Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.
Введение
Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире
Роль и значение косвенных налогов в экономике
2.1 Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах
2.2 Акцизное налогообложение
2.3 Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин
Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины
Заключение
Список использованных источников
Министерство сельского
Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им.Петра I»
Кафедра налогов и права
Курсовая работа
на тему: «Рост фискального значения косвенных
налогов
на современном этапе»
вечернего отделения
Воронеж
2012
Содержание
Введение
2.1 Значение налога на
Заключение
Список использованных источников
Введение
В Российской
Федерации продолжается процесс
формирования новой налоговой системы,
адекватной условиям рыночной экономики.
Задачи стимулирования реального сектора
экономики и соблюдения социальной
справедливости в системе налогообложения
пока что реализуются не в полной
мере. Сложившаяся структура
В связи с делением налогов на прямые и косвенные в финансовой науке до сих пор продолжаются острые дискуссии о целесообразности и обоснованности такого деления, о количественном соотношении указанных групп налогов, об их преимуществах и недостатках, о переложении и конечном носителе налогового бремени, о составе косвенных налогов. В советский период развития нашей страны, когда, по сути, отрицалось существование косвенных налогов из-за их регрессивного, социально несправедливого, «антинародного» характера, уровень теоретических исследований названных вопросов находился на недостаточно высоком уровне.
Переход к рыночным отношениям и введение налоговой системы, включающей множество прямых и косвенных налогов, обусловили необходимость проведения научных исследований в данном направлении.
Однако за короткий период существования новой налоговой системы российская финансовая наука еще не достигла существенных результатов в исследовании и решении перечисленных выше проблем. Сегодня явно
недостаточно работ, посвященных современным проблемам функционирования косвенных налогов. В этой связи обращение автора к изучению теоретических и практических аспектов косвенной формы налогообложения представляется весьма актуальным.
Степень разработанности проблемы. Среди наиболее известных авторов, внесших значительный вклад в изучение вопросов косвенного налогообложения, правомерно выделить А. Вагнера, К. Викселя, С. Вобана, Д. Кейнса, А. Лаффера, Д. Локка, А. Маршалла, Р. Масгрейва, Л. Миллера, Дж. Милль, Ш. Монтескье, Ф. Нитти, В. Петти, А. Пигу, К. Pay, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, Ж. Сей, А. Смита, Дж. Стиглица, А. Тюрго, М. Фридмана, Д. Хикса, Л. Штейна и др.
Вопросы сущности и значения косвенных налогов рассмотрены в трудах российских учёных-экономистов А. Александрова, А. Бирмана, М. Боголепова, Б. Болдырева, А. Буковицкого, Н. Бунге, С. Витте, Э. Вознесенского, Т.Володиной, П. Гензеля, И. Горлова, В. Дьяченко, С. Иловайского, И. Караваевой, И. Кулишера, В. Лебедева, П. Мигулина, В. Микеладзе, Д. Миропольского, И. Озерова, Е. Осокина, К. Плотникова, В. Пушкаревой, В. Родионовой, М. Романовского, Б. Сабанти, Э. Селигмана, М. Соболева, А. Соколова, Г. Соловея, В. Твердохлебова, А. Тривуса, Н. Тургенева, Т. Юткиной, И. Янжула и др.
Вместе с тем, несмотря на проводимые исследования проблем теории и практики косвенного налогообложения, анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет сделать вывод о том, что многие вопросы, касающиеся функционирования косвенных налогов, их роли в регулировании развития экономики и социальной сферы, в формировании доходной базы бюджетов разных уровней, нуждаются в дальнейшей разработке.
Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения
социально-экономической
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска
направлений реформирования и разработки
предложений по совершенствованию
косвенной формы
Объектом исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии.
Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения.
Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире
Налог это
обязательный взнос, осуществляемый плательщиком
в бюджет определенного уровня или
во внебюджетные фонды. Порядок внесения
и размер суммы взноса устанавливается
законодательством. С помощью налогов
определяются взаимоотношения
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Российская система налогообложения на притяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Налоги
возникли с появлением государства
как один из методов мобилизации
денежных средств. На ранних этапах исторического
развития они взимались с населения
и имели либо натуральную форму,
либо форму трудовых повинностей. Вместе
с доходами в виде дани, контрибуции
(т.е. неналоговыми доходами) государство
покрывало налогами свои расходы. Но
с увеличением территорий, ростом
экономической и политической мощи
государство начинает взимать налоги
со своих подданных. С развитием
товарно-денежных отношений налоги
приобретают преимущественно
По мере развития государства возникла «светская» десятина1, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.
Позже Римской, Греческой и Византийской стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а позже все более систематический прямой налог.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала басками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам, или содержание посла Орды с огромной свитой.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей.
Несколько упорядочена налоговая система была в царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. Введенный для поправки финансового положения косвенный налог - акциз на соль - вскоре был временно отменен, т.к. начались народные соляные бунты среди беднейшего населения России. Началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Эпоха Петра I (1672 - 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до налога на усы и бороды.
На протяжении
XIX в. главным источником доходов
государства Российского
В восьмидесятых
годах XIX в. наряду с общей отменой
подушной подати стало внедряться подоходное
налогообложение. Был установлен налог
на доходы с ценных бумаг. Затем государственный
квартирный налог. Действовали пошлины
с имущества, переходящего по наследству
или по актам дарения, паспортные
сборы, в том числе с заграничных
паспортов. Облагались полисы по страхованию
от пожаров. Среди косвенных налогов
в XIX в. крупные доходы Российскому
государству давали акцизы на табак,
сахар, керосин, соль, спички, прессованные
дрожжи, осветительные нефтяные масла
и ряд других товаров. Значительными
были поступления от производства и
торговли алкогольными напитками. Но система
акцизов, как и таможенные пошлины,
имела отнюдь не только фискальный
характер. Она обеспечивала государственную
поддержку отечественным
Информация о работе Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе