Дети блокадного Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, научная работа

Описание

Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный русским народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6
Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
Прорыв блокады и её окончание………………………………….14
Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22
2.1. Воспоминания детей…………………………………………..
2.2. Работа детей на производстве и совхозах………………….
2.3. Обучение детей во время блокады Ленинграда………..
Заключение 32
Приложения 33
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

ноу.docx

— 107.46 Кб (Скачать документ)

 

                                                                 

               ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

       УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА 

   С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 118

603074, г. Нижний  Новгород, улица Народная, дом 35

тел/факс 220-60-68            adm.118@mail.ru

 

 

 

 

«Блокада  Ленинграда глазами детей»

 

 

 

Выполнила: Софонова Алина Олеговна

 Ученица  9 б класса

Научный руководитель:

Хехнев Александр Владимирович

Учитель истории

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………….……..3                                                                                                       

     Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6

    1. Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
    2. Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
    3. Прорыв блокады  и её окончание………………………………….14

     Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22

         2.1. Воспоминания детей…………………………………………..

         2.2. Работа детей на производстве  и совхозах………………….

         2.3. Обучение детей во время  блокады Ленинграда………..

Заключение                                                                                                         32 

Приложения                                                                                                        33

Список литературы                                                                                            58 

Введение

 

Каждый  год 9 мая мы празднуем День Великой  Победы. Почитаем тех, кто погиб в  боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей  истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!

Великая Отечественная война – это  героический подвиг, совершенный  русским  народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.

Спустя 67 лет после столь страшной страницы нашей истории – блокады Ленинграда - проблема голода, выживания в чрезвычайных ситуациях, тема человечности в обществе она не потеряла своей актуальности и сейчас.

Цель  моей работы – собрать и систематизировать информацию  о жизни детей в блокадном Ленинграде.

    Для достижения поставленной  цели необходимо было решить  следующие задачи:

1. Изучить  материал о военных действиях,  предшествующих блокированию Ленинграда, а также о  положении населения  города в первые месяцы Великой  Отечественной войны. 

2. Систематизировать  информацию о работе детских  домов, школ и ремесленных училищ  во время блокады Ленинграда.

3. Особое  внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей,  переживших блокаду. 

В  городской библиотеке им. В. И. Ленина мне помогли подобрать справочную, научно-популярную литературу, статьи из периодических изданий по теме реферата.

Основным  источником о работе детских домов  во время блокады Ленинграда стала  книга С. Котова  «Детские дома блокадного Ленинграда», где впервые на основе архивных документов, воспоминаний бывших блокадных детдомовцев и воспитателей воспроизводится трагическая страница истории блокады Ленинграда. С большим интересом я прочла книгу учительницы блокадной школы Ползиковой – Рубец «Они учились в Ленинграде» о деятельности ленинградской школы в 1941-1942 г.г. Очень подробная информация о жизни школьников и их участии в защите города содержится в статье кандидата исторических наук, ветерана Великой Отечественной Войны Павла Петровича Данилова «И в блокадном Ленинграде дети учились».

     Огромную помощь в подготовке моей работы мне оказали интернет-ресурсы. Интересную информацию и иллюстративный материал я нашла на тематических сайтах, посвященных блокаде Ленинграда, таких как «Блокада Ленинграда», «Эхо блокады Ленинграда».

Основная  трудность в работе над темой  была в большом количестве источников. Передо мной стояла проблема не поиска, а отбора источников. Поэтому живые  свидетельства очевидца тех страшных лет представляют, на мой взгляд,  большую ценность. Мне удалось найти интервью с блокадницей Ленинграда, которая рассказала о жизни, о тяготах и лишениях.

Главной темой  для Ленинграда  были дети блокадного города, беззащитные удавленные немецкой агрессией, нечего непонимающие, голодные дети. Во время наступления фашистов на Ленинград детей оставалось в городе большое количество и естественно главной задачей города была обеспечить детям безопасность, сделать так, что бы их как можно скорее вывезли за пределы города.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и  все это в таком малом возрасте, но они держались и держались  до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило  вокруг наводило ужас на них, ведь всё  это происходило у них на глазах.

Пройдя  от начало и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали за защиту города

Понятия дети и война несовместимы!

Однако  юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести  всю трагедию осажденного города.

Детям было хуже, чем взрослым!

Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему?

Но детским  чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе  со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Глава 1: Блокада Ленинграда

 

                     1.1 Начало блокады и первые годы блокады.

 

Весть о вторжении врага на советскую  территорию ленинградцы встретили  единодушным желанием отстоять родную землю.

Вскоре  после объявления войны было начато формирование народного ополчения. Не ожидая своей очереди призыва  в Красную Армию, в добровольческие  полки шли рабочие, инженеры, ученые, писатели, артисты, художники. После  кратковременного обучения полки народного  ополчения отправлялись на фронт, на передовые позиции.

В первые дни войны, когда советские войска вели упорные бои в западных приграничных районах, Ленинград находился относительно далеко от центра военных действий. Противник в это время делал  попытку подвергнуть город бомбардировкам с воздуха, но они были парализованы противовоздушной обороной города.

В эти  дни в Ленинграде появились первые в этой войне Герои Советского Союза. Это высокое звание было присвоено 8 июля 1941 года трём летчикам-истребителям П.Т. Харитонову, С.И. Здоровцеву и М.П. Жукову.

25 июня  Военный совет фронта по докладу  заместителя командующего фронтом  генерал-лейтенанта К.П. Пядишева  утвердил принципиальную схему  обороны юго-западных подступов  к Ленинграду и принял решение  немедленно начать инженерные  работы на намеченных рубежах.  Решено было строить три Было  построено огромное количество  различных инженерных сооружений, в том числе 570 дотов и дзотов, 160 км эскарпов, 94 км противотанковых  рвов. Для борьбы с немецкими  войсками на вновь созданном  оборонительном рубеже была сформирована  Лужская оперативная группа под  командованием генерал-лейтенанта  К.П. Палдышева.

10 июля 1941 года Государственный Комитет  Обороны, для более оперативного  руководства фронтами, образовал  главнокомандование Северо-Западного,  Западного и Юго-Западного направлений.

Упорное сопротивление советских войск  на Лужском рубеже и контрудар  в районе города Сольуп вынудили германское командование 19 июля прекратить наступление  на Ленинград. Задержка немецкого наступления  почти на месяц дала возможность  советскому командованию организовать прочную оборону на Лужском оборонительном рубеже и более основательно вести  строительство укреплений на непосредственных подступах к Ленинграду.

Между тем, 30 июля группа армий «Север»  получила приказ Гитлера продолжать наступление в направлении Ленинграда, нанося главный удар между озером Ильмень и Нарвой, с целью окружить Ленинград и установить связь  с финской армией. Гитлеровское командование перегруппировало свои силы, расположенные  на юго-западных подступах к Ленинграду. К началу наступления на юго-западных подступах к Ленинграду немецко-фашистские войска превосходили наши силы в пехоте в 1,5 раза, в артиллерии и танках в 2 раза. Господство в воздухе было на стороне противника. Добившись  тройного превосходства над силами Седьмой армии, финны 4 сентября возобновили  наступление на Петрозаводском и  Олонецком направлениях. Врагу удалось  оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую  оборону советских войск и  поднявшихся на защиту своего города трудящихся – ленинградцев. Большое  значение в обороне Ленинграда имела 100-дневная оборона островов Эзель  и Даго и 150-дневная оборона полуострова  Ханко. Советский народ был полон  решимости отстоять Ленинград. Под  руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских  организаций Ленинграда и области  вокруг города создается система  оборонительных сооружений, в нем  формируется народное ополчение, в  тылу врага партизанские отряды.

Для того, чтобы ускорить захват Ленинграда, Гитлер сосредотачивал всё новые  и новые силы. С этой целью, 15 августа  он даже приостановил дальнейшее наступление  группы армий «Центр» на Москву. 29 августа Государственный Комитет  Обороны объединил Главное командование Северо-Западного направления с  командованием Ленинградского фронта. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался «в клещах»  окружения. Немецко-фашистская группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Противник вышел к Неве, захватил станцию Мга и перерезал последнюю  железную дорогу, связывающую Ленинград  со страной. 8 сентября немцы захватили  Шлиссельбург, отрезав тем самым  Ленинград от страны. Началась многодневная блокада города – период неимоверных  лишений, голода, холода и вместе с  тем беспримерной стойкости, массового  героизма и мужества, непреклонной воли к победе ленинградцев и защитников города.

 

Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. Немцы захватили последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Транспортных средств по доставке через озеро было крайне мало, к тому же суда подвергались постоянным налетам вражеской авиации.

А в  это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная  работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад.

Многие  участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому  огню. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость.

Смертельная опасность нависла над всей страной. Гром орудийной канонады приближался  с каждым днем, но он не пугал защитников города, а торопил закончить начатое  дело.

Невозможно  переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

Кировский завод оказался на линии фронта, но он продолжал свою работу. Завод  стал выпускать новый тип мощных танков, которые вступали в бой  прямо из его ворот и наводили на фашистов ужас. В цехах рвались  снаряды, завод бомбили, возникали  пожары, но никто не покидал рабочего места. Сердца ленинградцев были накалены. Жизнь в городе продолжалась. В  университете шла учеба. Правда, занятия  иногда прерывались гудком сирены. В научных учреждениях проходили  защиты диссертаций, некоторые диссертанты  прибывали прямо с фронта, в  полной военной форме.

Информация о работе Дети блокадного Ленинграда