Дети блокадного Ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, научная работа

Описание

Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный русским народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6
Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
Прорыв блокады и её окончание………………………………….14
Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22
2.1. Воспоминания детей…………………………………………..
2.2. Работа детей на производстве и совхозах………………….
2.3. Обучение детей во время блокады Ленинграда………..
Заключение 32
Приложения 33
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

ноу.docx

— 107.46 Кб (Скачать документ)

— Стой! Хальт!

Немец бежал, размахивая большим портфелем. На ходу обернулся. Увидев в руках  врага пистолет, Леня пригнулся. На выстрел ответил' длинной очередью...

Подскочил к лежавшему на земле гитлеровцу, схватил портфель. Взгляд скользнул  по золотым погонам, полоскам орденских  ленточек на кителе. «Важная птица»,—подумал Леня. Хотел было захватить с собой  китель, но нельзя было терять время, — каждую минуту на дороге могла 26

показаться  машина. Он сорвал погоны, — возможно, хоть по ним определят чин этого немца.

Погоны, однако, оказались ни к чему. Когда  переводчик разобрал бумаги, выяснилось, что портфель принадлежал действительно  «важной птице» — генерал-майору инженерных войск Виртцу. Од вез в Лугу секретные документы.

Командиру Леня сказал, что в машине был  еще и чемодан. Может быть, принести, а вдруг в нем что-нибудь интересное. Командир улыбнулся:

— Думаешь, так он и ждет тебя на дороге?

— А он. не на дороге, — ответил юноша. — Я его в кусты увалок. Разрешите сходить?

Вечером в сопровождении двух партизан Голиков  пробрался к тому месту, где был  перехвачен генерал Виртц.

Вернулся  Леня мрачный.

— В чемодане одна чепуха: рубашки, халаты... Пригодится только вот это, — и он протянул командиру баночку с солью.

Воевал  Леня меньше года. Погиб в бою. Но сделал он за это время много — взорвал два железнодорожных и двенадцать шоссейных мостов, сжег три склада, уничтожил девять автомашин с боеприпасами, истребил около восьмидесяти оккупантов. В сорок четвертом году, когда народные мстители вошли в Ленинград, все узнали о Лене Голикове.

В газетах  появилось полное имя и даже отчество юного партизана. Тем, кто знал мальчика, это показалось странным, непривычным. Лепя Голиков и вдруг — Леонид Александрович, но в указах по-другому  не пишут.

Голикову  присвоили звание Героя Советского Союза. Именно тогда его впервые  назвали Леонидом Александровичем.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали  членом ее комитета. Она участвовала  в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина  возвращалась с задания. В деревне  Мостище ее выдал предатель.  Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание  Зины, ее презрение и ненависть,  решимость бороться до конца.  Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила  со стола пистолет и в упор  выстрелила в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был  также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски  замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И  Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя  Советского Союза.

 

 

 

             

 

2.3. Обучение детей во время  блокады Ленинграда

 

Несмотря  на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет  партии и Городской Совет депутатов  трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах  школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые  возникали на каждом шагу и росли  с каждым днем. И ленинградская  школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили  в необычной обстановке. Нередко  во время урока раздавался вой  сирены, возвещавшей об очередной  бомбежке или артобстреле. Ученики  быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела  или бомбежки. Обучение проходило  по сокращенному учебному плану, в который  были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить  занятия с учащимися как можно  доступнее, интереснее, содержательнее. «К урокам готовлюсь по-новому, –  писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы  К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно  помочь им в классе. Не ведем никаких  записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как  это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать  тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили  за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...»  Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

К скудному хлебному пайку дети получали в школе  суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом  действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна  из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая  великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели  медленно и сосредоточенно, не теряя  ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и  желе, все были очень довольны. Эта  елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них  так вспоминал участник блокады  П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы  им. Пушкина, Большом драматическом  и Малом оперном театрах. Сюрпризом  было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые  оркестры. В театре драмы им. Пушкина  был дан спектакль «Дворянское  гнездо», в Большом драматическом  – «Три мушкетера». В Малом оперном  театре праздник открылся спектаклем «Овод».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу был присуждёно звание Города-героя.

На 1985 год медалью «За оборону  Ленинграда» награждено около 1470000 человек. Среди награждённых ею 15 тысяч  детей и подростков.

За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс до 1 млн человек (на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра 632 тыс). Причем только 3% из них  от бомбёжек, артобстрелов и т.д., а  остальные 97% от голода.

Хуже  всего приходилось детям. Неисчислимые горести выпали на долю детей блокадного Ленинграда.  Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь  Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и  в пригородах скопились десятки  тысяч людей, ожидавших возможности  прорыва на восток.    

К началу блокады в городе оставалось около 400 тыс. детей, затем их количество увеличилось  за счет эвакуированных из захваченных  районов области. Несмотря на свой возраст  они участвовали в обороне  города: рыли окопы, тушили зажигательные  снаряды, работали на военных заводах, собирали металлолом. Ребята ухаживали  за раненными бойцами в госпиталях, выступали в составе агитбригад перед войнами Ленинградского и  Волховского фронтов, выращивали овощи  на блокадных огородах. Тимуровские  отряды помогали самым слабым, шили одежду, разносили кипяток по квартирам, собирали детей в вымерших квартирах. За эти заслуги детей награждали, о них писали в газетах.

Во время  блокады в  Ленинграде день ото  дня увеличивалось число детей, оставшихся без родителей. Имевшиеся  в городе детские дома не могли  вместить всех детей-сирот, и начиная  с января 1942 г. один за другим открываются новые детские дома. За пять месяцев 1942 г. в Ленинграде было открыто 85 детских домов, приютивших 30 тыс. детей. Партийные и комсомольские организации широко развернули работу по выявлению безнадзорных детей и определению их в детские дома. Сироты-подростки определялись в ремесленные училища, спецшколы и другие учебные заведения.

В блокадном  городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.

Тем, кто  родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение.  Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они  пережили, и сохранить это в  памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Те, кто  пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

  1. Андреев А. Дети города – героя: сборник/ А.Андреев.- Л.: Ленинздат,1974.- 286с.
  2. Белова Л.Н. Блокада//Санкт – Петербург. Петроград. Ленинград. /Ред. А.Я.Дектярев, Г.Н. Булгаков. - М.: Большая Российская Энциклопедия,1992.- С. 321-327.
  3. Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
  4. Гранин Д. Блокадная книга/ Д. Гранин, А. Адамович. – СПб.: Ленинград, 1989.
  5. Данилов П.П. Промышленность Ленинграда в годы блокады/П.П.Данилов// Отечественная история.-2003.-19 фев.(№3). – 13
  6. Ильинский И.М. Блокада Ленинграда: проблески детской памяти на фоне великой трагедии. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/biography/bloklen.php
  7. Колпакова Д. Был город – фронт, была блокада/ Д. Колпакова, В.Суслов. – Л.: Детская литература,1984. - 188 с.
  8. Котов С. Детские дома блокадного Ленинграда/С. Котов. - СПб.: Политехника, 2002.- с.17-35 
  9. Левшов В.Е. Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, русских документах/ В. Е. Левшов. – СПб.: Лик, 2006.
  10. Лихачев Д. С. Воспоминания/Д.С. Лихачев. – СПб.: Logos, 1999.
  11. Операция “Север”. [Электронный ресурс]. – Тестовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
  12. Ползикова – Рубец К. Они учились в Ленинграде/ К.Ползикова – Рубец.- Л.:Просвещение,1954. - 166 с.
  13. Селиванов В.Н. Стояли как солдаты: Блокада. Дети. Ленинград. / В.Н.Селиванов. –Л.:Эго,2002. - 217 с.
  14. Солсбери Г. 900 дней/ Г.Солсбери. – М.: Прогресс, 1994. - 563 с.
  15. Эхо блокады Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Режим документа: http://memorial.ru
  16. Юра Рябинкин и Анна Франк. [Электронный ресурс]. -  Текстовый документ. - Режим доступа:  http://jurarjabinkin.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

2 Издательство «Аврора» (Издательство детских рисунков) Э. И. Голубева, А. А. Крестинский

 


Информация о работе Дети блокадного Ленинграда