческой
деятельности.
Так, по французскому
законодательству министр юстиции
и министр экономики и финансов
совместным приказом могут временно
запретить виновному лицу заниматься
непосредственно или через доверенных
лиц всякой коммерческой или
промышленной деятельностью (ст.
1750 Общего кодекса о налогах).
Таким образом, система
налоговой ответственности во
Франции берет за основу Европейский
подход, который отличается более
гуманным обхождением с нарушителями
налоговых норм. В последнее время
для европейского законодательства
стала характерной декриминализация
ряда санкций за налоговые
правонарушения, т.е. выделение их
из сферы уголовного права.
Вышеизложенное позволяет
сделать следующие выводы.
Налоговая система
Франции представляет собой очень
своеобразную совокупность налогов
и сборов. Она формировалась многие
десятилетия, отражая исторические
и культурные особенности страны.
В настоящее время система
обладает стабильностью в отношении
перечня взимаемых налогов и
сборов, правил их применения. Ставки
же налогов ежегодно пересматриваются
с учетом экономической ситуации
и направлении экономико-социальной
политики государства.
Среди главных черт
французской налоговой системы
следовало бы выделить такие,
как социальная направленность,
преобладание косвенных налогов,
особая роль подоходного налога,
учет территориальных аспектов,
гибкость системы в сочетании
со строгостью, широкая система
льгот и скидок, открытость для
международных налоговых соглашений.
Рассматривая налоговую
систему Франции в сравнении
с российской, можно говорить
о ее большей эффективности.
Многие ее достоинства почти
зеркально проецируются в область
проблем российской налоговой
системы: слабый территориальный
аспект, низкая собираемость, слабо
выраженные социальные функции,
противоречивость многих налогов.
Но здесь следует
учитывать период времени, в
течение которого развивались
системы. Российская налоговая
система только формируется. Ее
преимущества в том, что в
собственном развитии она может
использовать опыт многих стран
мира. И французский опыт также
был бы полезен.
Среди черт, которые
можно позаимствовать у французской
налоговой системы, можно в
первую очередь назвать социальную
направленность и территориальный
аспект.
Рассматривая налоги
Франции в международном аспекте,
можно отметить значительное
количество международных налоговых
соглашений. При всей самобытности
своей системы страна стремится
к сближению с налоговыми системами
других стран мира. Это является
положительной тенденцией в контексте
мировой налоговой гармонизации.