Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:16, курсовая работа
Понятие, цели, содержание и роль налоговой системы. Определение принципов построения налоговой системы.
Характеристика и анализ поступлений налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010 г. Особенности современной налоговой системы РФ. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы. Перспективы развития налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 7
1.3Принципы построения налоговой системы 8
2.НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 11
2.1. Характеристика и анализ поступления налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. 11
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ 13
3 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 15
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28
В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд. рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд. рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд. рублей (2,9%).
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2010г. составила 644,1 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций - на 9,4%. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых - на 16,1%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2010г. составила 426,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. на 4,5% ( Рисунок 1)4.
Рисунок 1. Динамика задолженности по налоговым платежам.
Недоимка по налоговым платежам на 1 сентября 2010г. составила 291,7 млрд. рублей (45,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 20010г. она увеличилась на 30,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость на 35,1%, налогу на прибыль организаций - на 26,1%, акцизам в целом - на 23,8%, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 17,3% (Приложение 2)5.
Урегулированная задолженность на 1 сентября 2010г. составила 344,1 млрд. рублей, из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 141,2 млрд. рублей, задолженность, взыскиваемая судебными приставами - 104,0 млрд. рублей.
Перечислим
основные особенности, характеризующие
современную систему
Первое.
Налоговый кодекс РФ установил закрытый
перечень налогов и сборов, который
может быть изменен или дополнен только
законом, принятым Федеральным Собранием.
До этого, в силу Указа Президента РФ №
2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Второе.
В главах, определяющих конкретные режимы
налогообложения, представлены как отдельные
самостоятельные налоги, так и группы
налогов одинакового или близкого типа
(например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины
(в главе «Государственная пошлина»), налоги
на отдельные виды доходов (в главе «Налог
на доходы физических лиц»), и т.д.). При
этом для целей классификации налогов
применен административно-
Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Пятое.
Согласно новому Налоговому кодексу РФ
у налоговых органов изъята функция
сбора налогов (оставлена только функция
контроля за уплатой налогов), налоговые
платежи должны поступать непосредственно
на бюджетные счета казначейства (или
местных органов власти), хотя последние,
и не наделены правами налоговых органов.
Во
всех развитых странах основными
стимулами к реформированию налогообложения
является стремление превратить налоговую
систему в образец
В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость
проведения налоговых реформ объясняется
следующими фактами, во-первых, налоговое
законодательство по-прежнему претерпевает
серьезные изменения. Проведение налоговой
реформы должно быть основано на научных
концепциях, должна быть четко установлена
цель реформы. Во-вторых, отсутствует
«системность» проведения реформ, которая
означает, что реформирование налоговой
системы должно проводиться комплексно,
параллельно с проведением
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.
Период
кардинальных изменений налоговой
системы подходит к концу. На современном
этапе реформирования налоговой
системы приоритетное внимание уделяется
решению проблем повышения
Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России.
Основные направления налоговой политики предполагают ряд мер по совершенствованию налогообложения.
По налогу на прибыль, по словам директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Трунина И.В., планируется если не в этом году, то в ближайшую трехлетку завершить реформу амортизации, то есть изменить состав амортизационных групп не по сроку службы, а по функциональному назначению. С начала текущего года размер амортизационной премии был уже повышен в три раза - до 30%.
Кроме того, Минфин предлагает изменить порядок налогообложения в части налога на прибыль на операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами, на сделки РЕПО, а также на дивиденды. Для налога на прибыль организаций в условиях нестабильности на финансовых рынках необходимо сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней.
Также Минфин выступает за снятие с 2010 года ограничения в 500 миллионов рублей для применения нулевой ставки налога на прибыль для налогообложения дивидендов, получаемых российскими акционерами, владеющими более 50% акций организации, выплачивающей дивиденды.
В
части налога на прибыль Минфин намерен
создать подспорье и для
Минфин предполагает продолжить работу и над совершенствованием администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Наиболее важным нововведением, по словам Трунина, станет ускорение возврата НДС. Он напомнил, что министерство предлагает ускорить возврат НДС до 20-30 дней под предоставление банковских гарантий, чтобы "не создавать излишних препятствий" для налогоплательщиков.
Помимо этого, по словам главы департамента, нужно рассмотреть вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями для урегулирования порядка применения налоговых вычетов.
В конце прошлого года в качестве антикризисной меры было принято решение о возможности принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе авансовых платежей. Минфин планирует в этом году уточнить эти нормы, в первую очередь, чтобы исполнение этих норм было менее обременительным для налогоплательщика.
Власти не отказываются от ежегодной индексации ставок акцизов на среднесрочную перспективу с учетом реально складывающейся экономической ситуации. Акцизы на табачные изделия будут проиндексированы ускоренными темпами - адвалорная часть ставки (в процентах от стоимости) будет расти на 0,5 процентных пункта в год.
Акцизы на нефтепродукты в 2009-2010 годах проиндексированы не будут, а в 2011 году их планируется дифференцировать в зависимости от экологического класса моторного топлива.
Большое
внимание в основных направлениях налоговой
политики уделено активизации работы
с гражданами. В частности, Минфин
хочет освободить физических лиц
от обязательной подачи налоговой декларации
по налогу на доход (НДФЛ) в случае, если
доходы налогоплательщика
Кроме
того, по словам главы департамента,
будет упрощен порядок
Помимо этого, документ предполагает оптимизацию порядка налогообложения физлиц при совершении операций с ценными бумагами. Речь идет о введении налогового вычета в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в случае, если бумаги находились в собственности гражданина более года. Также возможен перенос на будущее убытков физлиц от операций с ценными бумагами. Но убытки и доходы, полученные от различных видов бумаг, будут разделяться.
Природные
ресурсы остаются основным источником
доходов бюджетной системы РФ.
Поэтому системе
В числе нововведений - предоставление "налоговых каникул" на добычу нефти на новых месторождениях в Охотском и Черном морях. Льготы будут предоставлены на срок 10 или 15 лет в зависимости от вида лицензии до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 миллионов тонн для Черного моря и 30 миллионов тонн для Охотского моря.
Информация о работе Система налогового законодательства РФ и её совершенствование