Инвестиционный потенциал
системы налогообложения Франции
предусматривает возможность использования
таких рычагов стимулирования
инвестиций, как ускоренную амортизацию
и вычеты из налогооблагаемой
прибыли в размере 10% прироста
инвестиций в развитие производства
и 50% прироста инвестиций в
научные исследования, что не
позволяет оценить его достаточно
высоко.
Отраслевой потенциал
анализируемой системы также
весьма невелик, поскольку ею
предусмотрены только льготы
по НДС для поощрения таких
социально важных отраслей экономики,
как производство продуктов питания,
медикаментов, строительство жилья,
общественный транспорт.
Региональный потенциал
французской системы налогообложения
также невысок в силу, во-первых,
отмеченных выше особенностей
государственного устройства этой
страны и, во-вторых, потому, что
соответствующие регуляторы регионального
развития в ней фактически
не представлены. Заметная тенденция
роста доли местных бюджетов
в консолидированном бюджете
Франции определяется не региональной
направленностью налоговой системы,
а усилением централизованного
перераспределения налоговых доходов
государственного уровня.
Налоги и сборы формируют
около 90% бюджета государства.
Основные виды налогов - косвенные,
прямые, гербовые сборы. Преобладают
косвенные налоги. 50% от косвенных
налогов составляют НДС. Существует
строгое деление на местные
налоги и налоги, идущие в центральный
бюджет.
Административно-территориальная
структура Франции включает 22 региона,
95 департаментов и 36 000 коммун. Это
определяет наличие различных
бюджетов и источников их поступлений.
Основные Федеральные
налоги: НДС, подоходный налог
с физических лиц, налог на
прибыль предприятий, пошлины
на нефтепродукты, акцизы (кроме
обычных продуктов к акцизным
относят: спички, мин. вода, услуги
авиатранспорта), налог на собственность,
таможенные пошлины, налог на
прибыль от ценных бумаг и
др.
Подоходный налог с
физических лиц во Франции
обеспечивает около 18% доходов
государственного бюджета, а его
главной особенностью является
то, что фискальную единицу представляет
собой не отдельный гражданин,
а семья. Кроме этого налога,
население делает две разновидности
социальных отчислений, которые
незначительны по объемам: 1,1% от
профессиональных доходов и 1%
от процентных доходов по вкладам
в финансово-кредитных структурах.
Существенно более
весомым является налогообложение
доходов юридических лиц (хозяйствующих
субъектов), которые помимо прогрессивного
налога на прибыль (ставка которого
от 10 до 42%, а наиболее распространенный
уровень - 34%) уплачивают налоги, исчисляемые
от расходов на оплату труда
[налог на профессиональное образование
(0,6%), налог на долгосрочную профессиональную
подготовку (1,5 - 2,3%) и налог на
жилищное строительство (0,65%)], что
в целом обеспечивает около
30% доходов государственного бюджета.
Налогообложение собственности
(имущества) во Франции также
ориентировано, главным образом,
на юридических лиц и включает
налог на имущество хозяйствующих
субъектов, взимаемый по прогрессивной
шкале (до 1,5% стоимости), налог на
земельный участок, а также
налог на автотранспорт и налог
на жилье, который уплачивают
и собственники жилья, и арендаторы.
В целом этот вид налогообложения
формирует менее 10% налоговых
доходов государства.
Главным источником
государственных доходов во Франции
являются акцизы и НДС, который
обеспечивает более 40% налоговых
бюджетных поступлений. Весьма
сложное нормативное обеспечение
этого налога включает четырехступенчатую
шкалу налоговых ставок, дифференцированную
по отдельным группам товаров
и услуг, а также ряд налоговых
освобождений. Методика определения
налогооблагаемой базы довольно
сложна, и трудно выбрать в определенных
случаях между уплатой НДС и подоходным
налогом в сфере финансов, в банковском
деле и некоторых других областях. Кроме
того, во французской системе налогообложения
применяются акцизы на отдельные товары
и услуги, являющиеся одними из немногих
видов налогов, платежи по которым зачисляются
непосредственно в местные бюджеты.
Основные местные налоги:
туристский сбор, налог на семью
(состоит из трех налогов: на
жилье, земельный налог на здания
и постройки, налог на землю),
налог на профессию, налог на
уборку территории, налог на использование
коммуникаций, налог на продажу
зданий. В целом, местные налоги
составляют 30% общего налогового
бремени, они же наполняют 40%
местных бюджетов.
Доля налогов в местном
бюджете - 40%, дотации государства
- 30%, остальные 30% - собственные поступления
и займы. Основной источник
налоговых поступлений местных
бюджетов (43%) - налог на профессию,
который уплачивается всеми предприятиями.
База налога - стоимость зданий, сооружений,
машин, оборудования и фонд
з/п. Рассчитывается следующим
образом:
- стоимость здания: 8% от
первоначальной стоимости, ежегодно
делается переоценка;
- стоимость оборудования
и имущества: 16% от первоначальной
стоимости, 18% от фонда оплаты
труда.
В зависимости от
экономической конъюнктуры государство
может компенсировать предприятию
часть налога двумя методами:
1) на прямую компенсируют коммуне
сокращение выплат предприятия;
2) компенсация выплачивается предприятию,
а предприятие вносит полный
налог. Коммуны для создания
рабочих мест могут уменьшить
или отменить этот налог для
конкретного предприятия. Налог
на профессию не связан с
результатами деятельности предприятия,
в определенной мере сдерживает
инвестиции в основные средства,
ограничивает прирост численности
занятых, в связи с чем и
критикуется. Три налога на
семью уплачивают все проживающие
на территории местного органа
управления. Каждая коммуна голосует
за свои ставки налога. Налог
на здания и постройки, в
основе которого их стоимость,
уплачивается всеми владельцами
этого вида собственности. Он
вносится по дифференцированным
ставкам в бюджет коммуны (большая
часть), департамента (0,5 взноса в
коммуну) и региона (3% от ставки
коммуны). Базой расчета налога
на жилье является оценка жилищного
фонда (проводилась в 70 году). Выделяют
8 категорий жилья. Налог слагается
из тарифа за один кв. метр,
надбавок за дополнительные удобства
и поправочного коэффициента, связанного
с территориальным расположением.
В стране насчитывается 25 млн.
человек - плательщиков этого
налога. Около 20% из них получают
государственную помощь на оплату
этого налога путем снижения
подоходного налога. Налог на
землю платят все землевладельцы.
База расчета - оценка стоимости
1 га земли или возможная стоимость
арендной платы. Местные налоги
выполняют перераспределительные
функции, однако бюджеты каждой
территориальной единицы независимы
друг от друга. Местное управление
имеет ограничения. Степень свободы
в принятии решений базируется
на законных актах по налогообложению
и директив республиканских и
региональных органов. Самофинансирование
регионов основано на принципе
бюджетного равновесия, то есть
местный бюджет не может быть
принят с дефицитом или излишком.
Поэтому первичным в бюджетном
планировании регионов является
определение расходов. Перераспределение
средств между коммунами осуществляется
департаментами, а из госбюджета
выделяются целевые субсидии
для выравнивания экономического
положения отдельных территорий.
Помощь государства осуществляется
путем предоставления льгот по
уплате налогов.
На 2004 г. в налоговую
систему Франции внесены изменения.
- Ставка подоходного
налога сокращена в среднем
на 3% (в 2003 г. она уже была
сокращена на 1%, и в 2002 г. - на 5%).
Максимальная ставка составляет
48,09% на доходы свыше 47932 евро
в год.
- Пособие для семей
со средними доходами, имеющих
работу (8,5 млн. семей), увеличено
на 20-36 евро (общая сумма - 500 млн.
евро). Введено единовременное пособие
для людей, нашедших работу
в 250 евро.
- Сумма вычетов из
налогооблагаемой базы на содержание
детей, уход за престарелыми
возросла с 7400 до 10000 евро.
- 600 тыс. пожилых людей
получили дополнительные налоговые
вычеты в 3000 евро. В их отношении
действуют также и другие льготы.
- На 2,5 цента за литр
повысились налоги на бензин.
Полученные дополнительные 800 млн.
евро направлены на уменьшение
задолженности французских ж/д
сетей (RFF).
- Социальные вычеты для
работодателей сократились на 1,2
млрд. евро.
- Предприятия могут списывать
свои убытки в течение неограниченного
времени (было - 5 лет).
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что
налоговая система Франции с
точки зрения организации государственных
финансов представляет собой
жестко централизованную систему,
построенную на государственном
и местном уровнях.
1.2. Специфика организации
налогового администрирования в налоговой
системе Франции
Все меры по налогообложению
находятся в компетенции Парламента
(Национальная Ассамблея). Там ежегодно
уточняются ставки. Для французской
системы характерна жесткая законодательная
регламентация, сочетающаяся, вместе
с тем, с гибкостью. Правила
применения налогов стабильны
в течение ряда лет.
Французские налоги
взаимоувязаны в целостную систему,
в которой существует механизм
защиты от двойного налогообложения.
Местные органы имеют достаточно
широкие права в этой области,
но ограничены рядом условий.
В течение ряда последних лет
наблюдается тенденция снижения
ставок с одновременным расширением
базы за счет отмены льгот
и привилегий. Организацией налогообложения
в стране занимается налоговая
служба, функционирующая в составе
Министерства экономики, финансов
и бюджета. Ее возглавляет Главное
налоговое управление. В его подчинении
находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы
в налоговых центрах (их 830) и
в 16 информационных центрах. Налоговые
центры рассчитывают налоговую
базу по каждому налогу, собирают
платежи и контролируют правильность
уплаты.
В структуре Главной
налоговой инспекции Министерства
экономики, финансов и промышленности
Франции существуют три крупных
организации, осуществляющих контроль
на общенациональном уровне: Национальная
дирекция налоговых расследований
(DNEF), Дирекция национальных и
интернациональных проверок (DVNI), Национальная
дирекция проверок налоговых
ситуаций (DNVSF). Кроме того, существуют
управления в регионах и департаментах,
проверяющие средних и мелких
налогоплательщиков.
Государство старается
помогать своим служащим: налоговые
ведомства во Франции оснащены
по последнему слову техники.
У чиновников имеется мощная
банковская информационная машина.
К ним стекается информация
о каждом открытом счете, о
каждом крупном переводе денег,
что формально может стать
поводом для более детальной
проверки декларации, заполненной
самим налогоплательщиком.
Также у налоговых
инспекторов есть доступ к
базам данных по земельному
налогообложению, по налогам на
жилье и даже к таким "экзотическим",
как базы данных о наличии
скаковых лошадей, яхт, самолетов.
Сюда же поступает информация
о покупках автомобиля, недвижимости
и о декларациях, которые заполняет
налогоплательщик при приеме
на работу.
Во Франции налоговая
служба включает три уровня:
- национальный уровень
(Управление национальных и международных
проверок, Управление проверок налогового
положения, Национальное Управление
налоговых расследований);
- региональный уровень (Управление
Центрального региона);
- низовое звено (налоговые
управления департаментов).
A- Управление национальных
и международных проверок (DVNI)
DVNI был призван заменить
бывшие специализированные управления
расследований и национальных
проверки (EVN) в вопросе о подоходном
налоге и в отчислениях от
прибылей, а так же в вопросе
о налогах с оборота.
Полномочия
DVNI осуществляет функции
контроля, одновременно с другими
компетентными службами, на всей
национальной территории, и вне
территории для организаций, подлежащих
налогообложению прибыли в соответствии
с международным договором, (Общий
Кодекс законов о налогах, статья
209) или в ходе координированных
организованных проверок в рамках
международной помощи.
У нее в качестве
главной миссии является сбор
сведений и контроль за любыми
налогами, сборами и пошлинами,
уплачиваемыми физическими или
юридическими лицами, какой бы
ни была их юридическая форма,
каким бы ни было место регистрации
или юридический адрес.
Компетенция
Компетенция Управления
национальных и международных
проверок в вопросе о проверках
бухгалтерского учета ограничена
наиболее важными предприятиями.
Этот важный критерий был определен:
- в зависимости от
суммы оборота. Лимит оборота
и список предприятий, проверка
которых принадлежит DVNI, пересматриваются
через год Главным управлением,
по предложению DVNI.
- в зависимости от
географического положения (функции
распространяется на некоторые
региональные округа, на целую
национальную территорию или
за границей);
- в зависимости от
осуществляемой деятельности (банки,
финансовые учреждения, занимающиеся
капиталовложением, страховые компании,
и т.д.).
Учитывая большое число
предприятий, подведомственных DVNI,
некоторая часть полномочий может
быть предоставлена региональным
управлениям.
B- DNEF (Национальное Управление
налоговых расследований)
Национальное Управление
налоговых расследований действует
на всей территории страны
одновременно с другими компетентными
налоговыми службами. В его компетенцию
входит:
- Исследование сведений,
необходимых для исчисления налоговой
базы, для контроля и для взимания
всякого рода налогов;
- Выявление и констатация
нарушений законодательства, налоговых
и экономических регламентаций
и наказания за их нарушение;
- Контроль за любыми
налогами, сборами и пошлинами,
уплачиваемыми физическими или
юридическими лицами, какой бы
ни была их юридическая форма,
каким бы ни было место регистрации
или юридический адрес.
- Выполнение частных
функций в сотрудничестве с
другими службами.
DNEF наделен, кроме того,
следующими различными функциями:
- Составление и распространение
документации, предназначенной для
налоговых служб, которым поручены
миссии налоговых проверок;
- Выполнение расследований
и частных поручений по просьбе
Главного Налогового Управления;
- Участие в расследованиях,
проводимых центральной службой
в вопросе о борьбе против подлога и уклонения
от уплаты налогов.
Ресурсы, предоставленные
DNEF
- Отделы документации
и поиска
- Бригада систематических
исследований
- Бригада дознания и
проверки фактов путем сопоставления
- Ячейка эксплуатации
печати, которая анализирует на
национальном уровне ежедневную,
еженедельную или месячную прессу,
а так же другую профессиональную
журналистику;
- Ячейка обработки данных,
которая обеспечивает управление
файлами и электронными носителями
управления;
- Бригада общих проверок,
позволяет обеспечить, в конкретных
обстоятельствах, немедленный непосредственный
контроль за некоторыми налогоплательщиками.
C- Национальное управление
проверок налоговых ситуаций (DNVSF)
Полномочия
DNVSF функционирует на
всей территории страны, одновременно
с другими компетентными налоговыми
службами, осуществляя контроль
за любыми налогами, сборами и
пошлинами, уплачиваемыми физическими
или юридическими лицами, какой
бы ни была их юридическая
форма, каким бы ни было место
регистрации или юридический
адрес.