Система налогового законодательства РФ и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание

Понятие, цели, содержание и роль налоговой системы. Определение принципов построения налоговой системы.
Характеристика и анализ поступлений налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010 г. Особенности современной налоговой системы РФ. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы. Перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 7
1.3Принципы построения налоговой системы 8
2.НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 11
2.1. Характеристика и анализ поступления налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. 11
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ 13
3 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 15
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая НН.docx

— 106.65 Кб (Скачать документ)

     Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также  совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности  сторон, участвующих в налоговых  правоотношениях.

     Формируя  налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном  порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки  уплаты и ответственность за уклонение  от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющую силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права  налогоплательщика.

     Можно выделить следующий принцип - множественность  объектов налогообложения. Использование  этого принципа при создании налоговых  систем в большинстве стран объясняется  тем, что таким образом удается  расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов  психологически выдержать легче, чем  один, но высокий.

     Одним же из важных принципов налоговых  систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как  порядка расчета и изъятия  налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут  и должны меняться с изменением экономических  условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать  свою деятельность, быть уверенными в  своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и  всей экономики страны - стабильная система налогообложения. Еще одним  важным принципом формирования налоговой  системы является ориентирование налоговой  системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет  устранить двойное налогообложение.

     В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

     В рационально построенной системе  налогообложения соблюдение этих принципов  становится очевидным. В настоящее  время налоги используются как инструмент экономической и структурной  политики, уровень налогового бремени  устанавливается в зависимости  от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической  ситуации.

     1.3Принципы построения налоговой системы

 

     Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права  Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных  впоследствии «Декларацией прав плательщика»1:

    • Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
    • Они должны быть понятны налогоплательщикам.
    • Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
    • Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
    • Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

     Сегодня эти постулаты называют классическими  принципами налогообложения.  Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

     Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующие:

     - Экономическая эффективность - налоговая  система не должна мешать развитию  предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

     - Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия  экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим  лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение  длительного периода времени.  Таким образом, этот принцип  практически смыкается с принципом  стабильности налоговой системы.

     - Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый  подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

     - Простота налогообложения и низкий  уровень издержек по взиманию  налогов - налоговое законодательство  должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой.2

     Система налогообложения Российской Федерации  базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

     1) принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков  – каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;

     2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

     3) принцип недопустимости создания  препятствий реализации гражданами  своих конституционных прав –  недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав; налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;

     4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не  запрещённой законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций;

     5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения;  акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать; ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.

     6) принцип истолкования всех неясностей  в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.

     В экономической литературе встречается  и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

     1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в  том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

     2) принцип стабильности – этот  принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений  (для государства при формировании  доходной части бюджета, а для  плательщиков – при планировании  своих доходов, в том числе  налоговом планировании);

     3) принцип исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов  – суть его заключается в  исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

     В мировой практике имеет место  использование и ряда других принципов  налогообложения, к которым можно  отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Налоговой системы России

     2.1. Характеристика и анализ поступления налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г.

 

     Согласно  Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным  налогам и сборам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • водный налог;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • государственная пошлина.

     Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах и сборах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. В настоящее время  к региональным налогам относятся:

    • налог на имущество организаций;
    • налог на игорный бизнес;
    • транспортный налог.

     Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее  время к местным налогам относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц.

     Специальные налоговые режимы могут предусматривать  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса. К ним относят:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд. рублей, что на 7541 млрд. рублей меньше, чем за соответствующий период предыдущего года.

     Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц – 1786,6 млрд. рублей, налога на прибыль организаций – 1774,4 млрд. рублей, налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 1440,8 млрд. рублей, из них налога на добычу полезных ископаемых – 1406,3 млрд. рублей. (Приложение 1)

Информация о работе Система налогового законодательства РФ и её совершенствование