Система налогового законодательства РФ и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание

Понятие, цели, содержание и роль налоговой системы. Определение принципов построения налоговой системы.
Характеристика и анализ поступлений налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010 г. Особенности современной налоговой системы РФ. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы. Перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 7
1.3Принципы построения налоговой системы 8
2.НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 11
2.1. Характеристика и анализ поступления налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. 11
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ 13
3 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 15
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая НН.docx

— 106.65 Кб (Скачать документ)

     Также Минфин выступает за введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов на новых месторождениях. Величина налога будет изменяться в  диапазоне от 15 до 60% в зависимости  от экономической эффективности  на том или ином этапе эксплуатации месторождения. Но администрирование  этого налога будет существенно  более сложным, чем НДПИ, признают в Минфине.

     В качестве компенсации возможной  замены субсидий регионам на дополнительные налоговые доходы Трунин предлагает регионам с 2010 года устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса. При этом действующий сейчас минимальный уровень ставки транспортного налога планируется сохранить, а максимальный - увеличить в два раза.

     Реформирование  налоговой системы должно происходить  постепенно на основе длительного и  тщательного анализа ситуации с  поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе  Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические  интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления  в бюджет, но и приведут к потерям  источников дохода, поскольку налоговая  нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую»  экономику.

     Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы  компетенции центра и регионов при  принятии мер в области налоговой  политики.

     Значение  фактора стабильности налоговой  системы, а также особенности  государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость  реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой  политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов. Современная налоговая  система должна быть справедливой, эффективной и доступной для  понимания. Эффективность налоговой  реформы сегодня в решающей степени  зависит от способности государства  обеспечить увеличение темпов роста  производства, осуществить серьезные  преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

     Главной целью реформы налоговой системы  в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных  налогоплательщиков, предусматривающее  выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет  совершенствоваться, оттачиваться и  настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так  чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых  отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При  этом система администрирования  налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков. Основной целью налоговой реформы  является достижение оптимального соотношения  между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

     «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее  – Основные направления налоговой  политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта  федерального бюджета на очередной  период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

     Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов  социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение  устойчивости российской экономики.

     В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее – создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

     Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой Российской Федерации и  увеличению масштабов уклонения  от уплаты налогов. В целях минимизации  указанных рисков потребуется повышение  качества налогового администрирования, а также развитие института изменения  срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

     Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и, исходя из имеющихся возможностей, изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать  темпы роста экономики, в том  числе и с помощью механизмов налоговой политики.

     В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном  порядке были внесены целый ряд  уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль  организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при  добыче нефти, включая снижение его  ставки.

     В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в  области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан – основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце 2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.

     "Основные  направления налоговой политики  в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации (протокол  от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали  внесение изменений в законодательство  о налогах и сборах по следующим  направлениям:

    1. Совершенствование налога на прибыль организаций;
    2. Совершенствование налога на добавленную стоимость;
    3. Индексация ставок акцизов;
    4. Совершенствование налога на доходы физических лиц;
    5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц;
    6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
    7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
    8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

     По  указанным направлениям в 2008 году был  принят целый ряд решений. Большая  часть из этих решений была принята  в качестве антикризисных мер  налогового стимулирования, отчет о  которых, в том числе их бюджетная  оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год. В.В. Путин распоряжением от 17.11.2008 № 1663-р утвердил Основные направления  деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. В соответствии с этим документом правительству в 2009—2010 годах предстоит принять следующие  меры по совершенствованию налоговой  системы:

    • осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
    • увеличить размер амортизационной премии в диапазоне от 10 до 30% для основных средств, входящих в третью — седьмую амортизационные группы;
    • провести реформу налогового контроля за трансфертными ценами.

     Помимо  этого планируется внесение изменений  в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям.

    • Налог на прибыль организаций
    • Совершенствование налога на добавленную стоимость
    • Совершенствование акцизного налогообложения
    • Налог на доходы физических лиц
    • Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц
    • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
    • Налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых
    • Совершенствование водного налога
    • Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
    • Совершенствование порядка изменения срока уплаты налога и иные вопросы налогового администрирования
    • Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей
    • Отмена единого социального налога
    • Государственная пошлина
    • Транспортный налог
    • Налогообложение некоммерческих организаций, содействие практике благотворительной деятельности и добровольчества
    • Налог на имущество организаций

     Вместе  с этим будут усовершенствованы  порядок налогообложения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, налогообложения  добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений  и полного использования потенциала уже разработанных, система взимания акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты.

     Изменения ждут и специальные режимы налогообложения. Планируется разработать механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный  доход, и доработать упрощенную систему  налогообложения на основе патента, которую вправе применять индивидуальные предприниматели. Также Правительство  РФ реализует меры по налоговому стимулированию увеличения объема затрат предприятий  и граждан на образование, здравоохранение  и приобретение жилья.

     Более полную картину налоговых изменений  дает Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В. Путина от 17.11.2008 № 1662-р. Она кроме всего перечисленного подразумевает упрощение процедур и форм налоговой отчетности, создание эффективной системы налогообложения  недвижимости, сокращение налоговой  нагрузки на малообеспеченные слои населения  за счет увеличения социальных налоговых  вычетов, упрощение процедуры рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам и другие меры.

     Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой  системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата  и возврату капиталов в легальную  сферу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку  было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий  сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

Информация о работе Система налогового законодательства РФ и её совершенствование