Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, научная работа
Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный русским народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.
Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6
Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
Прорыв блокады и её окончание………………………………….14
Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22
2.1. Воспоминания детей…………………………………………..
2.2. Работа детей на производстве и совхозах………………….
2.3. Обучение детей во время блокады Ленинграда………..
Заключение 32
Приложения 33
Список литературы 58
— Стой! Хальт!
Немец бежал, размахивая большим портфелем. На ходу обернулся. Увидев в руках врага пистолет, Леня пригнулся. На выстрел ответил' длинной очередью...
Подскочил к лежавшему на земле гитлеровцу, схватил портфель. Взгляд скользнул по золотым погонам, полоскам орденских ленточек на кителе. «Важная птица»,—подумал Леня. Хотел было захватить с собой китель, но нельзя было терять время, — каждую минуту на дороге могла 26
показаться машина. Он сорвал погоны, — возможно, хоть по ним определят чин этого немца.
Погоны, однако, оказались ни к чему. Когда переводчик разобрал бумаги, выяснилось, что портфель принадлежал действительно «важной птице» — генерал-майору инженерных войск Виртцу. Од вез в Лугу секретные документы.
Командиру Леня сказал, что в машине был еще и чемодан. Может быть, принести, а вдруг в нем что-нибудь интересное. Командир улыбнулся:
— Думаешь, так он и ждет тебя на дороге?
— А он. не на дороге, — ответил юноша. — Я его в кусты увалок. Разрешите сходить?
Вечером в сопровождении двух партизан Голиков пробрался к тому месту, где был перехвачен генерал Виртц.
Вернулся Леня мрачный.
— В чемодане одна чепуха: рубашки, халаты... Пригодится только вот это, — и он протянул командиру баночку с солью.
Воевал Леня меньше года. Погиб в бою. Но сделал он за это время много — взорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, сжег три склада, уничтожил девять автомашин с боеприпасами, истребил около восьмидесяти оккупантов. В сорок четвертом году, когда народные мстители вошли в Ленинград, все узнали о Лене Голикове.
В газетах появилось полное имя и даже отчество юного партизана. Тем, кто знал мальчика, это показалось странным, непривычным. Лепя Голиков и вдруг — Леонид Александрович, но в указах по-другому не пишут.
Голикову присвоили звание Героя Советского Союза. Именно тогда его впервые назвали Леонидом Александровичем.
Война застала ленинградскую пионерку
Зину Портнову в деревне Зуя, куда
она приехала на каникулы, - это неподалеку
от станции Оболь Витебской
...Стоял декабрь 1943 года. Зина
возвращалась с задания. В
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
2.3. Обучение детей во время блокады Ленинграда
Несмотря
на суровую обстановку фронтового города,
Ленинградский городской
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...» Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».
Заключение
В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу был присуждёно звание Города-героя.
На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1470000 человек. Среди награждённых ею 15 тысяч детей и подростков.
За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс до 1 млн человек (на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра 632 тыс). Причем только 3% из них от бомбёжек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода.
Хуже всего приходилось детям. Неисчислимые горести выпали на долю детей блокадного Ленинграда. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.
Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.
К началу
блокады в городе оставалось около
400 тыс. детей, затем их количество увеличилось
за счет эвакуированных из захваченных
районов области. Несмотря на свой возраст
они участвовали в обороне
города: рыли окопы, тушили зажигательные
снаряды, работали на военных заводах,
собирали металлолом. Ребята ухаживали
за раненными бойцами в
Во время блокады в Ленинграде день ото дня увеличивалось число детей, оставшихся без родителей. Имевшиеся в городе детские дома не могли вместить всех детей-сирот, и начиная с января 1942 г. один за другим открываются новые детские дома. За пять месяцев 1942 г. в Ленинграде было открыто 85 детских домов, приютивших 30 тыс. детей. Партийные и комсомольские организации широко развернули работу по выявлению безнадзорных детей и определению их в детские дома. Сироты-подростки определялись в ремесленные училища, спецшколы и другие учебные заведения.
В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.
Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Список источников
1 Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
2 Издательство «Аврора» (Издательство детских рисунков) Э. И. Голубева, А. А. Крестинский