Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.
Введение
Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире
Роль и значение косвенных налогов в экономике
2.1 Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах
2.2 Акцизное налогообложение
2.3 Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин
Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины
Заключение
Список использованных источников
Что касается установления автоматической индексации специфических ставок акцизов, то подобная норма должна содержаться в Налоговом Кодексе, а базой для индексации должен служить официально публикуемый показатель, основанный на статистике Госкомстата или другого государственного органа.
Налоговое событие, момент возникновения налогового обязательства (дата реализации) и срок уплаты налога. Налоговым событием, событием, которое служит основанием для возникновения обязательств по акцизу, является производство подакцизного товара или его ввоз на таможенную территорию России. Моментом возникновения обязательства (датой реализации), событие, при наступлении которого у налогового органа появляется право требовать расчета и исполнения обязательств по акцизу, должен являться момент выпуска товара с территории таможенного склада, территории на которой подакцизный товар был произведен или момент обнаружение недостачи, кроме последовавшей в результате форс-мажорных обстоятельств.
Для автомобилей датой
Налоговым событием по акцизу для некоторых видов минерального сырья является момент извлечения из недр. Моментом возникновения обязательства по данного рода подакцизным товарам (датой реализации) является их отгрузка для транспортировки.
Налогоплательщик уплачивает в налоговый орган начисленную сумму налога, по истечение определенного периода с момента возникновения обязательства по акцизу (даты реализации), кроме табачных изделий, маркируемых акцизными марками, по которым обязательство было исполнено в полной мере путем приобретения акцизных марок.
Способы уплаты акциза. По нашему мнению, следует в значительной степени увеличить использование гарантий аккредитованных банков и страховых компаний для обеспечения своевременности и полноты уплаты налога. Использование акцизных марок следует ограничить некоторыми видами табачной продукции и алкогольной продукцией.
Для товаров, к которым неприменима система акцизных марок, а также для алкогольной продукции и табачных изделий, к которым неприменима маркировка с помощью акцизных марок, может быть признано целесообразным ввести авансовый вмененный платеж, равный обязательству по акцизу на объем складированного на территории производства подакцизного товара или на объем фактически импортированного товара, независимо от того, будет ли он в дальнейшем экспортирован с территории РФ, использован в качестве сырья, в том числе давальческого, для производства других товаров на территории РФ или потреблен на территории РФ. В качестве альтернативы подобному методу может быть использованы гарантии аккредитованных банков или страховых компаний по уплате причитающихся сумм акцизов.
Каждый вид подакцизного товара, для которого является приемлемым приобретение акцизных марок в качестве платежа по акцизам, должен иметь свой вид акцизной марки с указанием наименования продукта или категории, к которой продукт отнесен для целей налогообложения. В дальнейшем может быть также рассмотрен вопрос о дифференциации акцизных марок по регионам. В этом случае продажа подакцизных товаров, акцизы с которых уплачиваются с помощью акцизных марок, будет ограничена регионом, чья марка наклеивается на изделие. Данный порядок позволит контролировать перемещение товаров по территории страны, а также обеспечит поступление акцизов, в части, направляемой в территориальный бюджет, в бюджет того региона, на территории которого осуществляется розничная реализация.
Кредитование (вычеты) уплаченного акциза. При использовании в производстве подакцизного товара другого подакцизного товара необходимо применять систему зачета уплаченного акциза по входящим материалам и сырью, в том числе давальческому, по которым акциз уплачен его собственниками, в счет обязательств по акцизу на производимый подакцизный товар. В то же время, по нашему мнению, является целесообразным, исключить возможность зачета отрицательных разниц по налоговым обязательствам по акцизам в счет задолженности по другим налогам, ввиду того, что некоторые предприятия могут намеренно создавать подобную задолженность.
Акцизное налогообложение некоторых товаров.
Табачные изделия. Для налогообложения табачных изделий должны быть установлены фиксированные специфические платежи с единицы веса или с определенного количества.
Что касается способа уплаты налога,
то использование акцизных марок
при налогообложении табачной продукции,
оставаясь средством авансового
платежа по налогу, должно иметь
важное значение, с точки зрения
гарантирования полноты уплаты акциза
по каждой конкретной единице товара,
а в будущем возможно и инструментом,
с помощью которого производится
распределение собранных
Алкогольная продукция и этиловый спирт. Сумма акциза, взимаемого с алкогольной продукции должна зависеть от содержания в готовом продукте чистого спирта (кроме вермутов, различных видов вин и пива). Предлагаемая в проекте Налогового Кодекса система ставок на алкогольную продукцию, содержащую этиловый спирт является отражением подобного подхода.
По нашему мнению, существует метод, позволяющий оптимизировать данную систему. Он заключается в введении единой ставки акциза на 1 литр стопроцентного этилового спирта, независимо от его объемной доли в готовой продукции. Это, по нашему мнению, серьезно упростит администрирование налога, поможет избежать такой формы занижения налогового обязательства, как снижение содержания этилового спирта на пограничных значениях существующей шкалы объемной доли содержания этилового спирта (например, для продукции, содержащей 25% и более долю содержания этилового спирта установлена ставка налога в размере 55 рублей за литр стопроцентного этилового спирта в конечном продукте, а для содержащей менее 25%; 44 рубля, таким образом, снижая объемную долю содержания этилового спирта на 1 п.п. сумма налога на литр продукта снижается более, чем на 3 рубля)
Производство алкогольной
Применение акцизных марок в
этой связи позволит контролировать
правильность уплаты акциза. Предприятия,
производящие алкогольную продукцию
из собственного сырья, будут уплачивать
налог в полном объеме при приобретении
марок. Налоговым событием в этом
случае будет служить производство
конечного продукта, содержащего
этиловый спирт. Предприятия, использующие
спирт, произведенный другими
Важную роль, при этом, должна играть дифференциация вида акцизных марок в зависимости от вида алкогольной продукции. По нашему мнению, оптимальным подходом будет применение различных акцизных марок для следующих категорий алкогольной продукции: алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 35% (по фиксированной ставке за литр этилового спирта), алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 10%, кроме вин и вермутов (по фиксированной ставке за литр этилового спирта); вермуты и вина (по фиксированной ставке за литр продукции); шампанское (по фиксированной ставке за литр продукции); натуральные вина и алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 10% (по фиксированной ставке за литр продукции).
Кредитование акциза, уплаченного за спирт произведенный из непищевого сырья, при производстве неподакцизных товаров, может привести к фальсификациям (представлению пищевого спирта в качестве непищевого) или переработки с целью использования спирта для производства алкогольной продукции без уплаты акциза. В связи с этим кредитование акциза должно производиться лишь в случае денатурирования спирта (добавления денатуратов, приводящих к невозможности использования спирта в качестве пищевого), в соответствие с порядком устанавливаемым правительством. Также, должен быть установлен список производств, в которых может использоваться непищевой спирт с целью получения возмещения по акцизам ранее уплаченным по нему.
Для прочих видов алкогольной продукции (вина, пива, шампанского, вермутов), следует определить строгий список конечных продуктов, облагаемых акцизом и применять методику уплаты акциза с помощью акцизных марок, как в случае с некоторыми видами табачной продукции. Важным моментом, в данной связи является введение дифференцированной акцизной марки для каждого вида (группы) конечной алкогольной продукции.
Акцизы на горюче смазочные материалы. В состав горюче-смазочных материалов, облагаемых акцизами должны входить: автомобильный бензин, дизельное топливо, а также масла для двигателей. Взимание акциза должно, по нашему мнению, производиться у производителей изделий, ввиду того, что этот способ является наиболее эффективным, с фискальной точки зрения. Возможно применение дифференциации налога на автомобильный бензин по октановому числу, в частности, существующая на данный момент система, при которой бензин с октановым числом менее 80 облагается по более низкой ставке. Ставка должна быть специфической на тонну ГСМ.
Автомобили. В настоящее время адвалорные ставки применяются для трех видов подакцизных товаров: автомобилей с объемом двигателя свыше 2500 см куб., ювелирных изделий и природного газа.
Среди всех товаров, являющимися подакцизными
в настоящее время и
По нашему мнению, целесообразным
является введение специфической автоматически
индексируемой ставки акциза, дифференцируемой
в зависимости от объема двигателя,
по шкале аналогичной
Прочие подакцизные товары. Адвалорная ставка акциза к природному газу, учитывая тот факт, что он относится к товарам, на которые установлены регулируемые государством цены, фактически является специфической ставкой, что может быть установлено на законодательном уровне.
Адвалорная же ставка по отношению к ювелирным изделиям, может быть заменена на специфическую, дифференцируемую в зависимости от драгоценности металлов и камней, использованных при их изготовлении.
Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин
Таможенные пошлины – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Они используются государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики.
Таможенные пошлины устанавливаются как на вывозимые товары, продукцию, сырье (экспортные, вывозные), так и на ввозимые товары (импортные). С точки зрения темы формирования цены на импортируемые товары рассмотрим систему ввозных (импортных) таможенных пошлин.
Основное назначение ввозных таможенных пошлин – регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны. Они призваны содействовать оптимизации товарной структуры импорта; защищать отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечивать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; способствовать состязательности между отечественными и импортными производителями с целью повышения конкурентоспособности российских предприятий; обеспечивать потребителей товарами, которые не производятся в РФ или их производится недостаточно; создавать условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Таможенная пошлина – это налог, взимаемый при пересечении таможенной границы, который повышает цену импортного товара и оказывает влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Импортные таможенные пошлины выполняют две основные функции: фискальную, являясь одной из статей доходной части государственного бюджета, и протекционистскую (защитную) – как средство ограждения отечественных производителей от нежелательной конкуренции.
Информация о работе Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе