Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Содержание

Введение

Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире

Роль и значение косвенных налогов в экономике

2.1 Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах

2.2 Акцизное налогообложение

2.3 Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин

Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

налоговые системы зарубежных стран.docx

— 76.89 Кб (Скачать документ)

В 1898 году Николай II утвердил положение о Государственном  промысловом налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и  складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались  при ежегодной выборке промысловых  свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.

Акционерные общества платили дополнительный промысловый  налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли, который устанавливался пропорционально  чистой прибыли. Косвенные сборы  и пошлины взимались за клеймение  мер, гирь и весов, за утверждение  планов и чертежей на постройки в  частных владениях, за прописку, выдачу справок из адресного стола. К  этой же статье относились сборы с  аукционной продажи векселей, заемных  писем и договоров, судебных пошлин.

Первая  мировая война губительно сказалась  на финансовом положении страны. Резко  выросла бумажноденежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные  расходы, правительству потребовалось  систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов, как внутренних, так и внешних.

После февральской  революции положение дел еще  более ухудшилось. Временное правительство  не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали  темпы инфляции. Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.

Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны наступил в период новой экономической  политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Опыт НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления, что необходимо также для нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов. Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России.

В 1923 - 1925 гг. существовали следующие виды налогов:

1. Прямые  налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный  рентный налоги, гербовый сбор  и тому подобные пошлины, наследственные  пошлины.

2. Косвенные  налоги: акцизы и таможенные обложения.

Акцизы  были установлены на продажу чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и др.

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития. От налогов  она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишали финансовых руководителей  всякой инициативы и постепенно подводили  страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80 - 90 годов XX в., его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

Начало  девяностых годов явилось также  периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

В новой  налоговой системе одно из главных  мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость  и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг), т.к. реформирование экономики  России с самого начала было ориентировано  на переход к либеральной модели рынка. Это привело, начиная с 1992 года к освобождению цен на 90% товаров  и услуг, что дало сильный их скачок и увеличению налоговых поступлений  в бюджет в первоначальный период.

Но эти  первые годы рыночных преобразований в России привели к значительному  спаду производства, сокращению инвестиций, разладу финансовой системы и, самое  главное, снижению уровня жизни подавляющей  части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а сводный индекс потребительских цен в 26 раз.

Учитывая  сложившуюся ситуацию, в послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» отмечены были те резервы реформирования экономики, которые надлежало в полной мере использовать в 1994 году. В числе этих резервов были названы:

- создание  системы регулирования рыночной  экономики;

- демонополизация  производства и формирование  конкурентной среды;

- эффективное  преобразование налоговой системы  (имея в виду, что она должна  быть стабильной и оптимальной,  поддерживать товаропроизводителя,  стимулировать инвестиции).

В это  же время формируется Государственная  налоговая служба (с 1998 г. - министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году - вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.

 

Налогообложение в развитых странах  Запада

 

Переход к рыночным отношениям заставляет нас  обратить пристальное внимание на экономический  опыт развития зарубежных стран, в частности  в области финансов. Особое место  здесь занимает налоговая система - важнейший инструмент государственной  экономической политики и регулирования  рыночных отношений. Налоги стимулируют  или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки  для снижения издержек производства и обращения частных предприятий  и фирм, повышения их конкурентноспособности на мировом рынке. Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

Говоря  о финансах зарубежных стран, следует  иметь в виду, что они не имеют единой бюджетной системы, причем это относится как к федеративным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов - штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления (городов, графств, тауншипов, дистриктов) обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Каждый орган управления ведет свое финансовое хозяйство самостоятельно и независимо от вышестоящих органов. Такое положение достигается разделением источников доходов.

В основе всех доходов лежат налоговые  поступления. Налоги, дающие наиболее крупные суммы идут как правило в бюджет государства. Обычно это прямые налоги. Рассмотрим в качестве примера структуру доходной части федерального бюджета США на 1990 г. (таблица 1). Объем доходов был запланирован в сумме 976 млрд. долл. с превышением расходной части над доходной в 150 млрд. долл.

 

Таблица 1. Структура доходов в процентном соотношении.

Подоходный налог на граждан

41

Отчисления на социальное страхование

34

Налог на доходы корпораций, фирм, предприятий

10

Акцизные сборы

3

Заемные средства

8

Прочие доходы, включая налоги на подарки и завещания и пошлины

4


 

Как видим, самой крупной статьей доходов  государственного бюджета является подоходный налог с населения. Он взимается дифференцированно, но средняя  ставка составляет 28%. Налог на страхование, вторая по величине доходная статья, уплачивается как работодателем, так и самим  наемным работником. Налог на корпорации, предприятия, фирмы занимает лишь третье место. В настоящее время он уплачивается по ставке, составляющей 34% чистого  дохода. Заем, дающий 8% доходов федерального бюджета не спасает его от дефицита.

Анализ  структуры и ставок местных налогов  в западных странах позволяет  разделить их на три основные группы. Первая - это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. общим налогом с продажи, так и специфическими акцизами. Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию на общем рынке при сохраняющихся различиях во взимании косвенных налогов отмечалась в документах Комиссии ЕС с конца 60-х годов. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.

Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение  попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных  покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный  как “налоговый кредит”, вносит в  налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия  налогов. Главное преимущество НДС  в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного  налога. Это позволяет, например, точно  рассчитывать налоговые скидки на экспорт  и предотвращать нарушения при  предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой  многоуровневой налоговой шкалы  уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной  структуры (или ассоциации предприятий) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм. С 1977 г. налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии - 4, а в Бельгии - 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии. Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.

Исходя  из этого в Белой книге (1987 г.) КЕС предложила комплекс мер по сближению налоговых ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого рынка. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-20%; льготные ставки (на продукты питания, медикаменты, книги и т.п.) - 4-9%; повышенные ставки - на топливо, табак и алкоголь. В мае 1989 г. КЕС рекомендовала единую ставку - 15%, предоставив странам ЕС право самим установить график ее введения. Но эта мера вызвала противодействие, прежде всего тех стран, чьи стандартные ставки ниже предложенной.

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги повышаются наиболее быстрыми темпами. Так, за последние 30 лет их сумма увеличилась в Великобритании и во Франции в пять, а в США - в восемь раз.

В отличие  от государственных, местные налоги характеризуются, как правило, множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Так, в Японии действуют муниципальные налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование землей и водой, на купание в горячих источниках, на страхование здоровья, на цели городской планировки, на продажу табака, на электричество, на газ и ряд других. Во Франции взимается более 50 различных видов местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100. Сумма их поступлений в этих странах составляет от 30 до 60% доходов местных бюджетов, в США - 65%. Исключение составляет Великобритания, где действует всего один местный налог - имущественный; он взимается с собственников или арендаторов любого недвижимого имущества производственного или непроизводственного назначения. В это понятие входит также земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Налог собирается ежегодно, но может вноситься и по частям Он полностью идет в местные бюджеты и достаточно высок, чтобы обеспечивать примерно треть их поступлений. Оценка стоимости недвижимого имущества, как правило, производится раз в 10 лет и является основой расчета имущественного налога. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Величина налога устанавливается в пенсах с каждого фунта стерлингов стоимости имущества. Расчет ставки налогообложения ведется исходя из потребностей города в финансовых ресурсах. Определяемые на следующий финансовый год расходы города соотносятся с общей налоговой стоимостью имущества, находящегося на его территории. Следствием такого порядка являются значительные колебания налоговых ставок по городам и графствам Великобритании.

Аналогичное положение и в других странах. Так, налоговые системы штатов в  США различаются по видам налогов, величине налоговой базы, уровню некоторых  ставок и количеству налоговых льгот. В одних штатах принята пропорциональная ставка подоходного налога, в других - прогрессивная. В одних штатах акцизами облагаются все розничные товары, в других - только некоторые. В шести  же штатах в 1991-1992 финансовом году вообще отсутствует налог с продаж.

Информация о работе Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе