Система налогового законодательства РФ и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание

Понятие, цели, содержание и роль налоговой системы. Определение принципов построения налоговой системы.
Характеристика и анализ поступлений налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010 г. Особенности современной налоговой системы РФ. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы. Перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 7
1.3Принципы построения налоговой системы 8
2.НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 11
2.1. Характеристика и анализ поступления налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. 11
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ 13
3 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 15
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая НН.docx

— 106.65 Кб (Скачать документ)

     В  2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд. рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд. рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд. рублей (2,9%).

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2010г. составила 644,1 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.

     Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2010г. составила 426,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. на 4,5% ( Рисунок 1)4.

     

     Рисунок 1. Динамика задолженности по налоговым платежам.

     Недоимка  по налоговым платежам на 1 сентября 2010г. составила 291,7 млрд. рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 20010г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% (Приложение 2)5.

     Урегулированная задолженность на 1 сентября 2010г. составила 344,1 млрд. рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд. рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд. рублей.

     2.2. Особенности  современной налоговой  системы РФ

 

     Перечислим  основные особенности, характеризующие  современную систему регулирования  налогообложения в РФ:6

     Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

     Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) – вместо экономического или фискально-правового.

       Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того,  с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.

     Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).

     Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Текущие состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации

     3.1. Проблемы  реформирования налоговой  системы

 

     Во  всех развитых странах основными  стимулами к реформированию налогообложения  является стремление превратить налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять  все налоговые преграды на пути экономического роста.

     В России определены приоритетные направления  налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению  собираемости налогов. Налоговая система  является одним из наиболее действенных  инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она  обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих  субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию  налогов.

     Проводимая  в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных  иностранных инвестиций. Само понятие  «реформа» несет в себе смысл  переустройства чего-нибудь, в какой  либо сфере общественной жизни, области  знаний.

     Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое  законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения. Проведение налоговой  реформы должно быть основано на научных  концепциях, должна быть четко установлена  цель реформы. Во-вторых, отсутствует  «системность» проведения реформ, которая  означает, что реформирование налоговой  системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при  разработке концепции налоговой  системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен  комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи  всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой  системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

     Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

  1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
  2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностями практики. И это главная проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

     Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.

     3.2. Основные  направления совершенствования  налоговой системы  Российской Федерации

 

     Период  кардинальных изменений налоговой  системы подходит к концу. На современном  этапе реформирования налоговой  системы приоритетное внимание уделяется  решению проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том  числе налогового контроля как главной  его составляющей.

     Основные  направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений  налоговой системы, а будут создавать  условия для восстановления экономического роста в России.

     Основные  направления налоговой политики предполагают ряд мер по совершенствованию  налогообложения.

     По  налогу на прибыль, по словам директора  Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Трунина И.В., планируется если не в этом году, то в ближайшую трехлетку завершить реформу амортизации, то есть изменить состав амортизационных групп не по сроку службы, а по функциональному назначению. С начала текущего года размер амортизационной премии был уже повышен в три раза - до 30%.

     Кроме того, Минфин предлагает изменить порядок  налогообложения в части налога на прибыль на операции с ценными  бумагами и финансовыми инструментами, на сделки РЕПО, а также на дивиденды. Для налога на прибыль организаций  в условиях нестабильности на финансовых рынках необходимо сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу считается рыночной, с 12 месяцев  до 90 дней.

     Также Минфин выступает за снятие с 2010 года ограничения в 500 миллионов рублей для применения нулевой ставки налога на прибыль для налогообложения  дивидендов, получаемых российскими  акционерами, владеющими более 50% акций  организации, выплачивающей дивиденды.

     В части налога на прибыль Минфин намерен  создать подспорье и для компаний, ведущих геологоразведочные работы. Министерство планирует уточнить в  Налоговом кодексе особый порядок  признания расходов на освоение природных  ресурсов, к которым относятся  расходы на поиск и оценку месторождения  полезных ископаемых. Речь, в частности, идет о расходах на строительство и ликвидацию самой скважины, если она оказалась непродуктивна.

     Минфин  предполагает продолжить работу и над  совершенствованием администрирования  налога на добавленную стоимость (НДС). Наиболее важным нововведением, по словам Трунина, станет ускорение возврата НДС. Он напомнил, что министерство предлагает ускорить возврат НДС до 20-30 дней под предоставление банковских гарантий, чтобы "не создавать излишних препятствий" для налогоплательщиков.

     Помимо  этого, по словам главы департамента, нужно рассмотреть вопрос о возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными показателями для урегулирования порядка  применения налоговых вычетов.

     В конце прошлого года в качестве антикризисной  меры было принято решение о возможности  принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе авансовых платежей. Минфин планирует в этом году уточнить эти нормы, в первую очередь, чтобы  исполнение этих норм было менее обременительным  для налогоплательщика.

     Власти  не отказываются от ежегодной индексации ставок акцизов на среднесрочную  перспективу с учетом реально  складывающейся экономической ситуации. Акцизы на табачные изделия будут  проиндексированы ускоренными темпами - адвалорная часть ставки (в процентах  от стоимости) будет расти на 0,5 процентных пункта в год.

     Акцизы  на нефтепродукты в 2009-2010 годах проиндексированы не будут, а в 2011 году их планируется  дифференцировать в зависимости  от экологического класса моторного  топлива.

     Большое внимание в основных направлениях налоговой  политики уделено активизации работы с гражданами. В частности, Минфин хочет освободить физических лиц  от обязательной подачи налоговой декларации по налогу на доход (НДФЛ) в случае, если доходы налогоплательщика освобождаются  от налогообложения. Сейчас в Налоговом  кодексе такой нормы нет, поэтому  гражданам все равно приходится подавать декларации.

     Кроме того, по словам главы департамента, будет упрощен порядок заполнения налоговой декларации по НДФЛ, причем не только за счет изменений в законодательстве, но и путем издания простых  и понятных инструкций по ее заполнению.

     Помимо  этого, документ предполагает оптимизацию  порядка налогообложения физлиц при совершении операций с ценными  бумагами. Речь идет о введении налогового вычета в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг  российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в случае, если бумаги находились в собственности гражданина более года. Также возможен перенос  на будущее убытков физлиц от операций с ценными бумагами. Но убытки и  доходы, полученные от различных видов  бумаг, будут разделяться.

     Природные ресурсы остаются основным источником доходов бюджетной системы РФ. Поэтому системе налогообложения  полезных ископаемых уделяется особое внимание.

     В числе нововведений - предоставление "налоговых каникул" на добычу нефти на новых месторождениях в  Охотском и Черном морях. Льготы будут  предоставлены на срок 10 или 15 лет  в зависимости от вида лицензии до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 миллионов тонн для Черного моря и 30 миллионов  тонн для Охотского моря.

Информация о работе Система налогового законодательства РФ и её совершенствование