Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить теоретические основы регулирования налоговых преступлений.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие «налоговые преступления»;
- изучить последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям;

Содержание

Введение
1.Налоговые преступления в соответствии с Российским законодательством
1.1.Незаконное предпринимательство и неуплата налогов
1.2.Общественная опасность
1.3.Налоговая декларация и предоставление иных документов
1.4.Субъект преступления (статья 198 УК РФ)
1.5.Субъект преступления (статья 199 УК РФ)
1.6.Субъект преступления (статья 199.1 УК РФ)
1.7.Субъект преступления (статья 199.2 УК РФ)
1.8.Прямой умысел
1.9.Подделка документов
1.10.О доказательствах
1.11.Проблемы преюдиции
1.12.О специальных знаниях
2.Последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
3. Эволюция регулирования уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений в Российской Федерации
4. Изменение в практике применения налоговых статей УК РФ от 29.12.2009
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

налоговые преступления курсовик РГТЭУ.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что освобождение от уголовной ответственности в случае полного возмещения причиненного ущерба уже вводилось в 1998 г., после чего отменялось в 2003 г.

По мнению экспертов, говорить о том, что данная норма будет эффективно работать, было бы опрометчиво. Дело в том, что большинство налогоплательщиков будет просто не в состоянии уплатить вменяемые суммы сокрытых налогов. Увеличение сумм по ст. 199 УК РФ приведет к тому, что контролирующие органы будут вынуждены выявлять и документировать максимально возможные суммы сокрытых налогов, что сделает невозможным их добровольное погашение.

Кроме того, действие данной нормы распространяется только на налогоплательщиков, впервые совершивших налоговое преступление. Получается, если руководитель организации добровольно погасил выявленную недоимку за 2009 г. вместе с пенями и штрафами, он будет освобожден от уголовной ответственности. Но если впоследствии у налогоплательщика выявят недоимку за 2010 г., он будет привлечен к уголовной ответственности.

3.Усиление взаимодействия налоговых и правоохранительных органов

По мнению экспертов, наибольшие негативные последствия могут повлечь изменения, касающиеся порядка взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при расследовании уголовных дел налоговой направленности.

До внесения поправок сотрудники правоохранительных органов могли проводить оперативно-розыскные мероприятия и расследовать уголовные дела налоговой направленности без привлечения налоговой инспекции. В случае необходимости проводились совместные выездные налоговые проверки. Однако на практике это происходило редко, так как представители обоих ведомств предпочитали работать по отдельности.

Уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере возбуждались следственными подразделениями МВД России на основании решения налогового органа или на основании данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом в случае возбуждения уголовного дела на основании данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, следственные органы не были обязаны привлекать налоговый орган при проведении следственных действий.

Сумма уклонения от уплаты налогов определялась на основании судебной налоговой экспертизы, при этом штрафы и пени налогоплательщику не начислялись. После завершения расследования уголовное дело направлялось в суд, и виновное лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Теперь же, в случае если уголовное дело возбуждается на основании данных, собранных в результате оперативно-розыскных мероприятий, следственный орган в рамках уголовного дела обязан привлекать налоговой орган для установления сумм уклонения от уплаты налогов и расчета штрафов и пеней.

Последствия данных изменений могут серьезно осложнить жизнь налогоплательщикам, так как совместные мероприятия налоговых и правоохранительных органов всегда вызывали наибольшую трудность при организации юридической защиты.

4.Сохранение так называемых «безусловных» сумм уклонения от уплаты налогов.

Если налогоплательщик уклонился от уплаты налогов на сумму свыше 2 000 000 руб., его могут привлечь к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 199 УК РФ, только если доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов.

Следовательно, если организация заплатила 95 000 000 из 100 000 000 руб. налогов, подлежащих уплате, то руководитель данной организации не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Но если сумма уклонения составит 6 000 000 руб., руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности. При этом если руководитель организации умышленно уклонился от уплаты всех налогов с организации, не заплатив ни копейки в бюджет, но сокрытая сумма налогов составила 1 990 000 руб., то он не является преступником.

Анализ изменений, внесенных в ст. 198–199.1 УК РФ с момента принятия УК РФ, свидетельствует о том, что проблема установления эффективной меры ответственности за совершение налоговых преступлений до настоящего времени не решена. Это уже третьи по счету изменения в ст. 198–199 УК РФ. Уголовная ответственность за налоговые преступления то ужесточается, то смягчается. [24]

Определяющим фактором при установлении ответственности за уклонение от уплаты налогов должен являться именно  процент сокрытых налогов к сумме фактически уплаченных. Привлекать налогоплательщика к уголовной ответственности имеет смысл, только если он систематически уклоняется от уплаты значительной части налогов, подлежащих уплате.

Также следует отметить, что установленная ст. 199 УК РФ сумма в 2 000 000 руб. является не соразмерной с суммами ущерба, предусмотренными целым рядом статей УК РФ за совершение экономических преступлений. Например, менеджер организации, присвоивший себе 100 000 руб., может быть приговорен к реальному лишению свободы на несколько лет. Руководитель этой же организации за осознанное и систематическое уклонение от уплаты налогов на сумму 1 990 00 руб. не подлежит привлечению к уголовной ответственности, даже если он при этом не заплатил ни копейки налогов.

Поэтому, по мнению экспертов, необходимо или пересмотреть суммы ущерба по экономическим преступлениям в сторону их значительного увеличения, что может привести к всплеску экономической преступности, или принципиально пересмотреть вопросы ответственности за совершение налоговых преступлений. Уголовная ответственность должна применяться ко всем налогоплательщикам только за систематическое умышленное уклонение от уплаты налогов.

5.Ограничение возможности применения заключения под стражу в качестве меры пресечения по налоговым статьям УК РФ

В ст. 108 УПК РФ внесено дополнение, согласно которому заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, при отсутствии следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Следует отметить, что и до внесения данного дополнения заключение под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершение налоговых преступлений практически не применялось. Подобные случаи были единичны (1-3%). Один из них связан со смертью в больнице следственного изолятора «Матросская Тишина» сотрудника британской юридической фирмы Firestone Duncan С.Л. Магнитского, представлявшего интересы инвестиционного фонда Hermitage Capital. Внесение данного дополнения к ст. 108 УПК РФ можно расценивать как реакцию властей  на произошедшую трагедию.

Учитывая сложившуюся практику, внесенное дополнение большого значения для рядовых налогоплательщиков не имеет, так как вероятность оказаться за решеткой на время расследования уголовного дела по ст. 199 УК РФ и раньше была минимальной.

6.Изменение подследственности

С 1 января 2011 г. предварительное следствие по уголовным делам, возбужденным по ст. 198–199.2 УК РФ, производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. Ранее сбор информации в ходе оперативно-розыскных мероприятий осуществляли оперативные сотрудники милиции, а решение о наличии в собранных материалах достаточных данных для возбуждения уголовного дела принимали милицейские следователи, они же осуществляли расследование уголовных дел налоговой направленности.

Изменение подследственности предполагает большую объективность при рассмотрении материалов доследственных проверок и расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 198–199.2 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.

Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.

Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Уголовный кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ, часть 1, часть 2

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

4. Челышева О.В., Феськов М.В. Расследование налоговых преступлений. СПб., 2001.

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 г. № 9-П «По делу о проверки конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского, и Н.И. Таланова».

6. Захаров Г.К. Современное понимание налоговых преступлений: постановка проблемы // Иваново-Вознесенский юридический вестник. 2005. № 2.

7. Лопашенко Н.А. Спорные аспекты понимания и квалификации налоговых преступлений (в порядке инициирования дискуссии) // Юрист. 2001. № 6.

8. Кучеров И.И. Налоговые преступления М.: Учеб.-консультац. центр ЮрИндро, 1997.

9. Верин В. П. Преступления в сфере экономии. М., 1999.

10. Пепеляев С.Г. Комментарий к Постановлению Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговый выгоды». М., 2007

11. Организация предпринимательской деятельности и основы выявления налоговых преступлений и правонарушений: учебно-методическое пособие. М.:  МАИ, 1996.

12. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 2006. С. 298; Российское уголовное право. Общая часть: Учеб. под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2009

13. Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. - М.: Экзамен, 2001

14. Могусев А.В. Актуальные проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления (Обзор выступлений на заседании Налогового клуба) // Ваш налоговый адвокат. 2007. № 7.

15. Клепицкий А.И. Налоговые преступления в уголовном праве России: эволюция продолжается // Закон. 2007. № 7.

16. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

17. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. М., 2003.

Информация о работе Налоговые преступления