Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:08, курсовая работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы регулирования налоговых преступлений.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «налоговые преступления»;
- изучить последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям;
Введение
1.Налоговые преступления в соответствии с Российским законодательством
1.1.Незаконное предпринимательство и неуплата налогов
1.2.Общественная опасность
1.3.Налоговая декларация и предоставление иных документов
1.4.Субъект преступления (статья 198 УК РФ)
1.5.Субъект преступления (статья 199 УК РФ)
1.6.Субъект преступления (статья 199.1 УК РФ)
1.7.Субъект преступления (статья 199.2 УК РФ)
1.8.Прямой умысел
1.9.Подделка документов
1.10.О доказательствах
1.11.Проблемы преюдиции
1.12.О специальных знаниях
2.Последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
3. Эволюция регулирования уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений в Российской Федерации
4. Изменение в практике применения налоговых статей УК РФ от 29.12.2009
Заключение
Список использованной литературы
Однако, возбуждение уголовного дела еще не означает однозначного лишения свободы или другого наказания.
Во-первых, судебная практика показывает, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Исключения составляют только громкие резонансные дела. В обычной ситуации реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Заключение под стражу на время предварительного следствия в качестве меры пресечения также может быть применено только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 108 УПК РФ.
Во-вторых, согласно УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при этом юридически не закреплено, какие данные являются достаточными, а какие нет. Это позволяет правоохранительным органам возбуждать уголовные дела при наличии спорных и неоднозначных оснований предполагать, что генеральным директором организации совершено уклонение от уплаты налогов. Но вот направить в суд уголовное дело можно только после сбора совокупности доказательств, однозначно изобличающих руководителя организации в совершении налогового преступления. В результате далеко не во всех случаях по результатам расследования уголовное дело направляется в суд.
В-третьих, УПК РФ позволяет следователям для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий возбуждать перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого. Однако по уголовным делам налоговой направленности подобные меры практически не применяются, что позволяет руководителю организации до вынесения приговора и удовлетворения гражданского иска от потерпевшей стороны (государства) принять меры по минимизации имущественных потерь при дальнейшем осуществлении исполнительного производства судебными приставами. [14]
Уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов, как правило, возбуждается в отношении генерального директора организации, который является подозреваемым в совершении данного преступления. В некоторых случаях уголовное дело может быть возбуждено в отношении генерального директора и главного бухгалтера организации.
В ходе расследования уголовного дела следователем или оперативными сотрудниками по поручению следователя проводятся следующие следственные действия.
Допрос
При расследовании уголовных дел следователь в обязательном порядке допрашивает генерального директора и главного бухгалтера организации в качестве подозреваемых или обвиняемых (после предъявления обвинения). Также в ходе расследования уголовного дела допрашиваются и иные лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.
Обыск
Как правило, обыски проводятся в офисных помещениях организации, а также по месту жительства генерального директора, главного бухгалтера и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому уголовному делу.
Обыск в офисных помещениях производится на основании постановления следователя, обыск в жилище – на основании судебного решения.
Обыски проводятся в целях изъятия оригиналов документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Зачастую обыск в офисных помещениях с точки зрения сбора доказательств носит формальный характер, так как документы могут быть изъяты еще в ходе проведения доследственной проверки. Как показывает практика, достаточно часто доказательства обнаруживаются в ходе обысков по месту жительства генерального директора и главного бухгалтера организации. В настоящее время обнаружить в ходе обыска в офисе организации печати проблемных контрагентов или черновые записи сотрудникам правоохранительных органов удается крайне редко, что нельзя сказать о квартирах генерального директора и особенно главного бухгалтера.
В отдельных случаях в целях обнаружения и изъятия предметов и документов может быть производен личный обыск подозреваемого (обвиняемого).
Выемка
В случае если необходимо осуществить изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела (если следствию точно известно, где и у кого они находятся), следователь может принять решение о производстве выемки предметов и документов. Как правило, при расследовании уголовных дел налоговой направленности осуществляется выемка документов в организациях, налоговых инспекциях и банках.
Контроль и запись переговоров
На основании судебного решения может быть осуществлен контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц. Поэтому рекомендуем руководству организации избегать разговоров, содержание которых может быть использовано в качестве доказательства по уголовному делу.
Почерковедческая судебная экспертиза
По уголовным делам налоговой направленности следователи могут получить у подозреваемого (обвиняемого), а также иных лиц образцы почерка и подписи для проведения в дальнейшем экспертизы, направленной на установление лиц, которыми подписывались документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность организации, черновые записи и т. д. Также экспертиза проводится для подтверждения того, что лица, являющиеся согласно правоустанавливающим документам руководителями и учредителями организаций-контрагентов, налоговую отчетность и документы по финансово-хозяйственной деятельности данных организаций не подписывали, а подписи выполнены за них иными лицами.
Судебная налоговая экспертиза
Для окончательного определения суммы неуплаченных налогов и расчета процентного соотношения неуплаченных налогов к общей сумме налоговых платежей на основании постановления следователя назначается судебная налоговая экспертиза. Производство экспертизы поручается, как правило, экспертам экспертно-криминалистических подразделений МВД или сторонним экспертам, имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности. [17]
В результате расследования уголовного дела, возбужденного по факту уклонения от уплаты налогов, могут быть приняты следующие решения:
- направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением;
- приостановление предварительного следствия;
- прекращение уголовного дела и уголовного преследования.
3. Эволюция регулирования уголовной ответственности за
совершение налоговых преступлений в Российской Федерации
Первый этап. Уголовный кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от 13.06.1996г. В первой редакции УК РФ 1996 года была предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере, совершенное путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения. При этом крупным размером признавалась сумма сокрытых налогов, превышающая 1000 МРОТ. Согласно ч. 2 ст. 199 УК РФ уголовная ответственность была предусмотрена за неоднократное уклонение от уплаты налогов. Санкция ст. 199 УК предусматривала лишение свободы на срок до трех лет (ч. 1 ст. 199 УК РФ) и до пяти лет (ч. 2 ст. 199 УК РФ).
Второй этап. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» N 92-ФЗ от 25 июня 1998 г.
Данным Федеральным законом была расширена диспозиция ст. 198 и 199 УК РФ. В частности, новая редакция ст. 199 УК РФ предусматривала ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное не только путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, но и иным способом. Такая редакция статьи позволяла более эффективно бороться с различными схемами уклонения от уплаты налогов.
Также была ужесточена уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений. Санкция ст. 199 УК РФ предусматривала лишение свободы на срок до четырех лет (ч.1 ст.199 УК РФ) и до семи лет (ч.2 ст.199 УК РФ). При этом была расширена санкция ч. 2 ст. 199 УК РФ, впервые был установлен особо крупный размер уклонения от уплаты налогов или страховых взносов, который составлял 5000 МРОТ.
Кроме того, к ст. 199 УК РФ было добавлено примечание, согласно которому лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождалось от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
Третий этап. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
Принятым законом в очередной раз была изменена диспозиция ст. 198 и 199 УК РФ. Согласно принятой редакции ст. 199 УК РФ уголовная ответственность наступала за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. [24]
Суммы уклонения от уплаты налогов были впервые установлены не в МРОТ, а в абсолютных цифрах. Также впервые был введен обязательный расчет доли неуплаченных налогов в случае уклонения от уплаты на сумму от 500 000 до 1 500 000 руб. по ч. 1 (более 10% подлежащих уплате сумм налогов) и от 2 500 000 до 7 500 000 руб. по ч. 2 (более 20% подлежащих уплате сумм налогов). При этом были сохранены и так называемые “безусловные” суммы налогов, за сокрытие которых налогоплательщик подлежал привлечению к уголовной ответственности (1 500 000 руб. по ч. 1; 7 500 000 по ч. 2). Сумма уклонения от уплаты налогов должна была рассчитываться за период в пределах трех финансовых лет подряд. Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений была смягчена. Санкция ст. 199 УК РФ предусматривала лишение свободы на срок до двух лет по ч. 1 и до шести лет по ч. 2. При этом была сокращена санкция ч. 2 ст.199 УК РФ. Привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 199 УК РФ подлежали налогоплательщики, совершившие уклонение от уплаты группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере.
Кроме того, при этом было отменено примечание к ст. 199 УК РФ, согласно которому лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождалось от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Также УК РФ был дополнен новыми статьями, регламентирующими уголовную ответственность за «неисполнение обязанностей налогового агента» (ст. 199.1 УК РФ) и за «cокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» (ст. 199.2 УК РФ).
Четвертый этап. Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». Последними поправками в ст. 198 и 199 УК РФ увеличены суммы налогов, за сокрытие которых наступает уголовная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 199 УК РФ крупным размером признана сумма, превышающая за период трех лет подряд 2 000 000 руб. (ранее – 500 000 руб.) при условии, что доля неуплаты превышает 10%, подлежащих уплате сумм налогов, либо составляет 6 000 000 руб. (ранее – 1 500 000 рублей).
Согласно ч. 2 ст. 199 УК РФ особо крупным размером признана сумма, превышающая за период трех лет подряд 10 000 000 руб. (ранее – 2 500 000 руб.) при условии, что доля неуплаты превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов, либо составляет 30 000 000 руб. (ранее – 7 500 000 руб.).
Впервые законодатели оставили без изменения санкции налоговых статей, т. е. сохранили в неизменном виде ответственность за совершение налоговых преступлений.
Снова введено примечание к ст. 199 УК РФ, согласно которому налогоплательщик, впервые совершивший налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если им полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. В УПК РФ прописан порядок взаимодействия следственных подразделений с налоговыми органами при расследовании уголовных дел налоговой направленности. Ограничена возможность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения по налоговым статьям УК РФ. Также с 01.01.2011 г. предусмотрено изменение подследственности по уголовным делам, возбужденным по ст. 198–199.2 УК РФ.
4. Изменение в практике применения налоговых статей УК РФ от 29.12.2009
29.12.2009 г. принят Федеральный закон №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в НК РФ, УК РФ и УПК РФ и т.д.
1.Увеличение сумм привлечения к ответственности
Согласно принятым к ст. 199 УК РФ поправкам с 01.01.2010 г. уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, которым признается сумма, превышающая за период трех лет подряд 2 000 000 руб. (ранее – 500 000 руб.), при условии, что доля неуплаты превышает 10%, подлежащих уплате сумм налогов, либо составляет 6 000 000 руб. (ранее – 1 500 000 руб.).
Принятые поправки должны будут привести к сокращению количества уголовных дел, возбужденных по ст. 199 УК РФ. Безусловно, количество уголовных дел снизится, но не значительно. Станет больше уголовных дел, возбужденных по ч. 1 ст. 199 УК РФ.
При выявлении сумм уклонения от 2 000 000 до 10 000 000 руб. уголовные дела будут возбуждаться по ч. 1 ст. 199 УК РФ.
2.Деятельное раскаяние
К ст. 198–199.1 УК РФ добавлено примечание, согласно которому налогоплательщик, впервые совершивший налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если им полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Глава 4 УПК РФ также дополнена ст. 28.1, предусматривающей прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198–199.1 УК РФ, и с его согласия, в случае, если до окончания предварительного следствия причиненный бюджетной системе РФ ущерб в виде недоимки, штрафа, пени, возмещен в полном объеме.