Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, научная работа
Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный русским народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.
Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6
Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
Прорыв блокады и её окончание………………………………….14
Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22
2.1. Воспоминания детей…………………………………………..
2.2. Работа детей на производстве и совхозах………………….
2.3. Обучение детей во время блокады Ленинграда………..
Заключение 32
Приложения 33
Список литературы 58
В сентябре 1941 г. Д.Д. Шостакович закончил в Ленинграде Седьмую симфонию Напряженно работал композитор Б.В. Асафьев, отказавшийся покинуть Ленинград и переживший все тяготы блокадной поры.
Художники не прекращали свою деятельность. Их плакаты висели на улицах, доставлялись в войсковые части и на корабли. Театры и кинотеатры продолжали свою работу до тех пор, пока в городе не прекратилась подача электроэнергии.
Враг засылал в город шпионов и провокаторов, задачей которых было насаждать панику и неуверенность среди осажденных, доносить о размерах разрушений и передвижениях войск. Используя сложности со снабжением, вражеская авиация сбрасывала листовки, призывавшие к неповиновению властям. Многое применяли изобретательные нацисты, но успеха они не имели.
Потеря
Шлиссельбурга вызвала
С сентября
был введен жесткий лимит потребления
электроэнергии для всех предприятий
и для нужд населения. Чтобы иметь
резервное питание для
Были также сформированы дежурные бригады по ремонту водопровода на случай его повреждения, но фашистам не удалось вывести из строя водоснабжение города.
С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов сверх установленного лимита без специального разрешения Верховного совета строго запрещался.
В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.
Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.
К декабрю 1941 г город оказался в ледяном плену. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.
После
первой блокадной зимы летом 1942 года
ленинградцам стало немного полегче.
Ленинградцы постарались
1.2 Дорога жизни
С суши город был блокирован полностью. Единственным путем, по которому могло осуществляться снабжение Ленинграда, после того как сухопутные пути в город были перерезаны (кроме воздушных), являлось Ладожское озеро, точнее — южная часть озера, поэтому путь через Ладожское озеро постоянно был предметом особого внимания и заботы.
В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.
Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
22 ноября
наступил тот долгожданный
Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.
22 ноября
колонна вернулась, оставив в
городе 33 тонны продовольствия. На
следующие сутки завезли только
19 тонн. Столь незначительное
Несмотря на все усилия, удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.
Продовольствия в городе оставалось мало. Военным советом было принято решение передать имеющиеся запасы продуктов у моряков на снабжение населения.
Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги).
22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше.
В соответствии с поступлением продовольствия менялись и нормы выдачи хлеба населению. Если пронаблюдать это с сентября по ноябрь, то мы видим, что они уменьшались. По введенным 18 июля хлебным карточкам рабочие получали в день 800 граммов, служащие – 600, дети до 12 лет и иждивенцы – 400. Со 2-го сентября по 1-е октября прошло три снижения норм, теперь они были такими: 400, 200 и 200. В ноябре нормы снижались дважды и на 20 ноября составляли: 250 граммов – рабочим, всем остальным – по 125.
Связано это было с тем, что немалый урон понес город от пожара Бадаевских складов, разгромленных немцами 10 сентября 1941 г., в которых хранился 2-летний запас продовольствия. Кроме того, с малой эвакуацией людей из Ленинграда.
25 декабря
произошло первое повышение
24 января
вводятся новые нормы
В начале апреля 1942 г. растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами на тридцать - сорок сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства.
С 24 ноября 1941 г. по 21 апреля 1942 г. через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 т грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.
Благодаря Дороге жизни, произошел срыв фашистских планов взять голодной блокадой город на Неве.
1.3 Прорыв блокады и её окончание.
В конце ноября 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения на счет ведения боевых действий зимой 1942/43 г., одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады.
2 декабря
1942 г. Ставка утвердила план
операции Волховского и
Вражеские войска подготовили на шлиссельбургско-синявском выступе долговременную круговую оборону фронтом на восток, север и запад. По своему характеру она походила на полевой укреплённый район.
Войскам
Ленинградского и Волховского фронтов
предстояло в условиях снежной зимы
прорывать долговременную, сильно укреплённую
оборону противника. Ударную группировку
Ленинградского фронта составляла 67-я
армия под командованием
В начале
декабря 1942 г. по обе стороны шлиссельбургско-
В начале января 1943 г. в результате напряжённой боевой работы войска ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов были полностью готовы к наступлению. Советское командование ждало благоприятного момента для удара под Ленинградом. И он наступил. В это же время, стремясь максимально использовать свой успех, достигнутый в ходе контрнаступления под Сталинградом, Ставка решила развернуть наступление и на других участках советско-германского фронта.
Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся для войск Ленинградского и Волховского фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943 г. перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.
12 января
1943 г. в 9 часов 30 минут утреннюю
тишину разорвал залп
Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками, фашинами бежали бойцы штурмовых групп и отрядов разграждения. Через пять минут, вперёд устремились главные силы.
Успешно
продвигались по льду воины 269-го стрелкового
полка под командованием
Вскоре атакующие дивизии полностью заняли первую, а затем и вторую траншеи. По изрытому многочисленными воронками левом берегу Невы раскатилось могучее русское “ура”. Грохот боя удалялся от берега реки. Лавина советских бойцов, прокладывая путь огнём, штыком и гранатой, устремилась дальше, навстречу воинам Волховского фронта.
К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма.
Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях. Спешно выдвигались части 96-й и 61-й пехотных дивизий противника. Советские части укреплялись на левом берегу Невы. С правого берега переправлялись штабы и командные пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных переправ для переброски через Неву средних танков.
Утром
части 67-й армии возобновили
13 января
противник предпринял