Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:30, научная работа
Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный русским народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.
Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6
Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
Прорыв блокады и её окончание………………………………….14
Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22
2.1. Воспоминания детей…………………………………………..
2.2. Работа детей на производстве и совхозах………………….
2.3. Обучение детей во время блокады Ленинграда………..
Заключение 32
Приложения 33
Список литературы 58
Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника Г.И. Середина овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал с юга и запада Преображенскую гору. К полудню гора, часть города и железнодорожная станция были заняты.
В ночь
на 18 января командир 26-го немецкого
армейского корпуса решил вывести
оставшиеся войска из Шлиссельбурга
и отвести их к Синявино. К этому
времени между войсками Ленинградского
и Волховского фронтов
Вскоре
123-я стрелковая бригада заняла и
Рабочий посёлок №1.Таким
В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
В день
завершения прорыва блокады, 18 января
1943 г., Государственный Комитет
Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943 г. по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда. Ленинградские заводы и фабрики получили сырьё и топливо, благодаря чему значительно расширился выпуск военной продукции. В войска Ленинградского фронта прибывало пополнение, вооружение, боевая техника, боеприпасы.
Прорыв
блокады Ленинграда – это была
третья крупнейшая победа после Москвы
и Сталинграда в Великой
Прошёл
ровно год после прорыва
9 сентября
1943 года Военный совет
В октябре 1943 года командование Ленинградского фронта отдало оперативную директиву, в которой подчинённым войскам как общая ставилась задача упорно и настойчиво прощупывать оборону противника и одновременно приступить к подготовке общего прорыва фронта. Стрелковые войска, артиллерия, авиация, специальные роды войск получили конкретные боевые задачи.
Два с половиной месяца днём и ночью, в любую погоду шла во фронтах напряжённая боевая учёба. Укреплялась линия фронта, шла разведка, различными видами войск отрабатывались различные техники ведения боёв.
Советские
войска сосредотачивались в исходных
районах для наступления
Во всех направлениях шли автомашины, груженные ящиками со снарядами, минами и патронами, с продовольствием и снаряжением. В лесу недалеко от переднего края артиллеристы и танкисты проверяли готовность материальной части к бою, уточняли данные для стрельбы, маршруты движения танков.
14 января
1944 года по противнику открыли
огонь тяжёлые морские орудия
из Кронштадта, с фортов и кораблей,
а также многочисленная
Советским
войскам пришлось продолжать наступление
в тяжёлых условиях. Авиация не
могла оказать должной
Ночью противник подвёл к участку прорыва резервы, и с утра 15 января бои приняли ещё более ожесточённый характер. Весь день гитлеровцы предпринимали контратаки, задерживая продвижение частей 2-й ударной армии. Лишь в результате ожесточённых трёхдневных боёв удалось прорвать главную полосу обороны противника.
16 и
17 января войска 42-й армии прогрызали
вражескую оборону, усиливая
Утром 19 января советские войска овладели Красным селом. Вторая полоса обороны противника оказалась прорванной на всю её глубину. Вечером 19 января войска 42-й и 2-й ударной армии соединились в районе Русско-Высоцкое и замкнули кольцо окружения вокруг петергофско-стрельнинской группировки противника. К исходу 20 января совместными действиями обеих армии эта группировка была уничтожена. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми около 20 тыс. солдат и офицеров. Тысяча гитлеровцев сдалась в плен.
За семь дней ожесточённых боёв войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали сильно укреплённую оборону 18-й немецкой армии на её флангах и таким образом нарушили устойчивость всей обороны противника на ленинградском направлении.
К исходу 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали в 300-километровой полосе оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы, с боями продвинулись от 60 до 100км и перерезали важнейшие коммуникации противника. Видя реальную угрозу окружения остатков 18-й армии, командующий группой армий “Север”, генерал-фельдмаршал Кюхлер, приказал отвести их в западном и юго-западном направлениях.
С освобождением городов Пушкин, Гатчина, Любань, Чудово и Октябрьской железной дороги блокада Ленинграда была полностью снята. Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду.
Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, несмотря ни на что, они сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады. Насколько тяжело было ленинградцам – блокадникам мы постараемся показать в следующей главе.
Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде.
Блокада1 - система мероприятий политического или экономического характера, направленных на изоляцию, нарушение внешних связей блокируемого государства с целью принуждения его к выполнению каких-либо требований… Военная блокада - изоляция блокируемого объекта (группировка войск, город, государство и др.) путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады - истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции, подрыв военно-экономической мощи вражеского государства и др. Блокада в тактическом масштабе называется блокированием.
В словаре Даля говорится, что блокада-это осада, осаждение, обложение, оцеп, окружение, охват, отрез.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков, а после снятии блокады 15 тысяч детей. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады"2. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, из них 230 тысяч были дети. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.
Вспоминая
об этих невыносимо тяжелых днях, ленинградка
Кена Петровна Черная не могла сдержать
слезы. "Мне было всего четыре
года, – говорила она, – когда
началась война, я помню как пыталась
спрятаться под столом во время артобстрелов
и бомбежек и ждала маму, а мама
приходила и говорила: "Хлеба
нет, машину с хлебом разбомбили".
И так каждый день. А в апреле
1942 года нам объявили эвакуацию на
"Большую землю". Все проходило
строго по законам военного времени.
Нас сопровождали люди с оружием.
Не допускалась никакая
По льду Ладожского озера мы ехали в кузове грузовой автомашины. Вокруг, куда не посмотришь, до самого горизонта простирались снежные поля. Сильный ветер с мокрыми хлопьями снега пронизывал почти насквозь. Мы – дети прижимались к родителям, так было чуть-чуть теплее. Затем ехали на поезде в товарных вагонах, спали на нарах, на соломе. Питались чем придется, жмых считался деликатесом. Иногда удавалось раздобыть дрова и тогда топили печку, но тепла хватало ненадолго. Я заболела. А по правилам движения, заболевших, чтобы не распространять инфекцию, переводили в вагон-лазарет. Мама надела мне чулки, капор и понесла в этот вагон. Я помню ее дыхание, она дышала на меня, пытаясь передать мне свое тепло, чтоб я не умерла.
Вагон-лазарет оказался обыкновенным товарным вагоном, посреди которого зияло отверстие для нужд, а на соломе лежали умирающие люди. "Нет! Я не оставлю ее здесь", – сказала мама и вернулась на свое место, села у вагонной двери и всю дорогу держала меня на руках. Недалеко от Тюмени ленинградцев выгрузили. Все мы думали, что здесь дождемся конца войны и поедем обратно домой. Весна вступала в свои права, оживала природа, появилась первая зелень, в том числе крапива и лебеда, которую мы тогда употребляли в пищу. А потом пришел пароход-колесник с длинной почерневшей трубой. Всех ленинградцев погрузили на пароход и повезли на север по течению реки Иртыш. На каждой пристани строго по списку высаживали группу эвакуированных на временное поселение. Нас человек 30 высадили под Ханты-Мансийском, на диком берегу, где стояла единственная избушка бакенщика, а вдали виднелось село. Нас поселили в церкви этого села. Некоторое время жили среди икон, спали на соломе, что-то жгли, чтобы разогнать комаров. Когда спала большая вода, нашу группу рассредоточили по деревням, родители начали работать, стало намного легче".
И при этом Кенe Петровнe ещё повезло, ведь сколько детей осталось в блокадном Ленинграде голодных, истерзанных , незнающих как прожить следующий день.
«Никогда не забуду, как в 1942 году в Ленинграде я осталась в живых только потому, что не разорвалась бомба у дома, в котором мы тогда жили. Когда ее вскрыли, в ней оказались опилки и записка на немецком языке: "Чем можем, тем поможем". Доброта и мужество людей, изготовивших эту бомбу, спасли жизнь мне и многим другим.»-рассказывала Селецкая Галина Яковлевна.
Дети умирали не только от голода, но из-за постоянных бомбежек. Каждый божий день им приходилась бороться за свое существование.
«В нашей семье было трое детей: 12,5 и 3 года, я младшая.»-продолжала Галина Яковлевна-« Старшая сестра училась в школе, и когда начались бомбежки Ленинграда, директор школы приказала всех учеников вывезти на специальном поезде (без родителей) из осажденного города. Поезд отправился с Финляндского вокзала в сопровождении учителей школы. В 50 км от города состав попал под бомбежку немецких самолетов. В некоторые вагоны попали бомбы. Кто мог, тот выпрыгнул на ходу. Поезд остановился. Очень много детей погибло. Лишь немногие, в том числе и моя сестра, остались живы. Учителя собрали живых детей и отвели в близлежащую избу, чтобы переночевать. В этот район проникла группа немецких разведчиков. Ночью они вошли в избу, где находились перепуганные дети и несколько учителей. Они вывели учителей на улицу и на глазах у детей расстреляли. Моя сестра всю жизнь страдала от этого ужаса. Ей удалось выжить - ее нашел мой отец, которому сообщили, что некоторые ученики школы остались в живых.»